судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Кущ Н.Г.,
судей Небера Ю.А., Бондаревой Н.А.,
при секретаре Степановой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по заявлению Гущиной Н. В. о признании незаконным решения администрации г. Томска об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: /__/, и предварительного согласования места предоставления земельного участка
по апелляционной жалобе Гущиной Н. В. на решение Советского районного суда г. Томска от 09.10.2015.
Заслушав доклад судьи Небера Ю.А., объяснения представителя Гущиной Н.В. Барышниковой В.В., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя администрации г. Томска Кудряшева Д.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Гущина Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Томска об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: /__/, и предварительного согласования места предоставления земельного участка.
В обоснование заявления указала, что является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: /__/, на основании договора купли-продажи от 11.10.2012, заключенного с предыдущим собственником указанного имущества Б., право которой на земельный участок, необходимый для эксплуатации данного здания, оформлено не было.
С целью приведения возникших отношений в соответствие с законом Гущина Н.В. неоднократно обращалась с заявлением в администрацию г. Томска об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании места предоставления земельного участка, получая отказы, которые вступившими в законную силу судебными решениями были признаны незаконными.
Указанные решение суда администрация г. Томска до настоящего времени не исполнила, направив 28.08.2015 Гущиной Н.В. в ответ на ее очередное заявление об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: /__/, и предварительного согласования места предоставления земельного участка письмо, содержащее отказ в его удовлетворении, который она считает незаконным, поскольку в силу положений ст. 552 ГК РФ и ст. 35 ЗК РФ Гущина Н.В. имеет право на приватизацию данного земельного участка.
С учетом изложенного Гущиной Н.В. заявлено также требование о возложении на администрацию г. Томска обязанности в течение 5 дней со дня вступления в законную силу решения суда обязанности совершить действия, связанные с подготовкой, утверждением и выдачей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем совершения действий, связанных с предварительным согласованием предоставления данного земельного участка.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца Гущиной Н.В.
В судебном заседании представитель административного истца Гущиной Н.В. Барышникова В.В. заявление поддержала.
Представитель административного ответчика администрации г. Томска Кудряшев Д.В. считал заявление не подлежащим удовлетворению.
Решением Советского районного суда г. Томска от 09.10.2015 отказано в удовлетворении заявления Гущиной Н.В. о признании незаконным решения администрации г. Томска об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: /__/, и предварительного согласования места предоставления земельного участка.
В апелляционной жалобе и дополнениях в ней Гущина Н.В. просит об отмене судебного решения, указывая на его незаконность и необоснованность.
Так, указывает, что на момент обращения Гущиной Н.В. 12.03.2013 с заявлением в администрацию г. Томска об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: /__/, и предварительного согласования места предоставления земельного участка, признанного впоследствии незаконным на основании судебного решения, действовали положения ст. 34 ЗК РФ и ст. 36 ЗК РФ, в соответствии с которыми гражданин, в собственности которого находилось здание, имел исключительное право на приватизацию земельного участка, необходимого для его эксплуатации, соответственно, право Гущиной Н.В. на приватизацию должно было быть реализовано с учетом указанных положений закона.
В этой связи несостоятельным считает вывод суда о том, что в рассматриваемом случае необходимо учитывать нормы материального закона, действовавшие на момент обращения Гущиной Н.В. с заявлением в 2015 году, в соответствии с которыми допускается отказ в предоставлении земельного участка в случае его расположения в границах элемента планировочной структуры - квартала, обозначенного красными линиями, утв. в составе проекта планировки территории, утв. постановлением администрации Томской области N 10-з от 12.01.2012, и застроенного многоквартирными домами.
Считает со ссылкой на п.15 ст. 15 КАС РФ, что суду надлежало применить те нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношений, независимо от длительности бездействия органов местного самоуправления.
С учетом изложенного полагала, что применение судом к возникшим отношениям положений ст. 11.3, ч.16 ст. 11.10 ЗК РФ, ст. 12 Закона Томской области от 09.07.2015, вступивших в законную силу с 01.03.2015, на законе не основано.
Вывод суда о несоответствии формы и содержания представленной в администрацию г. Томска 12.03.2013 Гущиной Н.В. схемы расположения земельного участка на законе не основан, поскольку данная схема соответствовала тому законодательству, которое действовало на момент обращения Гущиной Н.В. с заявлением - 12.03.2013. Указывает также, что в настоящее время Гущина Н.В. не отказывается от корректировки схемы расположения земельного участка, обязанность подготовки которой в силу положений п.3 ст. 11.10 ЗК РФ возложена на администрацию г. Томска.
Отмечает, что Гущина Н.В. с принятием новых положений закона не утратила принадлежащее ей исключительное право на приватизацию земельного участка, защита и реализация которого до настоящего времени не осуществлена.
Вывод суда о том, что земельный участок возможно образовать только на основании проекта межевания территории, не соответствует пп.5 п.16 ст. 11.10, ст. 39.14 ЗК РФ, поскольку до настоящего времени проект межевания территории администрацией г. Томска не утвержден, а соответственно, возможно образование земельного участка на основании представленной Гущиной Н.В. схемы его расположения.
Учитывая тот факт, что до настоящего времени данный проект администрацией г. Томска не разработан, Гущина Н.В. не имеет возможность реализовать принадлежащее ей исключительное право на приватизацию земельного участка.
В возражениях на жалобу администрация г. Томска считает решение суда законным и обоснованным.
Судебная коллегия в соответствии с ч.1 ст. 307 КАС РФ, ч.6 ст. 226 КАС РФ сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Гущиной Н.В., в отношении надлежащего извещения которой судом приняты исчерпывающие меры.
