Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И.Муртазина,
судей Г.А.Сахиповой, Н.А.Губаевой,
при секретаре судебного заседания Л.Р.Шамсутдиновой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 28 октября 2015 года, которым иск удовлетворен, постановлено:
возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан обязанность:
Включить в специальный стаж Носирова З.Х., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности, в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев периоды работы:
с 06 ноября 1991 года по 02 января 1992 года в должности медбрата анестезиологического отделения городской клинической больницы N 5 города Душанбе;
с 03 января 1992 года по 01 июня 1994 года, с 01 августа 1995 года по 20 февраля 2002 года, с 23 августа 2002 года по 30 декабря 2002 года, с 15 января 2003 года по 05 марта 2005 года в должности врача анестезиолога Республиканского Центра сердечно - сосудистой и легочной хирургии города Душанбе;
с 11 июня 2005 года по 27 июля 2006 года, с 15 августа 2006 года по 30 апреля 2007 года, с 21 мая 2007 года по 24 октября 2007 года периоды работы в качестве врача анестезиолога-реаниматолога в реанимационном отделении скорой медицинской помощи города Душанбе;
периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 08 сентября 2008 года по 01 ноября 2008 года, с 05 октября 2009 года по 31 октября 2009 года.
Признать право З.Х.Носирова на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан обязанность назначить З.Х. Носирову указанную пенсию с 06 декабря 2012 года.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан - Е.Г.Филипповой, объяснения представителя З.Х.Носирова - Т.М.Беспаловой, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
З.Х.Носиров обратился с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
В обоснование требований указывается, что решением ответчика от 14 декабря 2012 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа. При этом, в стаж работы в льготном исчислении не включены следующие периоды работы: с 06 ноября 1991 года по 02 января 1992 года - в должности медбрата анестезиологического отделения Городской клинической больницы N 5 города Душанбе, с 03 января 1992 года по 01 июня 1994 года, с 01 августа 1995 года по 20 июня 2002 года - в качестве врача в Республиканском центре сердечно - сосудистой и легочной хирургии города Душанбе, с 23 августа 2002 года по 05 марта 2005 года - в должности врача-реаниматолога отделения реанимации и интенсивной терапии Республиканского клинического центра сердечно - сосудистой хирургии, с 07 марта 2005 года по 10 июня 2005 года - в должности врача анестезиолога-реаниматолога в реанимационном отделении в Городском медицинском центре.
Не соглашаясь с таким решением, истец, уточнив требования, просил суд обязать ответчика включить в его специальный трудовой стаж в льготном исчислении вышеуказанные периоды, а также период работы с 11 июня 2005 года по 27 июля 2006 года, с 15 августа 2006 года по 30 апреля 2007 года, с 21 мая 2007 года по 24 октября 2007 года - периоды работы в качестве врача анестезиолога-реаниматолога в реанимационном отделении скорой медицинской помощи города Душанбе и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 08 сентября 2008 года по 01 ноября 2008 года, с 05 октября 2009 года по 31 октября 2009 года, признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости и возложить на ответчика обязанность назначить ему указанную пенсию с момента обращения - с 06 декабря 2012 года и обязать применить льготный порядок исчисления 1 год работы к 1 году 6 месяцам вышеуказанные периоды, взыскать государственную пошлину в размере 300 руб.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признал.
