судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.,
судей Беляковой Н.В., Баимовой И.А.
с участием прокурора Щелкуновой О.М.
при секретаре Корнийчук Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по искам Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Минусинска, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Минусинска, Управлению образования Администрации города Минусинска, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N б "Русская Школа", муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 3 им. А.С. Пушкина" и муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 9" об обязании совершить действия
по апелляционной жалобе представителя Администрации города Минусинска - Ольховской Г.В.
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 03 декабря 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Минусинска, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Минусинска, Управлению образования Администрации города Минусинска, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению "Средняя Общеобразовательная школа N 6 "Русская Школа", муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 3 им. А.С. Пушкина" и муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 9" об обязании совершить действия удовлетворить.
Обязать Администрацию города Минусинска и Управление образования Администрации города Минусинска обеспечить финансирование оборудования пандусами, перилами при входе в здания муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя Общеобразовательная школа N 6 "Русская Школа" и муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 3 им. А.С. Пушкина".
Обязать Администрацию города Минусинска обеспечить финансирование оборудования пандусом, перилами при входе в здание муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 9".
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Минусинска в срок 6 месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, установить в соответствии с пунктами 3.29-3.33 СНиГТа (Строительные нормы и правила "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения") пандусы, перила на основном входе в здания муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя Общеобразовательная школа N 6 "Русская Школа" и муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 9".
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Минусинска в срок шесть месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу или со дня окончания капитального ремонта здания школы, в зависимости от того, какое событие наступит ранее, обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, установить в соответствии с пунктами 3.29-3.33 СНиПа (Строительные нормы и правила "Доступность зданий, и сооружений для маломобильных групп населения") пандус, перила на основном входе в здание муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 3 им. А.С. Пушкина".
В удовлетворении остальной части требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Минусинска, Управлению образования Администрации города Минусинска, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению "Средняя Общеобразовательная школа N 6 "Русская Школа", муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 3 им. А.С. Пушкина" и муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 9" - отказать."
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с учетом уточненных требований к Администрации г. Минусинска, КУМИ г. Минусинска, Управлению образования Администрации г. Минусинска об обязании обеспечить финансирование на оборудование пандусами, обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, установить в соответствии с пунктами 3.29-3.33 СНиПа (Строительные нормы и правила "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения") пандусы, перила на основных входах в здания - МОБУ "Русская школа", МОБУ "СОШ N 3", МОБУ "СОШ N 9".
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенных проверок установлено, что в МОБУ "Русская школа" обучается 16 детей-инвалидов, из них 6 детей имеют потребность в обеспечении беспрепятственного доступа к школе- оборудовании входа (крыльца) школы поручнями и пандусами; в МОБУ "СОШ N 3" обучается 14 детей-инвалидов, из них 4 детей имеют потребность в обеспечении беспрепятственного доступа к школе- оборудовании входа (крыльца) школы поручнями и пандусами; в МОБУ "СОШ N 9" обучается 10 детей-инвалидов, из них 8 детей имеют потребность в обеспечении беспрепятственного доступа к школе- оборудовании входа (крыльца) школы поручнями и пандусами. Однако, при входе в помещения по адресам: МОБУ "Русская школа" - "адрес"; МОБУ "СОШ N 3" - "адрес"; МОБУ "СОШ N 9" - "адрес" "адрес" в зданиях школ, являющихся социально-значимыми административными объектами, отсутствует пологий спуск (пандус) или подъемное устройство и поручни к нему, обеспечивающее беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов, пользующихся креслами-колясками.
Прокурор полагает, что непринятием мер по реконструкции крылец зданий школ в виде обустройства пандусом или подъемным устройством и поручнями нарушаются требования законодательства о создании условий, обеспечивающих доступность для детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуру.
Определением от 23.10.2015 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МОБУ "СОШ N 3" и МОБУ "Русская школа".
Определением от 26.10.2015 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено МОБУ "СОШ N 9".
Определением от 26.10.2015 года гражданские дела были объединены в одно производство.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Минусинска - Ольховская Г.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что при вынесении решения судом были неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Щелкуновой О.М., полагавшей решение суда в части возложения обязанности на Администрацию г. Минусинска и Управление образования Администрации г. Минусинска производить финансирование оборудования пандусами, отменить, в остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.07.1995г., ред. от 28.04.2009), Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствие со Сводом правил по проектированию и строительству СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", одобренным постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года N 72 (пункт 1.7), основным принципом формирования архитектурной среды, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания), проживания и месту приложения труда.
