Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Батршиной Ю.А.
судей Нурисламовой Э.Р., Якуповой Н.Н.
при секретаре Миграновой Д.Р.,
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе НАЭ на решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении заявления НАЭ о признании незаконным отказа Центра Лицензионно-разрешительной работы МВД по РБ датированного дата N ... / ... в выдаче лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему, обязании МВД по адрес выдать лицензию на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему по месту постоянного проживания в городе Уфа, обязании МВД по адрес производить контрольный отстрел охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом по месту постоянного проживания в городе Уфа, обязании МВД по адрес продлевать разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия с нарезным стволом по месту постоянного проживания в городе Уфа, обязании МВД по адрес истребовать наблюдательное дело из адрес для учета и контроля по территориальности в адрес - отказать.
Заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия
установила:
НАЭ обратился в суд с заявлением о признании неправомерным отказа Центра Лицензионно-разрешительной работы Министерства внутренних дел по адрес в выдаче лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему.
В обоснование заявления указано, что в июле 2014 года НАЭ обратился в Центр лицензионно-разрешительной работы МВД по адрес с заявлением о выдаче лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему. дата по почте им получено письмо МВД по адрес датированное дата N ... / N ... с отказом в выдаче лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему, в котором указано, что ему необходимо обратиться в подразделение лицензионно-разрешительной работы по месту жительства в городе Москве. Считает, что отказ МВД по адрес в выдаче ему лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему является незаконным и необоснованным, нарушает его права по следующим основаниям. Он зарегистрировался в 2000 году по месту жительства в адрес поля, адрес, о чем в паспорте гражданина Российской Федерации проставлена отметка. С 2013 года его постоянным местом жительства является принадлежащий ему на праве собственности дом, расположенный по адресу: адрес. Он на постоянной основе работает в городе Уфа, в связи с чем, построил жилой дом, зарегистрирован и постоянно проживает там по адресу: поселок "Нагаево-Премиум" адрес. Он по месту своего постоянного проживания имеет все необходимые условия для хранения оружия, предусмотренные действующим законодательством. В Российской Федерации граждане не ограничены в выборе места жительства и действующим законодательством не запрещено иметь несколько мест жительства. Так после завершения строительства он в 2013 году зарегистрировался в своем доме по адресу: адрес, о чем ему была выдана справка о регистрации по месту пребывания, однако в момент регистрации действующим на тот момент законодательством, а именно ст.2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" было предусмотрено следующее: место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника. Место регистрации не было привязано к месту жительства и не препятствовало получению лицензии на приобретение оружия. В связи с чем, справка о месте пребывания выданная ему до 2025 года не лишала его возможности приобретать лицензию на оружие и хранить его по месту своего проживания в городе Уфа. После дата были внесены изменения в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" появились новые понятия регистрация гражданина по месту жительства и месту пребывания, однако место жительства осталось прежним. Фактически он зарегистрирован по месту пребывания в месте своего постоянного проживания в жилом доме, расположенном по адресу: адрес принадлежащем ему на праве собственности. Также он, руководствуясь изложенным считает, что правомерно обратился в ЦЛЛР МВД по адрес с заявлением о выдаче лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему и отказ ЦЛЛР МВД по адрес лишает его права на получение государственной услуги.
На основании изложенного, просит признать незаконным отказ МВД по адрес датированный дата N ... в выдаче ему лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему. Обязать МВД по адрес выдать ему лицензию на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему по месту постоянного проживания в городе Уфа. Обязать МВД по адрес производить контрольный отстрел охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом принадлежащие ему по месту постоянного проживания в городе Уфа. Обязать МВД по адрес продлевать разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия с нарезным стволом принадлежащие ему по месту постоянного проживания в городе Уфа. Обязать МВД по адрес истребовать его наблюдательное дело из адрес для учета и контроля по территориальности в городе его проживания в Уфе. Взыскать с Центра лицензионно-разрешительной работы МВД по адрес в его пользу расходы по оплате госпошлины в размере N ... рублей.
Судом постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласился НАЭ по доводам апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Административный истец о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещен, в суд направил своего представителя. В силу пункта 1 части 1 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца НАЭ
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме согласно требованиям статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, выслушав представителя НАЭ - НАЭ, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя МВД по адрес НАЭ, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия полагает, что решение подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от дата N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с дата введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 22-ФЗ не рассмотренные до дата апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Таким образом, апелляционная жалоба НАЭ подлежит рассмотрению по правилам КАС РФ.
Из материалов дела следует, что НАЭ, N ... года рождения, зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес, что подтверждается копией паспорта НАЭ
Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания, НАЭ зарегистрирован по месту пребывания по адресу: адрес на срок с дата по дата.
