Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В., Белоногого А. В.
при секретаре З.И.А.
рассмотрела в судебном заседании 08 февраля 2016 года административное дело N 2а-5216/2015 по апелляционной жалобе Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 05 ноября 2015 года по административному исковому заявлению некоммерческого партнерства ЮЛ1 к Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения представителя административного истца Л.В.А., действующего по доверенности от 16 сентября 2015 года сроком до 16 сентября 2017 года; представителя административного ответчика С.Е.Б., действующей по доверенности от 12 января 2016 года сроком по 31 декабря 2016 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Некоммерческое партнерство ЮЛ1 обратилось в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения от 3 августа 2015 года N78/08-12263 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческого партнерства ЮЛ1.
В обоснование требований некоммерческое партнерство ЮЛ1 указало, что 14 мая 2015 года решением общего собрания членов Ассоциации была принята новая редакция Устава, однако, решением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу от 8 июня 2015 года в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Ассоциации, было отказано. Устранив указанные в уведомлении от 8 июня 2015 года недостатки, административный истец вновь обратился о государственной регистрации изменений, вносимых в Устав Ассоциации в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации, которое решением от 3 августа 2015 года в государственной регистрации Устава отказало по иным основаниям, указав, что пункт 9.1 редакции Устава от 16 июля 2015 года, устанавливающий образование в Ассоциации коллегиального органа управления-Совета Ассоциации противоречит пункту 3 статьи 65.3 и пункту 2 статьи 123.10 Гражданского кодекса Российской Федерации, а его компетенция абзацу 3 пункта 3 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, что, по мнению административного истца, является ошибочным.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 5 ноября 2015 года административное исковое заявление некоммерческого партнерства ЮЛ1 удовлетворено, признано незаконным решение Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения от 3 августа 2015 года N78/08-12263 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческого партнерства ЮЛ1, административный ответчик обязан повторно рассмотреть документы некоммерческого партнерства ЮЛ1, представленные 17 июля 2015 года на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, в течение четырнадцати рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу и с Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в пользу некоммерческого партнерства ЮЛ1 взысканы судебные расходы в сумме " ... " рублей.
В апелляционной жалобе Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу просит решение отменить.
Выслушав представителя административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и представителя административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая спор и удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что основания отказа Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, изложенные в уведомлении от 3 августа 2015 года N78/08-12263, в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческого партнерства ЮЛ1, не соответствуют положениям статей 65.3, 123.10 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 года N7-ФЗ и Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу обязано повторно рассмотреть документы, представленные Некоммерческим партнерством ЮЛ1 для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением Регистрационной палаты Санкт-Петербурга от 2 февраля 1998 года N96229 зарегистрирован устав некоммерческого партнерства "Ассоциация морских агентов Санкт-Петербурга".
Решением общего собрания членов некоммерческого партнерства ЮЛ1 от 16 июля 2015 года, протокол N2015-04, утверждена новая редакция Устава.
Решением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, оформленном уведомлением N78/08-12263 от 3 августа 2015 года, некоммерческому партнерству ЮЛ1 отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческого партнерства ЮЛ1 и указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 123.10 и пунктом 3 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в организации могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум т.п.). Согласно пункту 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в организации может быть образован коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации. Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации к компетенции коллегиального исполнительного органа относится решение вопросов, не входящих в компетенцию ее высшего органа и коллегиального органа управления. В нарушение указанных норм в соответствии с пунктом 9.1. Устава постоянно действующий коллегиальный орган управления Ассоциации-Совет Ассоциации осуществляет общее руководство деятельностью Ассоциации за исключением решения вопросов, отнесенных настоящим Уставом к исключительной компетенции общего собрания членов Ассоциации, а также является органом управления, контролирующим финансово-хозяйственную деятельность Ассоциации и ее единоличного исполнительного органа-президента Ассоциации, выполняя, в том числе функции ревизионной комиссии Ассоциации. В соответствии с пунктом 4 статьи 29 ФЗ от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" общее собрание членов некоммерческой организации правомочно, если на указанном собрании присутствует более половины его членов. Решение указанного общего собрания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов членов, присутствующих на собрании. В нарушение указанной нормы в соответствии с пунктами 8.9, 8.10, 8.11 и 8.12 Устава организации решения общего собрания членов организации принимаются при участии членов в общем собрании.
В соответствии с Положением о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 года N25, к полномочиям Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу относится принятие решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по результатам правовой экспертизы представленных документов.
