Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Сарбашева В.Б.,
судей - Красиковой О.Е., Имансакиповой А.О.,
при секретаре - Слабодчиковой А.И.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации города Горно-Алтайска Насоновой ФИО1 на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 06 ноября 2015 года, которым
исковые требования Аксушевой ФИО2, действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетней Аксушевой ФИО3, к Администрации г. Горно-Алтайска удовлетворены. Распоряжение Администрации г. Горно-Алтайска от 31.08.2015 г. N1344-р "Об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях" признано незаконным. На Администрацию г. Горно-Алтайска возложена обязанность принять семью Аксушевой ФИО2 из двух человек на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заслушав доклад судьи Сарбашева В.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аксушева В.Ю., действующая от своего имени и в интересах несовершеннолетней Аксушевой Б.К., обратилась в суд с иском к Администрации г. Горно-Алтайска о признании распоряжения Администрации г. Горно-Алтайска от "дата" N "Об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях" незаконным, возложении обязанности поставить семью из трех человек на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Требования мотивированы тем, что Аксушева В.Ю. является одинокой матерью Аксушевой Б.К. "дата" р. и Аксушева Б.К. "дата" р. Аксушева Б.К. признана ребенком-инвалидом, состоит на диспансерном учете в БУЗ "Республиканская больница" с диагнозом "Умственная отсталость" код МКБ-10 (F 71.0). Данное заболевание входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N378 от 16.06.2006 г. В настоящее время данная семья в составе трех человек проживает в арендованной комнате, своего жилья не имеет. Указанное помещение не соответствует условиям проживания ребенка-инвалида. Аксушева В.Ю. обратилась в Администрацию г. Горно-Алтайска с заявлением о постановке на учет на улучшение жилищных условий, но получила отказ, который считает незаконным и необоснованным. Исковые требования обоснованы ссылками на ст.ст. 14, 19, 51, 52, 57, 58 ЖК РФ, ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановление Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378.
Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель Администрации г. Горно-Алтайска Насонова М.Ю., указывая, что решение суда не обоснованно и незаконно. Организация (орган) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации к органам указанным в ч. 4 ст. 52 ЖК РФ не относится. Следовательно, предоставление справок организации (органа) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации о наличии или отсутствии у гражданина и членов его семьи жилых помещений, является обязанностью именно гражданина. Факт того, что Аксушевой В.Ю. не был представлен в Администрацию г. Горно-Алтайска необходимый пакет документов истицей в судебном заседании не оспаривался. Полагает, что вывод суда о том, что не предоставление необходимых документов не является основанием для отказа в принятии на учет противоречит закону, а именно нормам ЖК РФ. В связи с тем, что суд делает вывод о том, что оспариваемым Распоряжением Администрации города Горно-Алтайска не нарушены права и законные интересы одного из указанных в заявлении о принятии на учет членов семьи (Аксушева Б.К.), то соответственно не могут быть нарушены права и интересы других членов семьи истца.
Судебная коллегия, выслушав представителя Министертсва финансов Республики Алтай Романова В.В., поддержавшего доводы жалобы, Аксушеву В.Ю. и ее представителя Кебекову Л.М., полагавших решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, при этом с заявлениями должны быть представлены документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 3, 4 статьи 52 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Аксушева Б.К., "дата" года рождения, является ребенком-инвалидом Аксушевой В.Ю., инвалидность установлена на срок до "дата".
Из справки ВК N от "дата", выданной БУЗ РА "Республиканская детская больница" следует, что Аксушева Б.К. страдает заболеванием с буквенно-цифровым кодом F 71.0 по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятый пересмотр).
Указанное заболевание включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378.
"дата" Аксушева В.Ю. обратилась в Администрацию г. Горно-Алтайска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как семья, имеющая ребенка-инвалида, приложив к заявлению справку врачебной комиссии, справку о составе семьи, копию свидетельства о рождении ребенка, копию паспорта заявителя, копию паспорта ребенка, копию справки МСЭК, акт проверки жилищных условий.
Согласно Распоряжению Администрации г. Горно-Алтайска от "дата" N-р, отказ в постановке на учет мотивирован не предоставлением Аксушевой В.Ю. всех документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, Законом Республики Алтай от 14.02.2006 г. N16-РЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления в Республике Алтай учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и определения общей площади предоставляемого жилого помещения", Постановлением правительства Республики Алтай от 20.06.2007 г. N114 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих сведения о гражданине и членах его семьи, а также их доходах и имуществе и формы заявления для признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет, как нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма".
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что Аксушева В.Ю. не предоставила выписку из карточки регистрации (прописки); документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения); справку органа регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и справку организации (органа) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации о наличии или отсутствии у членов семьи заявителя жилых помещений; документы, необходимые для признания гражданина малоимущим.
Судом также установлено, что копию договора аренды занимаемого Аксушевой В.Ю. и ее детьми жилья и копию выписки филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Алтай представлены в Администрацию г. Горно-Алтайска "дата", после вынесения обжалуемого решения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Республики Алтай от 14.02.2006 года N 16-РФ "О порядке ведения органами местного самоуправления в Республике Алтай учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и определения общей площади предоставляемого жилого помещения", ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, верно пришел к выводу, что принятие семьи Аксушевой В.Ю. на учет не может быть связано с их имущественным положением, поскольку Аксушева Б.К. страдает тяжелой формой хронического заболевания и относится к иной категории граждан, определенной федеральным законом, Указом президента РФ или законом субъекта Российской Федерации. Так судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что орган, осуществляющий принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях обязан самостоятельно истребовать справки из органа регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, организации (органа) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации о наличии или отсутствии у гражданина и членов его семьи жилых помещений.
Из имеющихся в материалах дела уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Алтай от "дата" N, N, Nв ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за Аксушевой В.Ю., Аксушевой Б.К., Аксушевым Б.К.
Согласно выписке филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от "дата" N на территории Республики Алтай до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. N122-ФЗ объекты капитального строительства - жилые строения, помещения за Аксушевой В.Ю., Аксушевым Б.К. не числились.
В судебном заседании установлено, что Аксушева В.Ю. со своими детьми с 2013 года по настоящее время, на основании договора найма, проживает в комнате N в общежитии НОУ СПО " "данные изъяты"", расположенной по адресу: "адрес"
"дата" комиссией ГОО "Вместе" проведена проверка жилищных условий Аксушевой В.Ю., по результатам указанной проверки составлен Акт согласно которому, комната N по вышеуказанному адресу состоит из 1 общей площади 18 кв.м., комната общая на 2 этажа в 5 этажном доме, на данной площади проживает семья из трех человек: Аксушева В.Ю., Аксушева Б.К., Аксушев Б.К. Данное жилое помещение (комната) не соответствует нормам площади на одного человека, не отвечает техническим требованиям и санитарным нормам для проживания ребенка-инвалида, страдающей тяжелой формой хронического заболевания.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении требований Аксушевой В.Ю., поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что права Аксушева Б.К. на обеспечение жилым помещением не является безусловно производным от права Аксушевой Б.К., проживающей совместно с ними, поскольку из материалов дела следует, что Аксушев Б.К., "дата" года рождения, является совершеннолетним, при этом требования о предоставлении жилого помещения по договору социального найма он не предъявлял.
Фактически доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, при этом не свидетельствуют о принятии судом незаконного и необоснованного решения, которое вынесено на основании объективного и полного исследования всех обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства. Судебная коллегия не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 06 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации города Горно-Алтайска Носоновой ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий В.Б. Сарбашев
Судьи А.О. Имансакипова
О.Е. Красикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.