Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Стаховой Т.М., Чуфистова И.В.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в судебном заседании 02 марта 2016 года дело N 2а-5283/15 по апелляционной жалобе Одинга А. Р. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12 ноября 2015 года по административным исковым заявлениям Одинга А. Р. к Территориальным избирательным комиссиям N 4, N 5, N 6, N 8, N 9, N 10, N 12, N 14, N 17, N 18, N 20, N 22, N 24, N 28, N 30 Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в предоставлении информации.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя Территориальных избирательных комиссий N 4, N 5, N 6, N 8, N 9, N 10, N 12, N 14, N 17, N 18, N 20, N 22, N 24, N 28, N 30 Санкт-Петербурга - Зацепа О.О., изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Одинг А.Р. обратился в суд с административными исковыми заявлениями к Территориальным избирательным комиссиям N 4, N 5, N 6, N 8, N 9, N 10, N 12, N 14, N 17, N 18, N 20, N 22, N 24, N 28, N 30 Санкт-Петербурга, в которых просил признать незаконным действия (бездействие) административных ответчиков, выразившиеся в незаконном отказе в предоставлении информации.
В обоснование требований административный истец указал, что "дата" он обратился к Территориальным избирательным комиссиям N 4, N 5, N 6, N 8, N 9, N 10, N 12, N 14, N 17, N 18, N 20, N 22, N 24, N 28, N 30 Санкт-Петербурга с запросами о предоставлении информации о деятельности данных государственных органов, в том числе просил предоставить перечень решений, принятых названными территориальными избирательными комиссиями в " ... " году. Вместе с тем, административные ответчики отказали ему в предоставлении указанного перечня, чем нарушили его право на доступ к информации о деятельности государственных органов.
Определением судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга о 23.10.2015 указанные административные исковые заявления Одинга А.Р. объединены в одно производство.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12.11.2015 в удовлетворении административного искового заявления Одинга А.Р. отказано.
Не согласившись с названным судебным актом, Одинг А.Р. подал апелляционную жалобу, в которой просил указанное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В связи с нарушением на стадии заявления ходатайств Одингом А.Р. порядка в судебном заседании суда апелляционной инстанции, на основании определения судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 02.03.2016 административный истец удален из зала судебного заседания на все время судебного заседания
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административных ответчиков, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12.11.2015.
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств, "дата" Одинг А.Р. направил в Территориальные избирательные комиссии N 4, N 5, N 6, N 8, N 9, N 10, N 12, N 14, N 17, N 18, N 20, N 22, N 24, N 28, N 30 Санкт-Петербурга запросы, в которых, наряду с иными вопросами, просил предоставить перечень решений, принятых территориальными избирательными комиссиями N 4, N 5, N 6, N 8, N 9, N 10, N 12, N 14, N 17, N 18, N 20, N 22, N 24, N 28, N 30 Санкт-Петербурга в " ... " году.
На указанные обращения административному истцу были направлены ответы, содержащие сведения по существу поставленных в обращениях вопросов. В предоставлении перечня решений, принятых данными государственными органами в " ... " году, Одингу А.Р. было отказано со ссылкой на то, что в запросе ставится вопрос о проведении анализа деятельности территориальной избирательной комиссии, непосредственно не связанной с защитой прав административного истца.
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам; доступ к информации - возможность получения информации и ее использования; предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности
В силу положений ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (ч. 1).
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ч. 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" если законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми по предметам ведения субъектов Российской Федерации, предусматриваются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, положения настоящего Федерального закона применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Реализуя предоставленные субъекту Российской Федерации полномочия в сфере определения порядка раскрытия информации о деятельности государственных органов субъекта федерации, Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 30.06.2010 принят Закон N 445-112 от 16.07.2010 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга".
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга" организация доступа к информации о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге осуществляется с учетом требований Федерального закона в порядке, установленном Санкт-Петербургской избирательной комиссией.