Согласно пункту 1 статьи 23 ФЗ "О некоммерческих организациях" государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации.
В государственной регистрации некоммерческой организации согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23.1 ФЗ "О некоммерческих организациях" может быть отказано в случае, если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
Юридическими лицами согласно статье 50 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
При этом, в соответствии с подпунктом 3 пунктом 3 указанной статьи юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства.
Статьей 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" установлено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (пункт 1); некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (пункт 3).
Некоммерческим партнерством согласно пункту 1 статьи 8 ФЗ "О некоммерческих организациях" признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Федеральный закон "О некоммерческих организациях" определяя правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, в пункте 1 статьи 28 предусматривает, что структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно статье 29 (пункт 1) ФЗ "О некоммерческих организациях" высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). Порядок управления фондом определяется его уставом. Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).
В соответствии с пунктом 3 статьи 29 ФЗ "О некоммерческих организациях" к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:
-определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;
-изменение устава некоммерческой организации;
-определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами;
-образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;
-утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации;
-принятие решений о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации;
-принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением фонда), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
-утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации. Федеральными законами и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесено решение иных вопросов. Вопросы, отнесенные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Исполнительный орган некоммерческой организации согласно статье 30 ФЗ "О некоммерческих организациях" может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.
Статьёй 65.3 (пункт 4) Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наряду с исполнительными органами в корпорации может быть образован в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другим законом или уставом корпорации, коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации.
В соответствии с пунктом 5.1.7 Устава некоммерческого партнерства ЮЛ1 в редакции от 2 февраля 1998 года постоянно действующим коллегиальным органом Партнерства является Совет Партнерства.
В соответствии с пунктом 7 Устава некоммерческого партнерства ЮЛ1 в редакции от 16 июля 2015 года органами управления Ассоциации являются: высший орган управления-общее собрание членов Ассоциации; постоянно действующий коллегиальный орган управления-Совет Ассоциации.
Согласно пункту 9.1 Устава Совет Ассоциации осуществляет общее руководство деятельностью Ассоциации, за исключением решения вопросов, отнесенных настоящим Уставом к исключительной компетенции общего собрания членов Ассоциации, а также является органом управления, контролирующим финансово-хозяйственную деятельность Ассоциации и её единоличного исполнительного органа-президента Ассоциации, выполняя, в том числе, функции ревизионной комиссии Ассоциации.
Таким образом, создание в некоммерческом партнерстве "Ассоциация морских агентов Санкт-Петербурга" высшего органа управления постоянно действующего коллегиального органа управления Совета Ассоциации соответствует положениям ФЗ "О некоммерческих организациях" и статье 65.3 (пункт 4) Гражданского кодекса Российской Федерации.
В уведомлении от 3 августа 2015 года административным ответчиком приведены положения Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 9.1. Устава некоммерческого партнерства ЮЛ1, однако, в уведомлении отсутствует указание на несоответствие конкретных положений вносимых в Устав изменений действующему законодательству. Приведенные в отзыве на административное исковое заявление и апелляционной жалобы обоснования принятого отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, не могут быть приняты во внимание, поскольку проверке подлежат основания отказа, изложенные только в уведомлении от 3 августа 2015 года.
В соответствии с пунктами 8.9-8.12 Устава некоммерческого партнерства ЮЛ1 решение общего собрания членов Ассоциации считается принятым, если за него проголосовало большинство участников общего собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов об общего числа членов Ассоциации; член Ассоциации, не принимавший участия в общем собрании Ассоциации или проголосовавший против оспариваемого решения, вправе оспорить в суде решение общего собрания членов Ассоциации в порядке и сроки установленные законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 29 ФЗ "О некоммерческих организациях" общее собрание членов некоммерческой организации правомочно, если на указанном собрании присутствует более половины его членов. Решение указанного общего собрания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов членов, присутствующих на собрании.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что приведенная в пунктах 8.9, 8.10, 8.11 и 8.12 Устава формулировка "участие" не противоречит пункту 4 статьи 29 ФЗ "О некоммерческих организациях", поскольку члены ассоциации, присутствующие на собрании, являются участниками этого собрания.
Допущенные в административном исковом заявлении орфографические ошибки не являются основанием для отказа в его удовлетворении.
Мнение административного ответчика о том, что уведомление от 3 августа 2015 года не является решением, которое подлежит оспариванию в порядке административного судопроизводства, является ошибочным, противоречит разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 1 постановления N2 от 10 февраля 2009 года " О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", согласно которым к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 5 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.