Верховный суд Республики Башкортостан
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Уфа 03 февраля 2016 года
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Михляевой Г.А.
при секретаре Шакировой Г.Р.
с участием представителя ОАО "Салаватнефтемаш" Иванова В.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО "Салаватнефтемаш" к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
Открытое акционерное общество "Салаватнефтемаш" (далее ОАО "Салаватнефтемаш") обратилось в Верховный суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением с последующим его уточнением к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, указав в обоснование своих требований, что является арендатором земельных участков: с кадастровым номером N ... , площадью 52209 кв.м., расположенного по адресу: адрес адрес, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания основного производства; с кадастровым номером N ... , площадью 144194 кв.м., расположенного по адресу: адрес, южнее управления ОАО "Салаватнефтемаш", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания основного производства; с кадастровым номером N ... , площадью 135 273 кв.м., расположенного по адресу: адрес, севернее станции "Южная" ОАО "Салаватнефтеоргсинтез", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания основного производства; с кадастровым номером N ... , площадью 9544 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для организации работы спортивно-оздоровительной направленности и туризма; с кадастровым номером N ... , площадью 33899 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, в районе производственной базы ОАО "Салаватнефтемаш", южнее ЗУ N ... категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: железные дороги; с кадастровым номером N ... , площадью 8913 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, в районе производственной базы ОАО "Салаватнефтемаш", западнее ЗУ N ... , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: автодороги; с кадастровым номером N ... , площадью 1338 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, в районе производственной базы ОАО "Салаватнефтемаш", восточнее ЗУ N ... , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: железные дороги; с кадастровым номером N ... площадью 20387 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, в районе производственной базы ОАО "Салаватнефтемаш", южнее ЗУ N ... , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: линейные объекты (ЛЭП, кабели, теплотрассы, и т.д.); с кадастровым номером N ... площадью 745 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, в районе производственной базы ОАО "Салаватнефтемаш", южнее ЗУ N ... , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: железные дороги; с кадастровым номером N ... , площадью 36878 кв.м., расположенного по адресу: адрес", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: базы отдыха предприятий, организаций. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N646 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан и кадастровая стоимость земельных участков: земельных участков с кадастровыми номерами N ... по состоянию на 1 июня 2014 года установлена в размере соответственно 75 187 747.17 руб.; 196 940 165.20 руб.; 167 522 083.20 руб.; 6 236 145 руб.; земельных участков с кадастровыми номерами N ... по состоянию на 13 марта 2015 года установлена в размере соответственно 21 981 806.55 руб.; 5 779 634.85 руб.; 867 626.10 руб.; 13 219 950.15 руб.; 483 095.25 руб.; земельного участка с кадастровым номером N ... по состоянию на 16 сентября 2014 года установлена в размере 20 862 253.38 руб. Согласно отчету ООО "Центр экспертизы и оценки "Церта" об оценке от 31.08.2015 N 050-08-2015-Ч/02 рыночная стоимость спорных земельных участков на указанные даты составляет соответственно 25469639 руб., 64503744 руб., 60844443 руб., 3566668 руб., 8011690 руб., 2360786 руб., 416613 руб., 5031919 руб., 243853 руб. и 12533357 руб. Считает, что установленная кадастровая стоимость земельных участков завышена, что нарушает его права, так как ведет к необоснованному увеличению размера арендных платежей. Просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости с учетом результатов судебной экспертизы: с кадастровыми номерами N ... по состоянию на 1 июня 2014 года в размере соответственно 26050000 руб.; 69514000 руб.; 65213000 руб.; 3644000 руб.; земельных участков с кадастровыми номерами N ... по состоянию на 13 марта 2015 года в размере соответственно 10452000 руб.; 2946000 руб.; 442000 руб.; 6500000 руб.; 246000 руб.; земельного участка с кадастровым номером N ... по состоянию на 16 сентября 2014 года в размере 12698000 руб.