Обсудив доводы жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, Гущина Н.В. является собственником нежилого /__/ этажного здания, обшей площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу /__/, что подтверждается договором купли-продажи недвижимого имущества от 11.10.2012, свидетельством о государственной регистрации права от 02.11.2012 серии /__/.
В судебном заседании судом первой инстанции установлено, что неоднократно на свои обращения в администрацию г. Томска с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: /__/, с целью последующей постановки земельного участка на кадастровый учет и затем предоставления земельного участка для автостоянки, временного хранения индивидуальных легковых автомобилей, имевшие место в 2013, 2014 году, Гущина Н.В. получала отказы, незаконность которых была впоследствии подтверждена вступившими в законную силу судебными решениями.
Из материалов дела также следует, что 28.08.2015 администрацией г. Томска было принято решение об отказе Гущиной Н.В. в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: /__/ на основании следующих нормативных правовых актов: пп.1 п.3 п.16 ст. 11.10, пп.1 п.9 ст. 39.15 ЗК РФ, ч.1 ст. 11, ч.3 ст. 12 Закона Томской области N 100-ОЗ от 09.07.2015(т.1 л.д. 107).
Полагая данный отказ незаконным, Гущина Н.В. оспорила его посредством обращения в суд с настоящим административным иском, рассмотрев который, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для его удовлетворения, с чем соглашается судебная коллегия исходя из следующего.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
Поскольку в данном случае правоотношения между сторонами возникли в связи с рассмотрением администрацией г. Томска в 2015 году заявления Гущиной Н.В. и принятием по нему административным органом соответствующего решения, которое должно отвечать требованиям закона именно на момент его принятия (а не на момент подачи заявления), соответственно, вывод суда первой инстанции о применении к возникшим отношениям положений вновь принятых нормативных правовых актов является состоятельным, и доводы жалобы Гущиной Н.В. его не опровергают.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законом.
В силу п.1 ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент разрешения спора) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент разрешения спора) не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В пункте 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент разрешения спора) указано, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Исходя из приведенных выше законоположений, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, и в реализации такого права не может быть отказано, за исключением случаев, предусмотренных законом.
С 1 марта 2015 года вступил в законную силу Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" за исключением положений, для которых статьей 35 данного Федеральный закон установлен иной срок вступления их в силу).
В соответствии с п.18, п.20 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 34, статья 36 Земельного Кодекса РФ утратили силу с 01.03.2015.
Одновременно данным Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в главу 1.1 ЗК РФ "Образование земельных участков" внесены существенные изменения, введена в действие глава V.l 3K РФ, регулирующая предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" специально предусмотрены случаи, когда подлежат применению положения Земельного Кодекса РФ в предыдущей редакции, среди которых отсутствует указание на случай подачи заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории до 01.03.2015.
Согласно п.36 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники строений приобретают земельные участки, на которых расположены строения этих собственников, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) для приобретения земельных участков собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В силу п.3 указанной нормы закона исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии:
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Таким образом, по смыслу приведенных положений закона, образование земельного участка, расположенного в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Как следует из дела, испрашиваемый Гущиной Н.В. земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры - квартала, ограниченного /__/, в границах которого также расположены многоквартирные дома (в частности N /__/ и N /__/ по /__/, N /__/. N /__/, N /__/, N /__/, N /__/ по /__/).
Данный квартал выделен красными линиями, утвержденными в составе проекта планировки территории /__/, который утвержден постановлением администрации города Томска N10-з от 12.01.2012. Согласно такому проекту квартал функционально поделен на две территориальных зоны - ОЖ (зона общественно-жилого назначении) и 0-N (зона образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования). Испрашиваемый Гущиной Н.В. участок расположен в границах зоны ОЖ (л.д.188-194).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Согласно части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
Как предусмотрено статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка и утверждение документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляется с учетом результатов публичных слушаний.
В этой связи образование земельных участков при наличии утвержденного проекта межевания территории обусловлено тем, что именно в документации по планировке территории в значительной степени учтены все особенности существующей территории, в том числе с точки зрения образования новых земельных участков.
Доводы жалобы о том, что возможность образования земельного участка по представленной гражданином схеме допускает ст. 39.14 ЗК РФ, судебная коллегия считает несостоятельными.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Вместе с тем, учитывая тот факт, что со стороны администрации г. Томска осуществлены действия по разработке проекта межевания территории (утвержден проект планировки территории), соответственно, для образования земельного участка в испрашиваемых Гущиной Н.В. границах, представленной схемы, в силу приведенных положений закона, недостаточно. При этом, как верно указано судом первой инстанции, действующее законодательство не исключает право гражданина разработать и представить соответствующий проект межевания территории, в состав которой включается испрашиваемый земельный участок.
Доводы жалобы, состоятельность указанных выводов суда не опровергают, а потому подлежат отклонению судебной коллегией.
Кроме того, в соответствии с п.29 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Законом Томской области от 09.07.2015 N 100-ОЗ "О земельных отношениях в Томской области", принятым постановлением Законодательной Думы Томской области от 25.06.2015 N 2737, в статье 12 определены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков, находящегося (находящихся) в государственной или муниципальной собственности, на кадастровом плане территории: расположение земельного участка или земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
Оценивая законность отказа администрации г. Томска, в том числе и в связи с несоответствием формы и содержания схемы расположения земельного участка приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе", суд пришел к правильному выводу о том, что с 01.03.2015 требования закона к форме и содержанию схем утверждения земельных участков на кадастровом плане территории изменены, и данные требования действуют на момент принятия администрацией г. Томска оспариваемого решения.
Принимая во внимание изложенное, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь п.1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 09.10.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Гущиной Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.