Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шевченко Г.М.
и судей Черниковой О.Ф., Мартыновой Т.А.
с участием прокурора Шибановой Н.Е.
при секретаре Бакулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 28 января 2016 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Кирова от 23 октября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Белохолуницкого района Кировской области в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к ГУ Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обеспечении техническими средствами реабилитации - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить несовершеннолетнего ФИО1 анальными тампонами в общем количестве 300 штук, в остальной части - отказать.
Взыскать с Государственного учреждения Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход бюджета муниципального образования город Киров госпошлину в сумме 300 рублей.
Заслушав доклад судьи областного суда Мартыновой Т.А., судебная коллегия областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Белохолуницкого района Кировской области в интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ КРО ФСС РФ) об обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации. В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки был выявлен факт необеспечения в полном объеме техническими средствами реабилитации ребенка-инвалида ФИО1, 1998 года рождения. Согласно индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида от 30.02.2012 г., несовершеннолетний ФИО1 в связи с заболеванием нуждается в технических средствах реабилитации - анальных тампонах (1 изделие не более 12 часов), период нуждаемости с 30.11.2012 г. по 02.08.2016 г. Проведенной проверкой установлено, что данными техническими средствами реабилитации ФИО1 обеспечен не в полном объеме, что значительно ухудшает качество жизни ребенка-инвалида. За период с 01.01.2015 г. по 01.10.2015 г. несовершеннолетнему недопоставлены анальные тампоны в количестве 300 штук исходя из расчета в соответствии с индивидуальной программой. Государство гарантирует инвалидам получение технических средств и услуг, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации, обязательной для исполнения всеми органами и организациями. Действующим законодательством обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возложена на территориальные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида, а финансовое обеспечение данных мероприятий - на Фонд социального страхования Российской Федерации. В связи с тем, что предусмотренная законом обязанность уполномоченного органа по обеспечению ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации надлежащим образом не исполнена, соответствующее право ребенка-инвалида на получение анальных тампонов за прошедший период 2015 года нельзя признать прекращенным. На основании изложенного прокурор просил возложить на ГУ КРО ФСС РФ обязанность по обеспечению несовершеннолетнего ФИО1 техническим средством реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, недопоставленными за период с 01.01.2015 г. по 01.10.2015 г. анальными тампонами в количестве 300 штук, установить ответчику срок для исполнения требований до 01.12.2015года.
Судом первой инстанции постановлено решение от 23.10.2015 г., резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ГУ КРО ФСС РФ выражает несогласие с постановленным судом решением, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что в соответствии с действующим законодательством обязательства по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации являются расходными обязательствами Российской Федерации и финансируются за счет средств федерального бюджета. Законом не предусмотрено исполнение указанных расходных обязательств Российской Федерации за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, следовательно, при недостаточном финансировании из федерального бюджета на указанные цели Фонд не может выполнять свои обязанности в установленном порядке. Однако доводы ответчика о том, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации поставлено в зависимость от наличия денежных средств в федеральном бюджете, а также о недостаточности финансирования из федерального бюджета на указанные цели, были оставлены судом без внимания. Заявитель также отмечает, что в случае невозможности предоставления инвалиду технических средств реабилитации, в том числе, по причине недостаточного финансирования Фонда из федерального бюджета, инвалиду должна быть произведена выплата денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации. Возможность выдачи расходных средств реабилитации, каковыми являются анальные тампоны, за прошедший период законодательством не предусмотрена, поэтому вывод суда об обеспечении инвалида данными средствами реабилитации за прошедший период времени неправомерен. Исполнение обжалуемого решения суда приведет к выдаче технических средств реабилитации за прошлый период в то время, когда осуществляется текущее обеспечение инвалидов за счет средств, выделенных из федерального бюджета на соответствующие цели. Тем самым будут нарушены права и других инвалидов, имеющих право на получение технических средств реабилитации в текущем периоде.
