Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Ревенко Т.М.
судей краевого суда Михеева С.Н.
Антипенко А.А.
при секретаре Сабадашевой А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 04 февраля 2016 года дело по иску 4 отдела федерального государственного казё Н. учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации к Момот А. А., Момот Г. В., Момот А. А., Момот В. А. о понуждении к исполнению обязательства,
по апелляционной жалобе ответчиков
на решение Улетовского районного суда Забайкальского края от 10 ноября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования 4 отдела федерального государственного казё Н. учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации к Момот А. А., Момот Г. В., Момот А. А., Момот В. А. о понуждении к исполнению обязательства удовлетворить в полном объёме.
Обязать Момот А. А., Момот Г. В., Момот А. А., Момот В. А. освободить жилое помещение, расположенное по адресу: городской округ закрытое административно-территориальное образование посёлок "адрес"ёжная, "адрес".
Взыскать с Момот А. А., Момот Г. В. в доход государства государственную пошлину в размере по "данные изъяты" (три тысячи) рублей 00 копеек с каждого.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Михеева С.Н., судебная коллегия
установила:
Истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее.
Момот А.А. обратился в ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением о перечислении жилищной субсидии. Учреждением было принято решение о предоставлении военнослужащему и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения. Момот А.А. совместно с членами семьи было дано соглашение ФГКУ "Востокрегионжилье" освободить квартиру, расположенную по адресу: посёлок "адрес" течение четырех месяцев после перечисления денежных средств. При этом, гражданин и члены его семьи обязуются сняться с регистрационного учета, предоставить в уполномоченный орган договор (ордер), на основании которого гражданин и члены его семьи занимают жилое помещение, выписки из домовой книги с отметками о снятии с регистрационного учета, копии финансового лицевого счета, с отметками его закрытии и отсутствии задолженности, акта приема-передачи жилого помещения управляющей компании с отметкой о сдаче ключей в управляющую компанию. Денежные средства были перечислены Момот А.А. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации исполнило свое обязательство по обеспечению военнослужащего и членов его семьи постоянным жилым помещением. Добровольный срок освобождения и сдачи спорного жилого помещения истек, ответчиками жилое помещение не сдано. Спорное жилое помещение является служебным и подлежит дальнейшему перераспределению другим военнослужащим, находящимся на учете нуждающихся в служебном жилом помещении. Просил обязать Момот А. А., Момот Г. В., Момот А. А., Момот В. А. освободить жилое помещение, расположенное по адресу: городской округ закрытое административно-территориальное образование посёлок "адрес"ёжная, "адрес".
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчики просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считают, что при рассмотрении гражданского дела суд обязан определить все существенные для установления истины по делу обстоятельства, рассмотреть дело полно и всесторонне, однако судом оставлены без надлежащего внимания и правовой оценки представленные ответчиками доказательства и доводы. Указывают на то, что Момот А.А. продолжает проходить военную службу до достижения предельного возраста, что произойдет 18 сентября 2020 года. На этот же период времени автоматически продлено действие договора найма служебного жилого помещения, фактически заключенного "Дата". По общему правилу, закрепленному в ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения может быть расторгнут нанимателем или по соглашению сторон в любое время. Однако, соглашение-обязательство, на которое ссылается истец и которое признал подлежащим исполнению суд первой инстанции, не содержит пункта о расторжении действующего договора найма служебного жилого помещения. Ссылаются на то, что Момот А.А. планировал уволиться с военной службы в 2015 году в связи с достижением возраста 45 лет. Однако, после принятия решения о выплате ответчику денежной субсидии и перечислении денежных средств, в силу вступили изменения в федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которыми предельный возраст прохождения военной службы для прапорщиков был повышен до 50 лет. Командование заключило с Момот А.А. новый контракт на период 5 лет - до достижения им возраста 50 лет, до нового появления основания увольнения с военной службы - достижение предельного возраста пребывания на военной службе. Требование об обязательстве освободить служебное жилое помещение после получения денежной субсидии распространяется исключительно на лиц, уволенных с военной службы и исключенных из списков личного состава, то есть прекративших трудовые отношения. Следовательно, какого-либо злоупотребления со стороны ответчика допущено не было. Кроме того, введенный в действие федеральным законом Жилищный кодекс РСФСР имеет большую юридическую силу, чем приказ министра обороны, суд обязан был применить в настоящем деле положения статьи 107 ЖК РСФСР и прийти к выводу о том, что договор найма служебного жилого помещения от 23.12.2003 года сохраняет своё действие до увольнения Момот А.А. с военной службы и до этой даты он сохраняет право пользования спорным жилым помещением.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ответчиков Момот А.А., Момот Г.В., Момот А.А., представителя ответчика Момот А.А. Индюченко Н.А., поддержавших доводы жалобы, представителя истца Кудрявцева А.А., просившего решение оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Право военнослужащих на жилище в рамках указанного Закона реализуется в форме предоставления военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, субсидии для приобретения или строительства жилого помещения либо жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Из материалов дела усматривается, что военнослужащий Момот А.А. обратился с заявлением в ФГКУ "Востокрегионжилье" о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
Одним из условий предоставления субсидии являлось освобождение занимаемого Момотом А.А. и членами его семьи служебного жилого помещения, расположенного по адресу "адрес" 4-х месячный срок после получения субсидии.
