Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Осиповой А.А., судей Дьяконовой Н.Д., Федоровой А.Г., при секретаре Никифорове В.Е., с участием прокурора Рязанской А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2015 г., которым
по делу по иску заместителя прокурора г.Якутска Никифорова В.Н. в интересах Слепцовой М.Н., Слепцова И.Д. к ответчику Окружной администрации Городского округа "Город Якутск" о предоставлении жилого помещения, судом
ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковое заявление заместителя прокурора г. Якутска Никифорова В.Н. в интересах Слепцовой М.Н., Слепцова И.Д. к ответчику Окружной администрации Городского округа "Город Якутск" о предоставлении жилого помещения, - удовлетворить.
Обязать ОА ГО "Город Якутск" предоставить Слепцовой М.Н., Слепцову И.Д. жилое помещение муниципального жилищного фонда состоящее из ... комнат общей площадью не менее ранее занимаемой ... кв.м.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой Н.Д., пояснения прокурора Рязанской А.Д., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора г. Якутска Никифоров В.Н. в интересах Слепцовой М.Н., Слепцова И.Д. обратился с указанным иском к ответчику, мотивируя требования тем, что истцы проживают по адресу ... на основании договора социального найма. Распоряжением ОА ГО "Город Якутск" от 14 апреля 2014 года N ... жилой дом N ... по ул. ... мкр. ... г. ... признан аварийным и подлежащим сносу. Просил предоставить истцам жилое помещение муниципального жилищного фонда, состоящее из ... комнат общей площадью не менее ранее занимаемой.
В судебном заседании представитель ответчика с иском не согласился, обосновав тем, что у администрации г.Якутска не имеется свободного жилья.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением суда, представитель ответчика обратился в суд с апелляционной жалобой. В жалобе просит отменить решение суда. Указывает на то, что истец не представил достаточных доказательств тому, что дальнейшее проживание в аварийном помещении создает угрозу для жизни и здоровья нанимателей. Истцы на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоят.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Слепцова М.Н., Слепцов И.Д проживают по адресу ... на основании договора социального найма.
Распоряжением ОА ГО "Город Якутск" от 14 апреля 2014 года N ... жилой дом N ... по ул. ... , мкр. ... , г. ... признан аварийными и подлежащим сносу. Из письма директора МКУ "ДЖО" ГО г. Якутска следует, что срок сноса и расселения жилого дома определен в 2020г.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что, дом, в котором проживают истцы, признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, поэтому у администрации г. Якутска возникла обязанность по предоставлению истцам во внеочередном порядке жилого помещения.
Судебная коллегия с данным выводом суда не может согласиться.
В соответствии с п. 1 ч. 2, ч. ч. 5, 7 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2009 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009) определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) разъяснено, что в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что на данный момент жилой дом N ... по ул. ... в мкр. ... г. ... не включен региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда.
Органом местного самоуправления не принято решение о сроке сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также не определен срок отселения лиц, проживающих в указанном доме. Из письма директора МКУ "ДЖО" ГО г. Якутска следует, что срок сноса и расселения жилого дома определен в 2020г., указанное письмо не является официальным решением органа местного самоуправления о сроках отселения лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В материалах дела не представлены доказательства, подтверждающие, что жилое помещение, занимаемое истцами, не может быть ими использовано в силу его аварийности и наличия угрозы обвала опасного для жизни и здоровья. Кроме того не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что истцы являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоят на учете.
В связи с указанными обстоятельствами, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329, ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2015 г. отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска заместителя прокурора г.Якутска Никифорова В.Н. в интересах Слепцовой М.Н., Слепцова И.Д. к ответчику Окружной администрации Городского округа "Город Якутск" о предоставлении жилого помещения - отказать.
Председательствующий: А.А. Осипова
Судьи: Г.А. Федорова
Н.Д. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.