Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Белоногого А.В., Чуфистова И.В.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в судебном заседании 03 февраля 2016 года дело N 2а-5453/15 по апелляционным жалобам Территориальных избирательных комиссий N 5, N 6, N 20, N 24 Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 23 ноября 2015 года по административным исковым заявлениям Одинга А. Р. к Территориальным избирательным комиссиям N 5, N 6, N 20, N 24 Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения Одинга А.Р., представителя Территориальных избирательных комиссий N 5, N 6, N 20, N 24 Санкт-Петербурга - Зацепы О.О., изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Одинг А.Р. обратился в суд с административными исковыми заявлениями к Территориальным избирательным комиссиям N 5, N 6, N 20, N 24 Санкт-Петербурга, в которых просил признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в несоблюдении формы ответа и не направлении ответа способом, определенным заявителем.
В обоснование требований административный истец указал, что "дата" он обратился к Территориальным избирательным комиссиям N 5, N 6, N 20, N 24 Санкт-Петербурга с запросами о предоставлении информации о деятельности данных государственных органов, ответ просил дать в форме электронного документа. Вместе с тем, административные ответчики не направили ему ответы на запросы в виде электронных документов по электронной почте. Названным бездействием, по мнению административного истца, нарушено его право на получение информации о деятельности государственных органов в определенной запросом форме.
Определением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 05.11.2015 дела по вышеуказанным административным исковым заявлениям Одинга А.Р. объединены в одно производство.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 23.11.2015 административные исковые заявления Одинга А.Р. удовлетворены.
Не согласившись с названным судебным актом Территориальные избирательные комиссии N 5, N 6, N 20, N 24 Санкт-Петербурга подали апелляционные жалобы, в которых просили указанное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб, находит решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 23.11.2015 подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разрешая заявленные Одингом А.Р. требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Одинг А.Р. в своем обращении мог определить форму, в которой запрашиваемая информация должна быть предоставлена. Поскольку административный истец в своих запросах просил предоставить запрашиваемую информацию в форме электронного документа, что административными ответчиками сделано не было, со стороны данных органов государственной власти было допущено незаконное бездействие.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств, "дата" Одинг А.Р. направил в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию запросы, в которых просил: сообщить регистрационные номера запросов в электронной форме на приведенный им электронный адрес; предоставить перечень решений, принятых территориальными избирательными комиссиями N 5, N 6, N 20, N 24 Санкт-Петербурга в "дата", сведения о количестве носителей информации (машиночитаемых носителей) у территориальных избирательных комиссий: магнитных, оптических, USB, Порядок приема граждан в данных территориальных избирательных комиссиях; сообщить запрошенную информацию в виде электронного документа по адресу: " ... ".
Обращения Одинга А. Р. от "дата", поступившие в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию по электронной почте, зарегистрированы и перенаправлены в Территориальные избирательные комиссии N 5, N 6, N 20, N 24 Санкт-Петербурга, уполномоченные на решение поставленных в обращениях Одинга А.Р. вопросов.
На указанные обращения административному истцу на бумажном носителе были направлены ответы, содержащие сведения по существу поставленных в обращениях вопросов. Также к ответам Территориальными избирательными комиссиями N 5, N 6, N 20, N 24 Санкт-Петербурга была приложена копия Порядка проведения личного приема граждан в данных территориальных избирательных комиссиях.
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5); ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или по почтовому адресу, указанному в обращении (часть 4 статьи 10). Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
По смыслу приведенных нормативных положений, обращение гражданина с целью получения информации от государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц подлежит обязательному рассмотрению, а ответ на него направляется по адресу, указанному в обращении.
Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам; доступ к информации - возможность получения информации и ее использования; предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.
Форма предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления устанавливается настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Форма предоставления информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления может устанавливаться также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальными правовыми актами. В случае, если форма предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не установлена, она может определяться запросом пользователя информацией. При невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется в государственном органе, органе местного самоуправления (ч. 2 названной статьи).
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 385-57 "О территориальных избирательных комиссиях в Санкт-Петербурге" территориальная избирательная комиссия в Санкт-Петербурге является государственным органом Санкт-Петербурга, действует на постоянной основе, является юридическим лицом, имеет расчетный счет в банке, самостоятельный баланс, печать территориальной комиссии, штамп и бланки со своим наименованием и реквизитами.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" если законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми по предметам ведения субъектов Российской Федерации, предусматриваются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, положения настоящего Федерального закона применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Реализуя предоставленные субъекту Российской Федерации полномочия в сфере определения порядка раскрытия информации о деятельности государственных органов субъекта федерации, Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 30.06.2010 принят Закон N 445-112 от 16.07.2010 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга".
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга" организация доступа к информации о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге осуществляется с учетом требований Федерального закона в порядке, установленном Санкт-Петербургской избирательной комиссией.
Частью 3 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга" предусмотрено, что порядок осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге устанавливается Санкт-Петербургской избирательной комиссией.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 29.11.2010 N 87-3 утвержден Порядок организации доступа и осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге, которым установлены форма и сроки предоставления информации пользователям информацией о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий (п. 3 названного Порядка), и предусмотрено, что информация о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий может предоставляться в устной форме или в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа; в документированной форме или в виде электронного документа предоставляется информация о деятельности Комиссии, ТИК по письменному запросу; запрос, поступивший через официальный сайт Санкт-Петербургской избирательной комиссии, переносится на бумажный носитель и рассматривается как письменный запрос (п.п. 3.1, 3.2, 33 данного Порядка).
Как усматривается из материалов дела, поступившие через официальный сайт Санкт-Петербургской избирательной комиссии запросы Одинга А.Р., были перенесены на бумажный носитель и рассмотрены Территориальными избирательными комиссиями N 5, N 6, N 20, N 24 Санкт-Петербурга как письменные запросы, на которые в установленный срок даны ответы в письменной форме, направленые в адрес административного истца, что согласуется с действующим нормативным регулированием порядка рассмотрения обращений граждан, поступивших в электронной форме, в территориальных избирательных комиссиях Санкт-Петербурга.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает неправомерного бездействия при рассмотрении обращений административного истца со стороны Территориальных избирательных комиссий N 5, N 6, N 20, N 24 Санкт-Петербурга.
Поскольку обращения Одинга А.Р. были рассмотрены в установленный законом срок и на них даны ответы, при этом его права и свободы не были нарушены, правовых оснований для удовлетворения требований административного истца у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, постановленное судом решение о признании незаконным бездействия Территориальных избирательных комиссий N 5, N 6, N 20, N 24 Санкт-Петербурга, выразившегося в ненаправлении ответа на запрос Одинга А.Р. от "дата" в виде электронного документа по указанному в запросе адресу электронной почты, обязании предоставить требуемую информацию определенным заявителем способом, не может быть признано отвечающим требованиям ч. 1 ст. 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 23 ноября 2015 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Одинга А. Р. к Территориальным избирательным комиссиям N 5, N 6, N 20, N 24 Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.