Частью 3 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга" предусмотрено, что порядок осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге устанавливается Санкт-Петербургской избирательной комиссией.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 29.11.2010 N 87-3 утвержден Порядок организации доступа и осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий в Санкт-Петербурге, которым установлены форма и сроки предоставления информации пользователям информацией о деятельности Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий (п. 3 названного Порядка)
Согласно пунктам 1, 7 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 385-57 "О территориальных избирательных комиссиях в Санкт-Петербурге" территориальная комиссия вправе рассматривать на заседаниях любые вопросы, входящие в её компетенцию, и принимать решения по вопросам, отнесённым к её ведению федеральным законодательством, законодательством Санкт-Петербурга. Решения территориальной комиссии, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в официальном печатном органе Санкт-Петербургской избирательной комиссии либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путём.
Системное толкование приведённых положений закона, с учётом осуществляемой территориальными избирательными комиссиями работой, позволяют сделать вывод, что в круг решаемых территориальными избирательными комиссиями вопросов входят не только вопросы публичного характера, подлежащие свободному раскрытию, но и такие, которые носят персонифицированный характер, содержат персональные данные о конкретных лицах, в отношении которых они принимаются, то есть конфиденциальную информацию.
Примером таких решений являются решения, связанные с трудоустройством сотрудников территориальных избирательных комиссий или нижестоящих избирательных комиссий, решения о составе участковых избирательных комиссий и тому подобное.
Такая информация может содержаться также и в наименованиях принимаемых решений, а поскольку право административного истца на получение информации законодательно ограничено пределами свободы обращения информации, решение об отказе в предоставлении перечня всех решений Территориальных избирательных комиссий N 4, N 5, N 6, N 8, N 9, N 10, N 12, N 14, N 17, N 18, N 20, N 22, N 24, N 28, N 30 Санкт-Петербурга за " ... " год следует признать законным.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что в силу положений пунктов 1, 3, 6 части 1 статьи 20 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", если содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос, в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией, то в предоставлении такой информации может быть отказано.
Действительно действующим законодательством предусмотрено право гражданина на получение доступа к любой информации о деятельности государственного органа, вместе с тем, с учётом приведённого положения закона, запрос должен позволять государственному органу точно определить, какую именно информацию запрашивает гражданин.
В тоже время обращение Одинга А.Р. не позволяет выявить индивидуализирующие признаки той информации, которую он просит предоставить, невозможно конкретизировать те решения территориальных избирательных комиссий, сведения о которых необходимы административному истцу. Такой признак как решения, принятые в " ... " году, не является индивидуализирующим в той степени, в которой это предполагается законом для предоставления информации.
Судебная коллегия полагает, что обращения Одинга А.Р. в части представления перечня решений, принятых Территориальными избирательными комиссиями N 4, N 5, N 6, N 8, N 9, N 10, N 12, N 14, N 17, N 18, N 20, N 22, N 24, N 28, N 30 Санкт-Петербурга в " ... " году, свидетельствуют о проведении административным истцом аналитической работы.
Поскольку такая аналитическая деятельность не связана непосредственно с защитой прав и законных интересов административного истца, судебная коллегия полагает не противоречащим закону отказ административных ответчиков в предоставлении запрашиваемой информации.
Доводы административного истца о том, что о цели проведения аналитической работы его обращение не свидетельствует, не могут быть приняты во внимание, поскольку годовой период в работе государственного органа является общепринятым отчётным периодом; собранная информация о принятых решениях позволяет на основании логического анализа сделать выводы о работе государственного органа за такой период времени.
При этом список всех решений за " ... " год, который просит предоставить административный истец, позволяет сделать выводы о том, какие вопросы рассматривали данные государственные органы, каковы периоды их работы, в какой сфере приняты управленческие решения, иными словами столь объёмная информация необходима исключительно для аналитической деятельности.
Поскольку такая аналитическая деятельность не связана непосредственно с защитой прав и законных интересов административного истца, судебная коллегия полагает верными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Одингом А.Р. требований.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов и направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Одинга А. Р. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.