Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Стексова В.И.,
судей Сметаниной О.Н., Кощеева А.В.,
при секретаре Соколовой О.Н.
рассмотрела 16 февраля 2016 года в открытом судебном заседании в городе Кирове
дело по жалобе представителя ООО "Управляющая компания "Наш Дом" Онишкевича Д.Ю.
на решение Нововятского районного суда города Кирова от 23 ноября 2015 года,
которым постановлено в удовлетворении административного искового заявления ООО "Управляющая компания "Наш Дом" о признании представления исполняющего обязанности прокурора Нововятского района г.Кирова незаконным и подлежащим отмене - отказать.
Заслушав доклад судьи Сметаниной О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
ООО "Управляющая компания "Наш Дом" (далее - ООО "УК "Наш Дом") обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным и отменить представление прокуратуры Нововятского района г.Кирова N 02-03-2015 от 09 сентября 2015г., подписанное и.о. прокурора района Буяновым М.Э ... В обоснование указало, что 09 сентября 2015г. прокуратурой Нововятского района г. Кирова в отношении ООО "УК "Наш Дом" вынесено представление об устранении нарушений при начислении платы за содержание и ремонт помещений многоквартирного дома по ул.Мира, 10"а" Нововятского района г.Кирова (далее МКД). В представлении N 02-03-2015 и.о.прокурора Нововятского района г.Кирова требовал от ООО "УК "Наш Дом" применять при начислении платы за содержание и ремонт собственникам помещений многоквартирного дома тариф в размере 20,03 руб. с кв.метра в месяц в период с марта по май 2015 года вместо применяемого ООО "УК "Наш Дом" тарифа в размере 22,54 руб. с кв.метра в месяц. В обоснование своей позиции и.о.прокурора полагал, что тарифы, утвержденные постановлением администрации города Кирова от 27 ноября 2014г. N 5098-П (ред. от 31 марта 2015г.) "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений муниципального образования "Город Киров" не могут быть изменены собственниками в какой-либо части. Так же в представлении указал, что для дома по адресу: г. Киров, Нововятский район, ул. Мира, 10"а" должен применяться тариф для домов без индивидуального теплового пункта.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
С решением не согласен представитель ООО "УК "Наш Дом" Онишкевич Д.Ю., просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указал, что в решении суда не дана правовая оценка размера тарифа, предлагаемого к начислению прокуратурой Нововятского района на содержание и ремонт помещений многоквартирного дома по адресу: г. Киров, Нововятский район, ул. Мира, 10 "а". Судом в решении не дана правовая оценка представленным письменным доказательствам: технической документации на многоквартирный дом (содержатся сведения об оборудовании дома индивидуальным тепловым пунктом - ИТП); решению Арбитражного суда Кировской области по делу N А28-5990/2015. Полагает, что для управляющей компании обязательно к исполнению решение собственников жилого дома.
В суде апелляционной инстанции представители ООО "УК "Наш Дом" Онишкевич Д.Ю., Вохмянин А.В. доводы жалобы поддержали.
Прокурор Шибанова Н.Е. указала на законность вынесенного решения суда.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
09 сентября 2015г. прокуратурой Нововятского района г. Кирова в отношении ООО "УК "Наш Дом" вынесено представление об устранении нарушений при начислении платы за содержание и ремонт помещений многоквартирного дома по ул.Мира, 10"а", Нововятского района, г.Кирова.
В обоснование прокурор указал, что общим собранием собственников решение об установлении платы на содержание и ремонт жилых помещений не принималось. В соответствии с ч.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт данного дома не должна превышать установленную постановлением администрации города Кирова в размере 20,03 руб. за кв.м. для домов без ИТП. Тем не менее, за период с марта по май 2015г. управляющая организация начисляла и взимала плату на содержание и ремонт дома в размере 22,54 руб. за кв.м.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения, включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме ... (п.7 ст.156 Жилищного кодекса РФ в редакции, действующей до 30 июня 2015г.).
В силу ч.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Этот случай является исключением из общего законодательного подхода, устанавливающего регулирование ценообразования в жилищной сфере посредством законодательного закрепления за собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по принятию решения о выборе формы управления и установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно протоколу общего собрания собственников квартир в многоквартирном доме по адресу: г.Киров, Нововятский район, ул.Мира, д.10 "а" от 26 декабря 2014г., собственниками с 1 января 2015г. утверждена общая стоимость работ по уборке в подъезде в размере 3,50 руб. с 1 кв.м общей площади помещения с включением дополнительной строки в квитанцию по квартплате.