В судебное заседание представители административных ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан и заинтересованных лиц Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Администрации ГО г. Салават Республики Башкортостан, Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г. Салават не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании 03 февраля 2016 года представитель ОАО "Салаватнефтемаш" Иванов В.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме. Против выводов эксперта, проведшего исследование участка по определению суда, не возражал, сделанное им заключение не оспорил. Пояснил, что с заключением эксперта знаком, с ним согласен. Указал, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной необходимо для уменьшения размера арендных платежей. Просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной в соответствии с результатом экспертизы.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан в письменном ответе от 21.12.2015 г. N 10198 сообщило, что земельные участки с кадастровыми номерами N ... поставлены на государственный кадастровый учет 20.09.2012 г. площадью соответственно "33899 кв.м." и "8913 кв.м.", с кадастровыми номерами 02 N ... поставлены на государственный кадастровый учет 21.09.2012 г. площадью соответственно "1338 кв.м.", "20387 кв.м." и "745 кв.м.". при постановке на государственный учет у данных участков отсутствовал вид разрешенного использования, категория земель не была установлена, в связи с этим расчет кадастровой стоимости не произведен. На основании постановления Администрации ГО г. Салават от 31.07.2014 г. N 1534-п в ГКН 16.09.2014 г. внесено изменение в сведения о виде их разрешенного использования на формулировку: "промышленные предприятия и коммунально-складские организации I и IIIклассов опасности" и установлена категория земель населенных пунктов. В 2014 году проведен очередной тур работ по актуализации ГКО городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, результаты которой утверждены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N646. с применением актуализированных УПКС была рассчитана кадастровая стоимость этих участков. В последующем на основании постановления Администрации ГО г. Салават от 27.02.2015 г. N 446-п в ГКН 13.03.2015 г. внесено изменение в сведения о виде их разрешенного использования и в установленном порядке произведен расчет кадастровой стоимости с применением УПКР 13-й группы видов разрешенного использования, утвержденного приведенным выше постановлением Правительства РБ. В результате кадастровая стоимость данных земельных участков определена по состоянию на 13.03.2015 г., рассчитана и утверждена в актах определения кадастровой стоимости и внесена в ГКН.
Земельные участки с кадастровыми номерами N ... поставлены на государственный кадастровый учет 14.09.2010 г. с видом разрешенного использования "для обслуживания основного производства" категории земель населенных пунктов площадью соответственно "52209 кв.м.", "144194 кв.м." и "135273 кв.м."; с кадастровым номером 02:59:040101:9 поставлен на государственный кадастровый учет 02.12.2003 г. с видом разрешенного использования "для организации работы спортивно-оздоровительной направленности и туризма" категории земель населенных пунктов площадью "9544 кв.м.". Кадастровая стоимость этих участков утверждена приведенным выше постановлением, определена по состоянию на 01.06.2014 г.
Земельный участок с кадастровым номером N ... поставлен на государственный кадастровый учет 16.07.2014 г. без вида разрешенного использования площадью "36878 кв.м.". На основании постановления Администрации ГО г. Салават от 11.09.2014 г. N 1894-п в ГКН 16.09.2014 г. внесено изменение в сведения о виде их разрешенного использования данного земельного участка на формулировку: "базы отдыха предприятий, организаций". Кадастровая стоимость его рассчитана с применением актуализированного УПКС 8-й группы видов разрешенного использования, утвержденного приведенным выше постановлением Правительства РБ, в акте определения кадастровой стоимости, определена по состоянию на 16.09.2014 г.
В результате выполненных работ кадастровая стоимость участков с кадастровыми номерами N ... по состоянию на 1 июня 2014 г. установлена в размере соответственно 75 187 747.17 руб.; 196 940 165.20 руб.; 167 522 083.20 руб.; 6 236 145 руб.; земельных участков с кадастровыми номерами N ... по состоянию на 13 марта 2015 г. установлена в размере соответственно 21 981 806.55 руб.; 5 779 634.85 руб.; 867 626.10 руб.; 13 219 950.15 руб.; 483 095.25 руб.; земельного участка с кадастровым номером N ... по состоянию на 16 сентября 2014 г. установлена в размере 20862 253.38 руб. (л.д.179-196 т.2).
В письменном возражении на административное исковое заявление Министерство земельных и имущественных отношений РБ просило в удовлетворении иска отказать, указав на несоответствие представленного истцом отчета требованиям федерального законодательства, и что в связи с этим на основании представленных документов заявленные требования не подлежат удовлетворению (л.д. 92-98 т.2).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу ч. 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В силу пункта 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно положениям ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Исходя из положений статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 1 марта 2011 г. N 275-О-О и от 3 июля 2014 г. N 1555-О, установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, тем самым действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 г. N 1555-О правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу. Преимущество же применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка.
При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об ее утверждении.
Действующее законодательство не содержит ограничений, препятствующих арендатору объекта недвижимости как лицу, имеющему самостоятельный правовой интерес, обратиться в установленном законом порядке в суд в целях установления кадастровой стоимости в размере равной его рыночной стоимости. При этом право на обжалование результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости арендаторами таких объектов не находится в прямой зависимости от того, применяется ли кадастровая стоимость арендуемого объекта для расчета арендных платежей в силу закона или в силу договора.