Отказывая административному истцу в удовлетворении иска о признании неправомерным отказа в выдаче лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему, суд исходил из требований Закона "Об оружии", Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пришел к выводу, что нарушений действующего законодательства сотрудниками Центра ЛРР МВД по адрес не допущено, так как для получения лицензии необходимо обратиться в орган внутренних дел по месту жительства, под которым понимается место регистрации.
С таким выводом нельзя согласиться, поскольку судом неверно определены обстоятельства имеющие значение для дела и не применены материальные нормы, подлежащие применению, что повлекло вынесение незаконно решения.
Из материалов следует, что дата НАЭ обратился в ЦЛРР МВД по адрес для получения лицензии (разрешения) на получение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему. Уведомлением начальника Центра ЛРР МВД по адрес от дата N ... /Н-1641 НАЭ было отказано в выдаче лицензии в связи с обстоятельствами, предусмотренными ст. 13 Федерального закона от дата N 150-ФЗ "Об оружии", ст. 2 Закона Российской Федерации от дата N ... "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Также НАЭ было рекомендовано обратиться с заявлением о выдаче лицензии на получение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему по месту жительства в ЦЛРР УВД по ЮВАО ГУ МВД России по адрес, в связи с тем, что согласно штампа в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства заявителя указано адрес. Учетное наблюдательное дело на НАЭ, которое заводится на владельцев оружия, также направлено в адрес.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от дата N 150-ФЗ "Об оружии", положения которого, как следует из его преамбулы, направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации в соответствии со ст.28 Закона об оружии осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.
Вопросы, связанные с оформлением, выдачей, продлением срока действия и аннулированием лицензий на торговлю, приобретение, коллекционирование или экспонирование гражданского и служебного оружия, регламентированы Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от дата N 288.
Согласно части 1 статьи 13 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от дата N 398-ФЗ) право на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства.
В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от дата N 150-ФЗ "Об оружии" лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания.
Из материалов дела следует, что по адресу: адрес НАЭ зарегистрирован по месту пребывания сроком с дата по дата (л.д.12).
Собственником вышеуказанного жилого дома является НАЭ (свидетельство о государственной регистрации права от дата).
Проверяя законность обжалуемых действий и бездействия, судебная коллегия, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и руководствуясь положениями Закона РФ от дата N ... "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", приходит к выводу, что местом жительства НАЭ на момент обращения с заявлением в ЦЛРР МВД по РБ о выдаче лицензии на приобретение оружия является адрес, где он постоянно проживает.
Судебная коллегия полагает необходимым указать, что в случае подачи НАЭ заявления в соответствующий орган внутренних дел в адрес будет невозможно исполнение требований пункта 28 вышеуказанной Инструкции по проведению, до принятия решения о выдаче лицензий, проверки обеспечения условий сохранности оружия и наличия запираемых на замок сейфов по месту жительства НАЭ в адрес, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления НАЭ и признания незаконным отказ ЦЛРР МВД по адрес, датированный дата N ... / N ... в выдаче НАЭ лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему, обязании Министерство внутренних дел по адрес рассмотреть поданное НАЭ заявление для получения лицензии на приобретение оружия и патронов по месту его жительства: адрес.
Судебная коллегия также не может согласиться с выводом суда в оспариваемом решении со ссылкой на пункт 162 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, а также о том, что необходимым документом для получения лицензии на оружие является паспорт, подтверждающий регистрацию по месту жительства, и получение гражданами лицензий по месту пребывания законом не предусмотрено,
Приказом МВД России от дата N 504 пункт 162 вышеназванной Инструкции изложен в следующей редакции: "Граждане Российской Федерации должны хранить принадлежащее им оружие и патроны по месту жительства (по месту пребывания) в запираемых на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность оружия и патронов, безопасность их хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц".
К указанному пункту введена сноска, согласно которой место жительства (место пребывания) определяется в соответствии со статьей 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". В соответствии с указанной нормой местом жительства является то жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на законных основаниях, тогда как по месту пребывания гражданин проживает временно.
С соблюдением положений пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия, отменяя решение суда в части, считает возможным в отмененной части принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного истца.
В соответствии с частью 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичный принцип обязательности судебных актов закреплен статьей 16 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата отменить в части отказа Центра Лицензионно-разрешительной работы МВД по адрес датированного дата N ... / N ... в выдаче лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему.
В отмененной части принять по делу новое решение, которым признать незаконным отказ Центра Лицензионно-разрешительной работы МВД по адрес, датированный дата N ... /Н-1641 в выдаче НАЭ лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему, обязав Министерство внутренних дел по адрес рассмотреть поданное НАЭ заявление для получения лицензии на приобретение оружия и патронов по месту его жительства: адрес.
В остальной части решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения.
Председательствующий Ю.А.Батршина
Судьи Э.Р.Нурисламова
Н.Н.Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.