Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Белоногого А.В., Ильичёвой Е.В.
при секретаре Ч.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 января 2016 года административное дело N2а-2128/2015 по апелляционной жалобе М.В.А. на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 ноября 2015 года по административному исковому заявлению М.В.А. к Администрации Колпинского района Санкт- Петербурга о признании решений незаконными, об обязании совершить действия.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения административного истца М.В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М.В.А. обратилась в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, в котором просила:
- признать незаконным решение от 06 марта 2014 года об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях,
-признать незаконным решение от 16 марта 2015 года об отказе в пересмотре даты постановки на учет с 20 ноября 2013 года,
-обязать установить дату постановки на учет с даты первичного обращения.
В обоснование заявленных требований М.В.А. указала, что зарегистрирована в квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", где еще зарегистрировано 9 человек; в ноябре 2013 года вместе с семьей подала через МФЦ Колпинского района документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; письмом Администрации Колпинского района от 06 марта 2014 года было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с не предоставлением справок о регистрации и характеристик жилого помещения на мужей сестер М.В.А. После предоставления всех необходимых документов М.В.А. и членов её семьи поставили на учет нуждающихся 9 декабря 2014 года. Письмом от 16 марта 2015 года было отказано в пересмотре даты постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений с даты первого обращения. По мнению М.В.А., отказы являются незаконными, поскольку мужья сестер не являются членами ее семьи, не зарегистрированы вместе с ними в одной квартире и имеющаяся у них жилая площадь не должна учитываться в составе общей площади для расчета жилищной обеспеченности и потому требование Администрации Колпинского района о предоставлении справок формы 7 и 9 с места жительства С.Е.С. и У.В.В. является незаконным.
Решением Колпинского районного суда города Санкт-Петербурга от 10 ноября 2015 года в удовлетворении иска отказано в связи с пропуском трехмесячного срока для обращения в суд с заявлением и не выполнением М.В.А. пункта 2.6.1.1. Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий" по представлению документов, подтверждающих наличие или отсутствие жилых помещений в собственности заявителя и членов его семьи.
В апелляционной жалобе М.В.А. просит решение отменить и удовлетворить заявление по основаниям, изложенным в заявлении, считает срок обращения в суд не пропущенным, так как обращалась с жалобами в Прокуратуру Колпинского района и Уполномоченному по правам человека.
В судебном заседании административный истец поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика и представитель заинтересованного лица органа опеки и попечительства местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Колпино на рассмотрение дела не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили, документы об уважительной причине неявки не представили.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Неявка в судебное заседание представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в "адрес", жилой площадью " ... " кв.м., общей площадью " ... " кв.м., состоящей из трех комнат " ... " + " ... "+ " ... " кв.м., расположенной в "адрес" в "адрес" в Санкт-Петербурге зарегистрировано " ... " человек: административный истец М.В.А. и её родственники: дочь С.А.А., 5 января 2009 года рождения, и сыновья М.В.И., 16 марта 2010 года рождения, и М.К.И., 12 октября 2013 года рождения; мать С.Л.Ю., сестры У.Е.А. и С.Т.А.; племянники У.А.В., 15 мая 2010 года рождения, У.А.В., 27 октября 2011 года рождения, С.Я.Е., 05 июня 2013 года рождения.
10 декабря 2013 года М.В.А. обратилась в администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии её и членов семьи детей М.В.И., М.К.И. и С.А.А. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представив копии паспортов на себя, мужа, мать и сестер, свидетельства о рождении своих детей и племянников, свидетельство о регистрации брака, справку о регистрации и характеристику жилого помещения по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, "адрес"; поквартирную карточку и справку о регистрации мужа М.И.В., свидетельство многодетной семьи и свидетельство о смерти С.А.Е., 21 января 2007 года рождения.
Письмами жилищного отдела Администрации Колпинского района от 22 декабря 2013 года и 14 января 2014 года М.В.А. предложено предоставить дополнительные документы: о наличии либо отсутствии жилой площади на праве частной собственности у супруга М.И.В. по месту его регистрации; документы о семейном положении сестер У.Е.А. и С.Т.А.; справки о прописке и характеристики жилой площади с мест жительства супругов сестер У.В.В. и С.Е.С.; ксерокопии паспортов супругов сестер У.В.В. и С.Е.С.
Письмом от 6 марта 2014 года администрация Колпинского района Санкт-Петербурга отказала М.В.А. в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с не предоставлением всех документов, указанных в письме от 14 января 2014 года.
29 октября 2014 года М.В.А. повторно обратилась в администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии её и членов её семьи детей М.В.И., М.К.И. и С.А.А. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и распоряжением Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 9 декабря 2014 года N8972-р она с детьми приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как многодетная семья с 9 декабря 2014 года.
Письмом Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 16 марта 2015 года М.В.А. отказано в пересмотре вопроса о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 20 ноября 2013 года.
Юридически важными обстоятельствами для решения вопроса о правомерности оспариваемых решений администрации Колпинского района Санкт-Петербурга является жилищная обеспеченность заявителя.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям. Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Аналогичное условие определения жилищной обеспеченности содержится в части 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
В силу пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Санкт-Петербург, являясь собственником жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ, закрепляющей правомочия собственника, вправе был установить в своем законе определенные условия передачи своей собственности во владение и пользование другим лицам.
В соответствии с положениями Закона Санкт-Петербурга N 407-65 от 19 июля 2005 года "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 30 августа 2012 года N766-р утвержден Административный регламент по предоставлению государственных услуг по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, предусматривающий в том числе перечень документов, необходимых для получения государственной услуги в виде принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Пункт 2.6.2.1 Административного регламента предоставления государственной услуги в редакции на дату принятия оспариваемых решений содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и подлежащих представлению заявителем, в том числе документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи: паспорт гражданина Российской Федерации либо удостоверение личности военнослужащего, свидетельство о рождении с вкладышем, подтверждающим наличие гражданства Российской Федерации, либо с отметкой о гражданстве Российской Федерации; документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи: справка о регистрации по месту жительства (форма 9), характеристика занимаемого жилого помещения (форма 7); документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет: справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, либо судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет; документы, содержащие сведения об обеспеченности жилыми помещениями (в том числе документы, подтверждающие сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений в собственности заявителя и членов его семьи (справки из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу), копии документов, подтверждающих основания (при наличии) владения и пользования заявителем и членами его семьи занимаемым жилым помещением (договор, свидетельство о государственной регистрации права).
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается административным истцом, при обращении в администрацию района к заявлению о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не были представлены документы, содержащие сведения о наличии или отсутствии жилой площади на праве собственности супруга М.В.А. и супругов её сестер.
Административным истцом не представлено в Администрацию Колпинского района и в суд доказательств в подтверждение того, что её муж М.И.В. не является членом её семьи и в его собственности не находится жилых помещений, в том числе приобретенных в период брака с М.В.А., на которые М.В.А. и её дети приобрели права собственности или право пользования, а также М.В.А. не представлены доказательства того, что мужья сестер не являются членами её семьи и что сестры и племянники не приобрели права пользования или собственности на жилые помещения, принадлежащие супругам сестер.
При таких обстоятельствах, следует признать правомерным решение от 6 марта 2014 года администрации района об отказе принять на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма и решение от 16 марта 2015 года об отказе в пересмотре даты постановки семьи на учет с 20 ноября 2013 года.
При этом, судебная коллегия учитывает, что впервые с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях М.В.А. обратилась через многофункциональный центр 10 декабря 2013 года, а не 20 ноября 2013 года как указано в административном исковом заявлении.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М.В.А.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.