Необходимость принятия данного решения была вызвана большой этажностью дома (10 этажей) и невозможностью найти работника для уборки помещений общего пользования в доме за невысокую плату.
Мнение собственников и их волеизъявление, в данной ситуации, являются первичными, поскольку гражданам представлена возможность самим определять размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме. Даже увеличение одной составляющей, которую возможно выделить, не нарушает их права, поскольку собственники устанавливают ее добровольно и для себя.
Постановлением администрации города Кирова от 27 ноября 2014г. N 5098-П "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений муниципального образования "Город Киров" установлен и введен в действие с 01 марта 2015г. размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Так, плата за содержание и ремонт жилого помещения (плата в месяц с 1 кв. м общей площади) в домах с полным благоустройством, с лифтами и без мусоропроводов, оборудованных электроплитами установлена в размере 20,03 руб., а в домах с полным благоустройством, с лифтами и без мусоропроводов, оборудованных электроплитами и с индивидуальным тепловым пунктом - 21,28 руб.
В представлении и.о. прокурора не приведены доводы, свидетельствующие о необходимости применять для расчета тариф для домов без индивидуального теплового пункта.
Напротив, исследованные в суде апелляционной инстанции документы свидетельствуют о наличии в доме по адресу: г.Киров, Нововятский район, ул.Мира, д.10 "а" индивидуального теплового пункта.
Из представленного расчета средней величины минимального набора услуг следует, что в тариф в размере 21,28 руб. за 1 кв.м содержания и ремонта жилого помещения включена уборка мест общего пользования, на которую отведено 2,24 руб.
Увеличение стоимости платы на уборку мест общего пользования с 2,24 руб. до 3,50 руб., как указывалось ранее, является правом общего собрания собственников квартир в многоквартирном доме по адресу: г.Киров, Нововятский район, ул.Мира, д.10 "а", предоставленным им жилищным законодательством и не может рассматриваться как нарушение прав этих же собственников на предоставление достоверной и необходимой информации об услуге, как это указано в представлении.
Что касается выводов суда о том, что само по себе представление прокурора может быть рассмотрено только с точки зрения соблюдения процедуры его вынесения, поскольку не возлагает никаких незаконных обязанностей и не порождает никаких последствий, то они основаны на неверном толковании норм права.
Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре РФ" (далее - Закон о прокуратуре) устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения (п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. 24, 28).
За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, ст. 17.7 КоАП РФ в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, неоднократно изложенной в его решениях, акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц подлежат оспариванию в судебном порядке, если они по своему содержанию затрагивают права и интересы граждан, юридических лиц и предпринимателей, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, независимо от того, какой характер - нормативный или ненормативный - носят оспариваемые акты. Иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конституции Российской Федерации.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам гл. 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры (п. 3).
С учетом изложенного представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Частью 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, содержащейся в главе 22, предусмотрено, что при рассмотрении дела суд, помимо анализа процедуры принятия ненормативного акта, должен установить соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, имеются ли основания для принятия оспариваемого решения.
Прокуратурой не доказана обоснованность требований представления, напротив, в суде апелляционной инстанции нашел подтверждение факт законности действий ООО "УК "Наш Дом" по расчету платы за содержание и ремонт жилых помещений в доме по адресу: г.Киров, Нововятский район, ул.Мира, д.10 "а".
С учетом изложенного, судебная коллегияполагает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене, как принятый с существенным нарушением норм процессуального и материального права.
Поскольку судом допущены ошибки в применении норм права, а имеющиеся материалы дела позволяют в полной мере дать оценку обстоятельствам дела, судебная коллегия полагает возможным принять новое решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Нововятского районного суда города Кирова от 23 ноября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным представление и.о.прокурора Нововятского района города Кирова Буянова М.Э. от 09 сентября 2015 года N 02-03-2015, вынесенное в адрес директора ООО "Управляющая компания "Наш Дом" об устранении нарушений при начислении платы за содержание и ремонт.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.