Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе
председательствующего Л.Н. Галаевой
судей Л.Г. Братчиковой, Н.П. Плужникова
при секретаре АМЮ
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Новосибирске 16 февраля 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе КГВ на решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 18 ноября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования КГВ к УПФ РФ (государственное учреждение) в "адрес" о признании незаконным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии, включении в трудовой стаж периодов работы, назначении досрочной пенсии, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов- удовлетворить частично.
Включить в стаж работы периоды, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды повышения квалификации: с 09.09.1996г. по 21.10.1996г., с 10.05.2001г. по 26.06.2001г., с 03.04.2008г. по 08.05.2008г., с 18.02.2013г. по 09.04.2013г.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Л.Н. Галаевой, объяснения КГВ и ее представителя КАВ, представителя Управления Пенсионного фонда РФ в "адрес" по доверенности ПОЮ, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
КГВ обратилась в суд с иском к УПФР в "адрес", просила засчитать периоды ее работы с 08.12.1995 по 31.12.2013 - в должности фельдшера детской анестезиолого-реанимационной бригады скорой медицинской помощи и с 01.01.2014 по 13.01 2015 - в должности фельдшера скорой медицинской помощи в педиатрической анестезиолого- реанимационной выездной бригады в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев, взыскать компенсацию морального вреда и судебные расходы.
В обоснование требований указала, что решением УПФ от 26.01.2015г. истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано, спорные периоды были зачтены в календарном, а не в льготном исчислении, однако должность фельдшера в группе анестезиологии- реанимации предусмотрена штатным расписанием "данные изъяты"", функции фельдшера детской анестезиолого-реанимационной бригады скорой медицинской помощи тождественны функциям медсестры- анестезиста выездной бригады скорой медицинской помощи.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась КГВ
В апелляционной жалобе просит решение изменить в части отказа во включении в трудовой стаж периодов работы в должности фельдшера в льготном исчислении.
В доводах жалобы указывает, что у суда имелись основания для зачета истцу спорных периодов в льготном исчислении, суд не принял во внимание и не дал надлежащей оценки доказательствам, свидетельствующим о тождественности выполняемых истцом функций.
Также указывает, что в соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения должности "фельдшер", "медицинская сестра - анестезист" относятся к среднему медицинскому персоналу.
Согласно п. 24 Порядка оказания скорой медицинской помощи, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 179 от 01.11.2004, врачебная выездная бригада скорой помощи включает в свой состав 1 врача, 2 фельдшеров либо фельдшера и медицинскую сестру - анестезиста, что также свидетельствует, по мнению заявителя, о взаимозаменяемости этих должностей и о возможности выполнения в случае отсутствия медсестры-анестезиста ее функций фельдшером.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, истец с 1987г. по настоящее время работает в "данные изъяты" что подтверждается записями в трудовой книжке, трудовым договором с дополнительными соглашениями, приказами "данные изъяты"
С 08.12.1995г. по 31.12.2013г. истец работала в должности фельдшера детской анестезиолого-реанимационной бригады скорой медицинской помощи.
С 01.01.2014г. по 13.01 2015г. истец работала в должности фельдшера скорой медицинской помощи в педиатрической анестезиолого- реанимационной выездной бригады, что подтверждается штатными расписаниями за указанный период (т.1 л.д. 8-14- копия трудовой книжки, т.2 л.д. 94-97-копии заявлений о приёме на работу, о переводе, приказа о приёме на работу).
14.01.2015г. истец обратилась в УПФ РФ ( государственное учреждение) в "адрес" с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением УПФ от 26.01.2015г. истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано, специальный стаж ее работы составил 27 лет 03 месяца 10 дней, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии.
Спорные периоды были зачтены в календарном, а не в льготном исчислении, так как пунктом 2 Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 работа в анестезиолого-реанимационной педиатрической бригаде не предусмотрена.
Правилами исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 г. и от 29.10.2002 г. N 781 и пунктом 2 Перечня структурных подразделений, учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медперсонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев не предусмотрена должность фельдшера.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что периоды повышения квалификации подлежат зачету в стаж работы истицы дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, однако данного периода недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии.
Суд посчитал, что УПФ обоснованно не включило в специальный стаж истца в льготном исчислении спорные периоды работы КГВ в должности фельдшера в анестезиолого-реанимационной педиатрической (детской) бригаде, поскольку такое структурное подразделение станции скорой медицинской помощи, как анестезиолого-реанимационная педиатрическая (детская) бригада, не предусмотрена ни одним из соответствующих Списков 1991, 1999 и 2002 годов.