В возражениях на жалобу прокурор Белохолуницкого района Кировской области просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ КРО ФСС РФ по доверенности Епанешникова Е.И. поддержала доводы апелляционной жалобы ответчика в полном объеме, прокурор Шибанова Н.Е., полагая решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Другие участники процесса в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Суд считает неявку в суд их волеизъявлением, свидетельствующим о реализацию своего права непосредственно через прокурора участвующего в интересах истца в судебном разбирательстве. Извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся сторон, прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
В пункте 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, предусмотрены такие виды технических средств реабилитации как анальные тампоны.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" социальная программа реабилитации инвалида - разработанная на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования (ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 является ребенком-инвалидом, имеет право на получение ТСР, входящих в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р.
Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида от 30.11.2012 г. N 1088 состоит в отделении Фонда на учете по обеспечению техническими средствами реабилитации: анальными тампонами (1 изделие не более 12 часов). Период нуждаемости - с 30.11.2012 по 02.08.2016.
Из материалов дела усматривается, что законным представителем ФИО1 - ФИО1 предусмотренный порядок обращения за получением TCP соблюден. Уведомление о постановке на учет по обеспечению TCP они получили. Однако несовершеннолетний ФИО1 не в полной мере обеспечен средствами реабилитации, указанными в программе реабилитации. В частности ему не предоставлены анальные тампоны в общем количестве 300 шт. за период с 01.01.2015г. по 01.10.2015г.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФИО1, являясь инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации в полном объеме, несоблюдение ответчиком требований федерального законодательства по предоставлению таких технических средств реабилитации нарушает его права.
Однако вывод суда об удовлетворении заявленных требований судебная коллегия находит необоснованным.
Как следует из части 6 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги.
Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 года N 57н.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется на основании индивидуальных программ реабилитации, разрабатываемых учреждениями медико-социальной экспертизы по месту жительства, инвалида и определяется Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и Отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. N 240 (далее - Правила).
Согласно Правилам обеспечение инвалида техническим средством реабилитации, рекомендованным в индивидуальной программе реабилитации, осуществляется бесплатно организацией, отобранной территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида, уполномоченным на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
Согласно статье 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ техническое средство реабилитации, предоставленное инвалиду в соответствии с Правилами, передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе, продаже или дарению.
Судебная коллегия полагает, что установленное нарушение прав инвалида ФИО1 не может быть восстановлено путем фактического предоставления в его пользу анальных тампонов за предыдущие периоды, то есть истцом в данном случае избран ненадлежащий способ восстановления нарушенного права ФИО1
Средства технической реабилитации, которыми инвалид не был обеспечен своевременно, необходимы ему в соответствии с их предназначением (гигиенические средства) периодически для ежедневного применения и в том количестве, которое предусмотрено программой реабилитации инвалида. В данном случае в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалиду предоставляется анальные тампоны (1 изделие не более 12 часов).
Таким образом, возложение на ответчика обязанности по предоставлению единовременно анальных тампонов в количестве 300 штук за прошлый период, а именно за период 01.01.2015 г. по 01.10.2015 г., не восстановит ранее допущенное ответчиком нарушение прав инвалида.
Поскольку прокурором заявлены требования именно об обязании представить технические средства реабилитации в определенном количестве за прошлое время, а требований о возмещении убытков (взыскании затрат) не заявлено, то оснований для удовлетворения настоящего иска судебная коллегия не усматривает.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым в иске прокурора Белохолуницкого района Кировской области отказать.
При этом истец не лишен права обратиться с самостоятельным иском о возмещении в порядке статей 15 и 393 Гражданского кодекса РФ убытков, вызванных расходами (затратами) на самостоятельное приобретение в спорный период указанных выше технических средств реабилитации для инвалида ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Кирова от 23 октября 2015 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Белохолуницкого района Кировской области, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Государственному учреждению - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить несовершеннолетнего ФИО1 техническим средствами реабилитации за период с 01.01.2015г. по 01.10.2015г. отказать.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.