Материалами дела установлено, что между Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г. Салават и ОАО "Салаватнефтемаш" заключен договор аренды от дата N ... зем сроком до дата. Предметом договора являются земельные участки с кадастровыми номерами N ... площадью соответственно
"52209 кв.м.", "144194 кв.м." и "135273 кв.м." (л.д. 15-33 т.1).
Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г. Салават и ОАО "Салаватнефтемаш" заключен договор аренды от дата N ... зем сроком до дата. Предметом договора являются земельные участки с кадастровыми номерами N ... площадью соответственно "33899 кв.м.", "8913 кв.м.", "1338 кв.м.", "20387 кв.м." и "745 кв.м." (л.д. 48-78 т.1).
Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г. Салават и ОАО "Салаватнефтемаш" заключен договор аренды от дата N ... зем сроком до дата. Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером N ... площадью "9544 кв.м." (л.д. 101-115 т.1).
Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г. Салават и ОАО "Салаватнефтемаш" заключен договор аренды от дата N ... зем сроком до дата. Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером N ... площадью "36878 кв.м." (л.д. 119-132 т.1).
В соответствии с п. 3.3. приведенных договоров аренды расчет арендной платы определен в приложении к договору, который является неотъемлемой частью договора.
Из представленных суду расчетов, являющихся неотъемлемой частью договоров, усматривается, что арендная плата за каждый земельный участок рассчитана исходя из его кадастровой стоимости (л.д. 28, 65-74, 111, 129 т. 1).
Данное обстоятельство административными ответчиками, заинтересованными лицами не оспорено.
Доказательства иного расчета размера арендной платы за спорные земельные участки, отсутствия учета при этом их кадастровой стоимости административными ответчиками, заинтересованными лицами суду не представлены.
Материалами дела подтверждается, что земельные участки с кадастровым номером с кадастровым номером N ... общей площадью 52209 кв.м., расположенный по адресу: адрес, адрес, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания основного производства; с кадастровым номером N ... , площадью 144194 кв.м., расположенный по адресу: адрес, южнее управления ОАО "Салаватнефтемаш", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания основного производства; с кадастровым номером N ... , площадью 135 273 кв.м., расположенный по адресу: адрес, севернее станции "Южная" ОАО "Салаватнефтеоргсинтез", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания основного производства, поставлены на государственный кадастровый учет 14.09.2010 года (л.д. 35-37, 39-44, 46-47).
Земельные участки с кадастровым номером N ... , площадью 33899 кв.м., расположенный по адресу: адрес, северная промышленная зона, в районе производственной базы ОАО "Салаватнефтемаш", южнее ЗУ N ... , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: железные дороги; с кадастровым номером N ... , площадью 8913 кв.м., расположенный в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, в районе производственной базы ОАО "Салаватнефтемаш", западнее ЗУ N ... , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: автодороги, поставлены на государственный кадастровый учет 20.09.2012 года (л.д. 80-86, 88-89 т.1).
Земельные участки с кадастровым номером N ... , площадью 1 338 кв.м., расположенный по адресу: адрес, в районе производственной базы ОАО "Салаватнефтемаш", восточнее ЗУ N ... , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: железные дороги; с кадастровым номером N ... , площадью 20387 кв.м., расположенный по адресу: адрес, в районе производственной базы ОАО "Салаватнефтемаш", южнее ЗУ N ... , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: линейные объекты (ЛЭП, кабели, теплотрассы, и т.д.); с кадастровым номером N ... , площадью 745 кв.м., расположенный по адресу: адрес, в районе производственной базы ОАО "Салаватнефтемаш", южнее ЗУ N ... , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: железные дороги, поставлены на государственный кадастровый учет 21.09.2012 года (л.д. 90-92, 94-97, 99-100 т.1).
Земельный участок с кадастровым номером N ... , площадью 9544 кв.м., расположенный по адресу: адрес, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для организации работы спортивно-оздоровительной направленности и туризма, поставлен на государственный кадастровый учет 02.12.2003 года (л.д. 117-118 т. 1).
Земельный участок с кадастровым номером N ... площадью 36878 кв.м., расположенный по адресу: адрес, в районе базы отдыха "Сатурн", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: базы отдыха предприятий, организаций, поставлен на государственный кадастровый учет 16.07.2014 года (л.д134-136 т. 1).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N646 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 1 июня 2014 года.
Указанный акт является общедоступным документом, размещен на официальных информационных сайтах, а также в правовой системе "КонсультантПлюс".
ОАО "Салаватнефтемаш" просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления арендных платежей, исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельного участка, затрагивает права заявителя, как плательщика арендной платы.