Судебная коллегия считает, что суд правомерно засчитал в стаж работы истицы периоды, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды повышения квалификации: с 09.09.1996г. по 21.10.1996г., с 10.05.2001г. по 26.06.2001г., с 03.04.2008г. по 08.05.2008г., с 18.02.2013г. по 09.04.2013г., поскольку согласно ст. 187 ТКРФ, в случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Ст.ст.27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и п.9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённых Постановлением РФ N781 от 29.10.02г., не предусматривают исключения из трудового стажа периодов нахождения работника в командировках и на курсах повышения квалификации.
Факт нахождения истца на курсах повышения квалификации подтверждается справкой ССМП (л.д.7), в связи с чем, данный период правомерно включен в специальный стаж для назначения пенсии в календарном исчислении.
Кроме того, суд обоснованно отказал в компенсации морального вреда, поскольку моральный вред взыскивается только в случае нарушения неимущественных прав граждан. В данном случае предметом спора являются имущественные права истца.
При таких данных решение суда в удовлетворенной части исковых требований является законным и обоснованным, и не подлежит отмене.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении периода работы с 08.12.1995 по 31.12.2013 - в должности фельдшера детской анестезиолого-реанимационной бригады скорой медицинской помощи в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения спорных отношений, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу пункта 2 статьи 27 названного Закона, Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из содержания правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.
Правительством Российской Федерации издано Постановление N 781 от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев.
В разделе "Наименование должностей" вышеуказанного Списка в подразделе "средний медицинский персонал" указана должность "фельдшер", в разделе "Наименование учреждений" - "станции скорой медицинской помощи; скорой и неотложной медицинской помощи".
В пункте 2 разделов Перечня "Наименование структурных подразделений", "Наименование должностей" предусмотрены медицинские сестры-анестезисты, работающие в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии, должность "фельдшера" в нем отсутствует.
Аналогичное указывалось в Списке и Перечне, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и которые утратили силу с принятием Постановления Правительства Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии исчисление сроков выслуги лет производилось как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и шесть месяцев.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что правом на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения имеют лица, работающие в медицинских учреждениях в должностях, предусмотренных указанными Списками профессий и должностей.
Таким образом, в соответствии с пенсионным законодательством, действующим в спорные периоды, стаж работы в должности фельдшера включается в специальный стаж в календарном исчислении, а работа в должности медицинской сестры-анестезиста в льготном исчислении.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что имеются основания для зачета истцу периода работы с 08.12.1995 по 31.12.2013 - в должности фельдшера детской анестезиолого-реанимационной бригады скорой медицинской помощи в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Из выписок по штатному расписанию за период с 1995 по 2014 годы, представленной судебной коллегии, следует, что в штат включены врач анестезиолог-реаниматолог и фельдшер.
Согласно должностным инструкциям фельдшера выездной бригады и медицинской сестры-анестезистки, возложен больший объем функциональных обязанностей, не исключающих обязанностей по оказанию медицинской помощи больным и пострадавшим, транспортировке больных. Во многом функциональные обязанности фельдшера выездной бригады и функциональные обязанностей медицинской сестры-анестезиста, тождественны.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что занимая должность фельдшера детской анестезиолого-реанимационной бригады скорой медицинской помощи с 08.12.1995 по 31.12.2013 истец фактически выполняла обязанности медицинской сестры-анестезиста, в связи с чем данный период подлежит включению в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, спорные периоды ее работы в льготном исчислении.
Поскольку продолжительность специального стажа истца с учетом исчисления спорного периода ее работы в льготном порядке составила, на день обращения с заявлением, более 30 лет, то судебная коллегия считает необходимым признать за истцом право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с даты подачи заявления, обязав ответчика произвести ее назначение.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 18 ноября 2015 года отменить в части отказа зачесть период работы КГВ с 08.12.1995 по 31.12.2013 - в должности фельдшера детской анестезиолого-реанимационной бригады скорой медицинской помощи в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
В отмененной части постановить новое решение.
Признать решение Управления пенсионного фонда РФ в "адрес" N от 26.01. 2015 г. об отказе в назначении пенсии незаконным.
Обязать УПФ РФ (государственное учреждение) в "адрес" включить период работы КГВ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности фельдшера детской анестезиолого-реанимационной бригады скорой медицинской помощи "данные изъяты" в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев и назначить ей трудовую пенсию со дня обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционную жалобу КГВ удовлетворить частично.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.