Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И.,
судей Губаевой Н.А., Моисеевой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Шамсутдиновой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Губаевой Н.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Сальцина К.П. на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 30 ноября 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований Сальцина К.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан о признании права на досрочную трудовую пенсию отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав выступления Сальцина К.П. в поддержку жалобы, представителя ГУ - УПФ РФ по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан - Филипповой Е.Г. возражавшей против жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сальцин К.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Чистополю и Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан (далее УПФР, пенсионный орган) о включении периода работы в качестве водителя автобуса с 21 августа 1984 года по 31 декабря 1997 года и признании права на досрочную трудовую пенсию. В обоснование иска указал, что решением ответчика от 15 мая 2015 года ему было необоснованно отказано в назначении данной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж включено 6 лет 1 месяц 3 дня. Фактически в спорный период он работал в Чистопольском АТП водителем автоколонны 1 на автобусах регулярных городских пассажирских маршрутов.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, указав, что факт работы в качестве водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов подтверждается показаниями свидетелей.
В заседании суда апелляционной инстанции истец доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил отменить решение суда.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.
Проверив обжалуемое решение суда на предмет законности и обоснованности по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из материалов дела следует, что 29 апреля 2015 года Сальцин К.П. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.
Решением УПФР от 15 мая 2015 года N 69 истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа.
При этом в специальный стаж не включен период работы истца с 21 августа 1984 года по 31 декабря 1997 года в качестве водителя в Чистопольском АТП.
Как следует из трудовой книжки, Сальцин К.П. 21 августа 1984 года принят водителем 3 класса а/к 1 в Чистопольском АТП и на основании п. 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации 3 марта 2005 года уволен по собственному желанию. При этом период с 1 января 1998 года по 3 марта 2005 года пенсионным органом включен в специальный стаж в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в Чистопольском АТП.
Оценив доказательства по делу в их совокупности, суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела не имеется достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих работу истца в специальных условиях, в период с 21 августа 1984 года по 31 декабря 1997года.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается.
Из системного анализа понятий, содержащихся в Федеральном законе от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" следует, что под регулярными городскими пассажирскими маршрутами следует понимать перевозку транспортом общего пользования пассажиров и багажа по территории города по постоянному, разработанному пути (маршруту), от начального пункта до конечного, по расписанию.
Согласно Приказу Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами" (утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса России от 10.04.2013 N 120) регулярные маршруты - это маршруты, осуществляемые в пределах черты города, выполняемые автотранспортными средствами с двигателем, предназначенные для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сидения водителя) более 8. К регулярным пассажирским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутных остановках.
В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 5 указанных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
В силу п. п. 1, 2 Порядка подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованного Письмо Минтранса РФ от 02.07.1992 N 13-пр право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со ст. 12 "к" Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц. Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов. При отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).
Согласно п. п. 4, 13 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) Персонифицированного учета.
Исходя из анализа приведенных норм права следует, что юридически значимыми обстоятельствами, которые подлежат установлению судом при решении вопроса о включении периода работы в специальный трудовой стаж в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" являются установление факта осуществления работником в качестве водителя регулярных городских пассажирских маршрутов, т.е. участие в регулярных городских пассажирских перевозках, выполнение указанной работы в течение полного рабочего времени. Указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.
Между тем ни записи в трудовой книжке истца, ни справки предприятия, уточняющие особый характер работы, ни акты документальных проверок, проведенных ответчиком, ни иные представленные суду документов не содержат сведений о его работе особых условиях труда - в качестве водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах, а также о его полной занятости в указанных условиях труда.
С учетом изложенного, принимая во внимание то обстоятельство, что в материалах дела отсутствуют доказательства постоянной занятости истца в спорный период времени на регулярных городских пассажирских маршрутах в течение полного рабочего дня, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для включения в специальный стаж истца периодов работы с 21 августа 1984 года по 31 декабря 1997 года в качестве водителя автобуса.
Довод апелляционной жалобы о том, что период работы в должности водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах подтверждены свидетельскими показаниями не является допустимым доказательством работы в специальных условиях.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо оспариваемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное выше, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции и признать доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе не влекущими отмену решения суда.
При этом истцом вопреки требованиям части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено суду доказательных данных, позволяющих опровергнуть установленные судом первой инстанции обстоятельства.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
При таких данных судебная коллегия считает, что решение суда основано на анализе пенсионного законодательства, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые были надлежащим образом исследованы и оценены.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан 30 ноября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Сальцина К.П. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.