Заявителем предоставлен отчет от 31.08.2015 N 050-08-2015-Ч/02 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО "Центр экспертизы и оценки "Церта", согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков с кадастровыми номерами N ... составляет 25469639 рублей, N ... составляет 64503744 рублей, N ... составляет 60844443 рублей, N ... составляет 3566668 рублей, N ... составляет 8011690 рублей, N ... составляет 2360786 рублей N ... составляет 416613 рублей, N ... составляет 5031919 рублей, N ... составляет 243853 рублей, N ... составляет 12533357 рублей (л.д.152-246 т.1).
Соответствие указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, а также определенная оценщиком стоимость объектов оценки подтверждены положительным экспертным заключением от 02.09.2015 г. N941/09-15 Саморегулируемой организации оценщиков "Межрегиональный союз оценщиков" (л.д.1-23 т.2).
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 10.11.2015 г. N563 отклонено заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков (9), поступившее в комиссию 20 октября 2015 года (л.д. 141-145 т.1).
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 10.11.2015 г. N564 отклонено заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка (1), поступившее в комиссию 20 октября 2015 года (л.д. 148-150 т.1).
Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 23 декабря 2015 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков, проведение которой поручено экспертам ООО "Деловые консультации", на разрешение эксперта постановлен вопрос об определении рыночной стоимости земельных участков: по состоянию на 01 июня 2014 года - с кадастровым номером N ... , площадью 52209 кв.м., расположенного по адресу: адрес, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания основного производства; с кадастровым номером N ... площадью 144194 кв.м., расположенного по адресу: адрес, южнее управления ОАО "Салаватнефтемаш", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания основного производства; с кадастровым номером N ... , площадью 135 273 кв.м., расположенного по адресу: адрес, севернее станции "Южная" ОАО "Салаватнефтеоргсинтез", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания основного производства; с кадастровым номером N ... , площадью 9544 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для организации работы спортивно-оздоровительной направленности и туризма; по состоянию на 13 марта 2015 года - с кадастровым номером N ... , площадью 33899 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, северная промышленная зона, в районе производственной базы ОАО "Салаватнефтемаш", южнее ЗУ N ... , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: железные дороги; с кадастровым номером N ... , площадью 8913 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, северная промышленная зона, в районе производственной базы ОАО "Салаватнефтемаш", западнее ЗУ N ... , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: автодороги; с кадастровым номером N ... площадью 1 338 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, северная промышленная зона, в районе производственной базы ОАО "Салаватнефтемаш", восточнее ЗУ N ... , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: железные дороги; с кадастровым номером N ... , площадью 20387 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, северная промышленная зона, в районе производственной базы ОАО "Салаватнефтемаш", южнее ЗУ N ... , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: линейные объекты (ЛЭП, кабели, теплотрассы, и т.д.); с кадастровым номером N ... , площадью 745 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, в районе производственной базы ОАО "Салаватнефтемаш", южнее ЗУ N ... , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: железные дороги; по состоянию на 16 сентября 2014 года - с кадастровым номером N ... , площадью 36878 кв.м., расположенного по адресу: адрес", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: базы отдыха предприятий, организаций.
Согласно заключению эксперта ООО "Деловые консультации" от 11.01.2016 года N 6.2016 рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером N ... в размере 26050000 рублей; с кадастровым номером N ... в размере 69514000 рублей; с кадастровым номером N ... в размере 65213000 рублей; с кадастровым номером N ... в размере 3644000 рублей; с кадастровым номером N ... в размере 10452000 рублей; с кадастровым номером N ... в размере 2946000 рублей; с кадастровым номером N ... в размере 442000 рублей; с кадастровым номером N ... в размере 6500000 рублей; с кадастровым номером N ... в размере 246000 рублей; с кадастровым номером N ... в размере 12698000 рублей (л.д.202-315 т.2).
Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта ООО "Деловые консультации" от 11.01.2016 года N 6.2016, другими лицами, участвующими в деле, в судебном заседании 03 февраля 2016 года не оспорена, какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии заключения эксперта ООО "Деловые консультации" от 11.01.2016 года N 6.2016 установленным требованиям лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приведены.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Суд, оценивая заключение эксперта ООО "Деловые консультации" от 11.01.2016 года N 6.2016 и отчет от 31.08.2015 N 050-08-2015-Ч/02 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО "Центр экспертизы и оценки "Церта", представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости заключения эксперта ООО "Деловые консультации" от 11.01.2016 года N 6.2016, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным. Требования, содержащиеся в ст.ст. 2, 3, 4, 6-8, 16 и 17, ч.2 ст.18, ст.ст. 24 и 25 Федерального Закона от 31.05.2011 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", предъявляемые к судебно-экспертным учреждениям, не являющихся государственными судебно-экспертными учреждениями, экспертом соблюдены. Заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, который предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях и научных и практических источниках. При определении рыночной стоимости земельного участка экспертом произведены корректировки "на вид передаваемых прав", "на торг", "на площадь" (л.д. 218-241 т.2).