Суд иск удовлетворил, постановив решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного в части включения в специальный трудовой стаж периодов работы в качестве медбрата отделения реанимации и анестезиологии в Республиканском центре сердечно-сосудистой и легочной хирургии г.Душанбе, а также в качестве врача анестезиолога-реаниматолога в реанимационном отделении в Городском Медицинском центре г.Душанбе. Указывается, что Номенклатурой учреждений здравоохранения наименование учреждений "Республиканский центр сердечно - сосудистой и легочной хирургии города Душанбе", "Городской Медицинский центр города Душанбе" не предусмотрены. Поскольку Республика Таджикистан является иностранным государством и не отнесена к субъектам Российской Федерации, то вышеуказанные периоды в "Центре" не подлежат включению в специальный трудовой стаж. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не оговорены в Разъяснении Минтруда РФ N 5 от 22 мая 1996 года и в Правилах исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 года.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал, представитель истца с нею не согласился.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу статьи 3 действовавшего в период возникновения спорных правоотношений Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 10 указанного Федерального закона периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Из материалов дела усматривается, что решением УПФ России от 14 декабря 2012 года истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
В специальный стаж истца без применения льготного порядка исчисления включены периоды работы З.Х.Носирова с 03 января 1992 года по 01 июня 1994 года - в качестве медбрата отделения реанимации и анестезиологии с палатами интенсивной терапии; с 01 августа 1995 года по 20 февраля 2002 года, с 23 августа 2002 года по 30 декабря 2002 года, с 15 января 2003 года по 05 марта 2005 года - в должности врача анестезиолога Республиканского Центра сердечно - сосудистой и легочной хирургии города Душанбе; с 07 марта 2005 года по 10 июня 2005 года - в качестве врача анестезиолога-реаниматолога в реанимационном отделении Городском медицинском центре города Душанбе.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о включении в специальный стаж истца вышеуказанных в льготном исчислении.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
По подпункту б пункта 5 Правил, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в том числе: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года.
В Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев (Приложение к Правилам, утвержденным Постановлением N 1066) предусмотрены оперирующие врачи - специалисты всех наименований в отделениях хирургического профиля стационаров, к числу которых отнесены акушерское обсервационное, акушерское физиологическое, акушерское патологии беременности, гинекологическое отделения (пункт 1), а также медицинские сестры-анестезисты, медицинские сестры, в том числе старшие отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (пункт 2).
Периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в выслугу лет в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Пунктом 2 приведенного Постановления установлено, что врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии один год работы в этих должностях и подразделениях подлежит зачислению в стаж как один год и 6 месяцев.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истцом требования о зачете обжалуемых периодов работы в должности медбрата отделения реанимации и анестезиологии с палатами интенсивной терапии, врача анестезиолога Республиканского Центра сердечно - сосудистой и легочной хирургии города Душанбе, врача анестезиолога-реаниматолога в реанимационном отделении Городском медицинском центре города Душанбе в льготном исчислении - 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, суд, руководствуясь вышеназванными положениями закона, обоснованно исходил из того, что должности, в которых работал истец, относятся к должностям среднего медицинского персонала и врача, а отделение анестезиологии и реанимации стационара больницы включено в перечень структурных подразделений, работа в которых включается в специальный стаж из расчета 1 год работы за 1 год и шесть месяцев.
Факт работы истца в указанных должностях подтвержден записями в трудовой книжке, выписками из приказов, штатными расписаниями и ответчиком не оспаривается.
Его доводы в апелляционной жалобе о том, что Номенклатурой учреждений здравоохранения наименование учреждений "Республиканский центр сердечно - сосудистой и легочной хирургии города Душанбе", "Городской Медицинский центр города Душанбе" не предусмотрены, Республика Таджикистан является иностранным государством и не отнесена к субъектам Российской Федерации, то вышеуказанные периоды в "Центре" не подлежат включению в специальный трудовой стаж, отклоняются как несостоятельные.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.
В соответствии с пунктом 1 письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 года N 1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 4 указанных Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашения, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Пунктом 1 и 8 раздела наименование учреждений Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 мая 2009 года N449, предусмотрены больницы всех наименований и центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Согласно приложению к приказу Министерства здравоохранения Республики Таджикистан от 25.12.1991 г. N 851, Республиканский Центр сердечно-сосудистой и легочной хирургии создан на базе Городской клинической больницы N5 г. Душанбе, является лечебно-профилактическим учреждением для оказания специализированной хирургической помощи больным с заболеваниями сердца, сосудов и легких, находящегося в непосредственном подчинении Министерства здравоохранения Республики Таджикистан.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оно не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства, и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 28 октября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.