Согласно Строительным нормам и правилам (СНиП 35-01-2001), принятым постановлением Госстроя РФ 16 июля 2001 года N 73, они предназначены для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения.
В соответствии с разделом 3 СНиП "Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам", в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для МНГ подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.
В соответствии с вышеуказанными нормами права, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, осуществляются собственниками этих объектов (ст.15 ФЗ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ").
Удовлетворяя исковые требования Минусинского межрайонного прокурора Красноярского края, суд первой инстанции, правильно и в достаточном объеме установив обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком - Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Минусинска - не созданы условия беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 6" "Русская Школа", "Средняя общеобразовательная школа N 3 им. А.С.Пушкина", "Средняя общеобразовательная школа N 9". При этом, судом объективно установлено, что поскольку собственником имущества является Муниципальное образование г.Минусинск в лице Комитета по управлению Муниципальным имуществом Администрации г. Минусинска, то на данную организацию должна быть возложена обязанность по установлению пандусов и перил, что согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 13.05.2010 г. N 689-О-О, согласно которому, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку объективно подтверждаются представленными по делу доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в решении.
Как следует из материалов дела, согласно выпискам из реестра, здания вышеуказанных школ принадлежат на праве собственности Муниципальному образованию г. Минусинск, переданы в оперативное управление вышеуказанным учебным учреждениям.
Как следует из уставных документов, учредителем Учреждений является муниципальное образование г. Минусинск, полномочия собственника имущества Учреждений осуществляет Комитет по управлению имуществом администрации города Минусинска. Функции и полномочия учредителя осуществляют Администрация города Минусинска и управление образования Администрации г.Минусинска.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что указанные нежилые помещения не обустроены пандусами и перилами.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
При таких обстоятельствах, суд, в целях реализации требований законодательства о социальной защите инвалидов, пришел к правильному выводу о возложении на ответчика обязанности обустроить нежилые помещения социальной значимости пандусами и перилами.
Доказательств технической невозможности устройства пандусов и перил, в материалах дела не представлено. Также не представлено доказательств, что в предоставлении средств органами власти по бюджетной заявке о предоставлении средств было отказано.
Судебная коллегия считает, что судом правомерно отвергнут довод ответчика, что поскольку в МОБУ "СОШ N 3" идет капитальный ремонт, проектно-сметной документацией предусмотрено установление пандуса, то в настоящее время нельзя принимать решение в отношении данного Учреждения. Судом правомерно указано, что проведение капитального ремонта не может повлиять на обязанность собственника по обеспечению доступности к данному Учреждению со стороны маломобильных групп населения.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ судом правомерно указан срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Срок исполнения решения - шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу - является разумным.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения указание в части исполнения решения суда в отношении "Средней общеобразовательной школы N 3 им. А.С. Пушкина" - или в срок шесть месяцев со дня окончания капитального ремонта здания школы, поскольку решение суда не должно содержать альтернативной информации по его исполнению.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении финансового обеспечения на муниципальное образование г.Минусинск в лице Администрации города Минусинска и Управления образования администрации г. Минусинска.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение суда в данной части подлежит отмене с отказом в удовлетворении исковых требований.
Иных доводов, ставящих под сомнение решение суда, апелляционная жалоба не содержит.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьей 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 03 декабря 2013 г. в части удовлетворения требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на Администрацию города Минусинска и Управление образования Администрации города Минусинска обеспечить финансирование оборудования пандусами, перилами при входе в здания муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя Общеобразовательная школа N 6 "Русская Школа" и муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 3 им. А.С. Пушкина", а также о возложении обязанности на Администрацию города Минусинска обеспечить финансирование оборудования пандусом, перилами при входе в здание муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 9", отменить.
Принять по делу в данной части новое решение: "Отказать в удовлетворении требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на Администрацию города Минусинска и Управление образования Администрации города Минусинска обеспечить финансирование оборудования пандусами, перилами при входе в здания муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя Общеобразовательная школа N 6 "Русская Школа" и муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 3 им. А.С. Пушкина", а также о возложении обязанности на Администрацию города Минусинска обеспечить финансирование оборудования пандусом, перилами при входе в здание муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 9"."
Исключить из резолютивной части решения указание в части исполнения решения суда в отношении "Средней общеобразовательной школы N 3 им. А.С. Пушкина" - или в срок шесть месяцев со дня окончания капитального ремонта здания школы.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации города Минусинска Ольховской Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Киселева А.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Баимова И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.