Жилищная субсидия из расчета Момота А.А. и членов его семьи, исчисленная в соответствии с положениями нормативных актов, Момоту А.А. была перечислена, в связи с чем решением начальника 4-го отдела ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ с "Дата" он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
От исполнения соглашения о сдаче жилого помещения Момот А.А. и члены его семьи уклоняются, обосновывая свою позицию тем, что Момот А.А., в настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части N, в связи с чем Момот А.А. имеет право на обеспечение служебным жилым помещением.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание эти доводы, и исковые требования удовлетворил, с чем судебная коллегия соглашается.
Приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 года N510 утвержден Порядок представления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим- гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее -Порядок).
Согласно п.3 Порядка предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее - уполномоченный орган) либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей (п.4).
В силу п.10 Порядка уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в течение трех рабочих дней после получения уведомления финансового органа о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей принимает решение о снятии военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, и членов их семей с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях и выдает копию решения о снятии с данного учета военнослужащему, гражданину, уволенному с военной службы, членам их семей под роспись либо направляет иным способом, позволяющим установить факт получения военнослужащим, гражданином, уволенным с военной службы, членами их семей копии решения о снятии с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Из приведенных выше положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" и изданных в его исполнение нормативных актов следует, что предоставляемая военнослужащему (уволенному с военной службы) субсидия выдается на определенных законом условиях, одним из которых является обязательство по освобождению занимаемого военнослужащим (уволенным с военной службы лицом), и членами его семьи, жилого помещения.
Такое обязательство совершеннолетними членами семьи Момот дано, что не оспорено стороной ответчика, и это обязательство подлежит неукоснительному исполнению.
Ссылки на то, что это обязательство не может полагаться соглашением, заключенным в рамках жилищного законодательства, судебная коллегия отвергает.
В силу части 2 пункта 1 статьи 15 упомянутого выше Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 487 от 4 мая 1999 года утверждено Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.
Согласно п.4 Положения жилищный договор заключается на срок действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими, для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, - до окончания военной службы по призыву.
В соответствии с п.5 жилищный договор может быть расторгнут по соглашению сторон. В случае расторжения жилищного договора военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей обязаны в 3-месячный срок освободить предоставленное им служебное жилое помещение в порядке, определяемом жилищным законодательством и жилищным договором.
Названное положение соответствует и общим нормам жилищного законодательства, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, согласно п.1 статьи 101 которого договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
Стороны достигли соглашения о расторжении договора при получении субсидии, одна сторона его исполнила, а вторая уклоняется от его исполнения, что является основанием к понуждению исполнения соглашения в судебном порядке.
При этом ссылка суда на общие нормы Гражданского кодекса РФ относительно недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, также является правильной.
Ответчики распорядились своим правом проживания в спорном жилом помещении, уступив его в обмен на право получения субсидии, достаточной для обеспечения жилищных прав всех членов семьи военнослужащего.
Доводы ответчиков о том, что они сохраняют право пользования спорным жилым помещением вследствие наличия служебных отношений с Вооруженными Силами Российской Федерации у Момот А.А., судом отвергнуты правильно.
Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений.
Согласно п.5 названной Инструкции военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции.
Обеспечение служебным жилым помещением связано не только с фактом военной службы, но и с очередностью рассмотрения заявления, а также иными, приведенными в Инструкции, условиями.
Ссылка в жалобе о том, что у Момот А.А. увеличение максимального срока службы возникло после получения последним жилищной субсидии, не основано на материалах дела, и кроме того, данное обстоятельство не влияет на предмет спора.
С учетом изложенного какого- либо принуждения со стороны истца к совершению односторонней сделки по расторжению договора найма жилого помещения, судебная коллегия не усматривает.
Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поставленного в соответствии с нормами материального и процессуального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Улетовского районного суда Забайкальского края от 10 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчиков- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна:
Судья Забайкальского краевого суда С.Н. Михеев
Председательствующий по делу Дело N 33-5545-2015
Судья Крюкова О.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Ревенко Т.М.
судей краевого суда Михеева С.Н.
Антипенко А.А.
при секретаре Сабадашевой А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 04 февраля 2016 года дело по иску 4 отдела федерального государственного казё Н. учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации к Момот А. А., Момот Г. В., Момот А. А., Момот В. А. о понуждении к исполнению обязательства,
по апелляционной жалобе ответчиков
на решение Улетовского районного суда Забайкальского края от 10 ноября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Михеева С.Н., и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Улетовского районного суда Забайкальского края от 10 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчиков- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.