Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шевченко Г.М.
и судей Черниковой О.Ф., Мартыновой Т.А.
с участием прокурора Шибановой Н.Е.
при секретаре Бакулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 28 января 2016 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Кирова от 09 октября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования прокуратуры Кировской области в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обеспечении средствами реабилитации - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить ФИО1 техническими средствами реабилитации, предоставить ей однокомпонентные дренируемые калоприемники за период с 01.01.2015года по 07.09.2015 года в количестве 99 штук.
Взыскать с Государственного учреждения Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход бюджета муниципального образования город Киров госпошлину в сумме 300 рублей.
Заслушав доклад судьи областного суда Мартыновой Т.А., судебная коллегия областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировской области, действующий в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ КРО ФСС РФ) об обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации. В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки был выявлен факт необеспечения в полном объеме техническими средствами реабилитации инвалида 2 группы ФИО1 Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 19.12.2014 г. N 3483 ФИО1 нуждается в технических средствах реабилитации - однокомпонентных дренируемых калоприемниках в количестве 1 штука в сутки, однако на момент проверки данными техническими средствами реабилитации обеспечена не в полном объеме. ФИО1 была обеспечена калоприемниками в 2015 году лишь 19.02.2015 г., 29.06.2015 г. в количестве 120 штук, по заявлению от 30.01.2015 г. ГУ КРО ФСС ей компенсированы расходы на покупку 30 штук однокомпонентных дренируемых калоприемников. По состоянию на 07.09.2015г. ФИО1 не получены ТСР - однокомпонентные дренируемые калоприемники по 1 штуке в сутки за период с 01.01.2015 г. по 19.02.2015 г. в количестве 50 штук, с 21.05.2015 г. по 29.06.2015 г. в количестве 40 штук, с 29.08.2015 г. по 07.09.2015 г. в количестве 9 штук, а всего 99 штук, в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований из бюджета Фонда социального страхования РФ. Неисполнение уполномоченными органами своих обязанностей по обеспечению ФИО1 в полном объеме техническими средствами реабилитации не позволяет ей пройти необходимую комплексную реабилитацию. На основании изложенного, с учетом представленных позднее уточнений иска, прокурор просил обязать ГУ КРО ФСС РФ обеспечить ФИО1. техническим средством реабилитации, предоставить ей однокомпонентные дренируемые калоприемники за период с 01.01.2015 г. по 07.09.2015 г. в количестве 99 штук.
Судом первой инстанции постановлено решение от 09.10.2015 г., резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ГУ КРО ФСС РФ выражает несогласие с постановленным судом решением, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что в соответствии с действующим законодательством обязательства по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации являются расходными обязательствами Российской Федерации и финансируются за счет средств федерального бюджета. Законом не предусмотрено исполнение указанных расходных обязательств Российской Федерации за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, следовательно, при недостаточном финансировании из федерального бюджета на указанные цели Фонд не может выполнять свои обязанности в установленном порядке. Однако доводы ответчика о том, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации поставлено в зависимость от наличия денежных средств в федеральном бюджете, а также о недостаточности финансирования из федерального бюджета на указанные цели, были оставлены судом без внимания. Заявитель также отмечает, что в случае невозможности предоставления инвалиду технических средств реабилитации, в том числе, по причине недостаточного финансирования Фонда из федерального бюджета, инвалиду должна быть произведена выплата денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации. Калоприемники являются средствами реабилитации разового использования, предусмотрены для ежедневного обеспечения личной гигиены инвалида. Возможность выдачи расходных средств реабилитации, каковыми являются калоприемники, за прошлый период законодательством не предусмотрена, поэтому вывод суда об обеспечении инвалида калоприемниками за прошедший период времени неправомерен.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Кировской области считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ КРО ФСС РФ по доверенности Епанешникова Е.И. поддержала доводы апелляционной жалобы ответчика в полном объеме, прокурор Шибанова Н.Е., полагая решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Другие участники процесса в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Суд считает неявку в суд их волеизъявлением, свидетельствующим о реализацию своего права непосредственно через прокурора участвующего в интересах истца в судебном разбирательстве. Извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся сторон, прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
В пункте 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, предусмотрены такие виды технических средств реабилитации как однокомпонентные дренируемые калоприемники.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" социальная программа реабилитации инвалида - разработанная на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования (ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
Установлено, что ФИО1. является инвалидом 2 группы, имеет право на получение ТСР, входящих в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р.
Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида от 19.12.2014 г. N 3483 состоит в отделении Фонда на учете по обеспечению техническими средствами реабилитации: однокомпонентный дренируемый калоприемник 1 штука в сутки.
В ходе проверки прокурором установлено, что ФИО1 предусмотренный порядок обращения за получением TCP соблюден. Уведомление о постановке на учет по обеспечению TCP она получила. Однако ФИО1 не в полной мере обеспечена средствами реабилитации, указанными в программе реабилитации. В частности ей не предоставлены однокомпонентные дренируемые калоприемники в общем количестве 99 шт. за период с 01.01.2015г. по 07.09.2015г.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФИО1 являясь инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации в полном объеме, несоблюдение ответчиком требований федерального законодательства по предоставлению таких технических средств реабилитации нарушает ее права.
Однако вывод суда об удовлетворении заявленных требований судебная коллегия находит необоснованным.
Как следует из части 6 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги.
Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 года N 57н.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется на основании индивидуальных программ реабилитации, разрабатываемых учреждениями медико-социальной экспертизы по месту жительства, инвалида и определяется Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и Отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. N 240 (далее - Правила).
Согласно Правилам обеспечение инвалида техническим средством реабилитации, рекомендованным в индивидуальной программе реабилитации, осуществляется бесплатно организацией, отобранной территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида, уполномоченным на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
Согласно статье 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ техническое средство реабилитации, предоставленное инвалиду в соответствии с Правилами, передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе, продаже или дарению.
Судебная коллегия полагает, что установленное нарушение прав инвалида ФИО1 не может быть восстановлено путем фактического предоставления в ее пользу однокомпонентных дренируемых калоприемников за предыдущие периоды, то есть истцом в данном случае избран ненадлежащий способ восстановления нарушенного права ФИО1
Средства технической реабилитации, которыми инвалид не был обеспечен своевременно, необходимы ему в соответствии с их предназначением (гигиенические средства) периодически для ежедневного применения и в том количестве, которое предусмотрено программой реабилитации инвалида. В данном случае в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалиду предоставляется пользу однокомпонентные дренируемые калоприемники 1 изделие в сутки.
Таким образом, возложение на ответчика обязанности по предоставлению единовременно однокомпонентных дренируемых калоприемников в количестве 990 штук за прошлый период, а именно за период 01.01.2015 г. по 07.09.2015 г., не восстановит ранее допущенное ответчиком нарушение прав инвалида.
Поскольку прокурором заявлены требования именно об обязании представить технические средства реабилитации в определенном количестве за прошлое время, а требований о возмещении убытков (взыскании затрат) не заявлено, то оснований для удовлетворения настоящего иска судебная коллегия не усматривает.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым в иске прокурору Кировской области отказать.
При этом истец не лишен права обратиться с самостоятельным иском о возмещении в порядке статей 15 и 393 Гражданского кодекса РФ убытков, вызванных расходами (затратами) на самостоятельное приобретение в спорный период указанных выше технических средств реабилитации для инвалида ФИО1
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Кирова от 09 октября 2015 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Кировской области, действующего в интересах ФИО1, к Государственному учреждению - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить ФИО1 техническими средствами реабилитации за период с 01.01.2015 года по 07.09.2015 года в количестве 99 штук, отказать.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.