Лицами, участвующими в деле, каких-либо доводов, позволяющих подвергать сомнению указанное заключение судебной экспертизы, не приведено, доказательств в опровержение данного заключения не представлено, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертиз не заявлено.
Поскольку экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельных участков, ставить его под сомнение оснований не имеется.
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что рыночную стоимость земельного участка необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО "Деловые консультации" от 11.01.2016 года N 6.2016.
Принимая во внимание значительное расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в экспертном заключении, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Оценивая в совокупности положения главы III.1 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, обратившийся с требованием о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета индивидуальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Как усматривается из материалов дела кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N ... по состоянию на 1 июня 2014 года установлена в размере соответственно 75 187 747.17 руб.; 196 940 165.20 руб.; 167 522 083.20 руб.; 6 236 145 руб.; земельных участков с кадастровыми номерами 02 N ... по состоянию на 13 марта 2015 года установлена в размере соответственно 21 981 806.55 руб.; 5 779 634.85 руб.; 867 626.10 руб.; 13 219 950.15 руб.; 483 095.25 руб.; земельного участка с кадастровым номером N ... по состоянию на 16 сентября 2014 года установлена в размере 20 862 253.38 руб., что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 10.08.2015 года (л.д. 34, 38, 45, 88 т. 1), от 07.08.2015 года (л.д. 79, 87, 93, 98, 116, 133 т. 1).
На эту же дату экспертом определена рыночная стоимость земельных участков.
Исходя из части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность по доказыванию несоответствия заявленной ОАО "Салаватнефтемаш" рыночной стоимости земельных участков лежит на административных ответчиках.
Лицами, участвующими в деле, каких-либо доводов, позволяющих подвергать сомнению указанное заключение судебной экспертизы, не приведено, доказательств в опровержение данного заключения не представлено, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявлено.
С учетом изложенного, права заявителя - арендатора земельных участков, могут быть защищены с использованием такого способа как установление кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности ОАО "Салаватнефтемаш", вытекающие из арендных отношений.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.18, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Открытого акционерного общества "Салаватнефтемаш" к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, поступившее в Верховный суд Республики Башкортостан 08.12.2015 года после обращения 20 октября 2015 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Республике Башкортостан, удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 июня 2014 года кадастровую стоимость земельных участков:
с кадастровым номером N ... общей площадью 52209 кв.м., расположенного по адресу: адрес, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания основного производства, равной его рыночной стоимости в размере 26050000 рублей;
с кадастровым номером N ... площадью 144194 кв.м., расположенного по адресу: адрес, южнее управления ОАО "Салаватнефтемаш", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания основного производства, равной его рыночной стоимости в размере 69514000 рублей;
с кадастровым номером N ... площадью 135 273 кв.м., расположенного по адресу: адрес, севернее станции "Южная" ОАО "Салаватнефтеоргсинтез", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания основного производства, равной его рыночной стоимости в размере 65213000 рублей;
с кадастровым номером N ... , площадью 9544 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для организации работы спортивно-оздоровительной направленности и туризма, равной его рыночной стоимости в размере 3644000 рублей.
Установить по состоянию на 13 марта 2015 года кадастровую стоимость земельных участков:
с кадастровым номером N ... площадью 33899 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: железные дороги, равной его рыночной стоимости в размере 10452000 рублей;
с кадастровым номером N ... , площадью 8913 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: автодороги, равной его рыночной стоимости в размере 2946000 рублей;
с кадастровым номером N ... , площадью 1 338 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: железные дороги, равной его рыночной стоимости в размере 442000 рублей;
с кадастровым номером N ... площадью 20387 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: линейные объекты (ЛЭП, кабели, теплотрассы, и т.д.), равной его рыночной стоимости в размере 6500000 рублей;
с кадастровым номером N ... , площадью 745 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: железные дороги, равной его рыночной стоимости в размере 246000 рублей.
Установить по состоянию на 16 сентября 2014 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью 36878 кв.м., расположенного по адресу: адрес", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: базы отдыха предприятий, организаций, равной его рыночной стоимости в размере 12698000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Верховного суда
Республики Башкортостан Г.А. Михляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.