Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
с участием прокурора при секретаре
Скрябиной СВ.,
Аброськиной Е.А., Козиной Н.М.,
Малышевой О.П., Жильцовой М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 февраля 2016 года в городе Челябинске гражданское дело по иску Карталинского городского прокурора в интересах Хорошильцевой З.А. к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению социальной защиты населения Карталинского муниципального района Челябинской области, администрации Карталинского муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области о возложении обязанности включить в списки граждан на получение финансовой помощи, взыскании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества,
по апелляционному представлению Карталинского городского прокурора на решение Карталинского городского суда Челябинской области от 23 ноября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела, доводах апелляционного представления, пояснения прокурора, настаивавшего на отмене судебного решения, третьего лица Хорошильцевой Л.М., поддержавшей апелляционное представление, пояснения представителя администрации Карталинского муниципального района Челябинской области Макаровой Г.Р. и представителя Управления социальной защиты населения Карталинского муниципального района Челябинской области Гребенщиковой И. Л., оставивших разрешение апелляционного представления на усмотрение суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карталинский городской прокурор обратился в суд в интересах Хорошильцевой З.А. с иском к администрации Карталинского муниципального района Челябинской области, Управлению социальной
защиты населения Карталинского муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области о возложении обязанности включить ее в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение финансовой и единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, произвести выплату финансовой помощи в размере **** руб. за частично утраченное имущество и выплату единовременной материальной помощи в размере **** руб.
В обоснование иска прокурор указал, что решением суда, вступившим в законную силу, Хорошильцева З.А. была признана пострадавшей во время чрезвычайной ситуации в связи с прохождением паводковых вод с 07 по 15 августа 2013 года в зоне подтопления (затопления) по адресу: ****, за ней признано право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, находящегося по указанному адресу. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено и выплаты, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" ей не произведены.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор настаивал на удовлетворении иска.
Истец Хорошильцева З.А. в судебное заседание при надлежащем извещении не явилась.
Третьи лица Хорошильцева Л.М. и Хорошильцев A.M., привлеченные к участию в деле определением суда от 05 ноября 2015 года, исковые требования прокурора поддержали.
Представитель ответчика администрации Карталинского муниципального района Челябинской области Лачина Т.В., действующая по доверенности, разрешение требований прокурора оставила на усмотрение суда и пояснила, что выплаты гражданам должны быть произведены из средств федерального бюджета, администрация является ненадлежащим ответчиком по делу. Свои обязанности по формированию списков администрация выполнила, сведения о Хорошильцевой З.А. включила в списки граждан на получение финансовой помощи и на получение единовременной материальной помощи.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Карталинского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства социальных отношений
Челябинской области при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимал, представил письменные возражения на иск, в которых указал, что Министерство не распоряжается средствами федерального бюджета, в части оказания финансовой помощи пострадавшим во время чрезвычайной ситуации уполномочено исключительно на предоставление в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту - МЧС России) списков граждан. Кроме того, Министерство было уполномоченным органом исключительно при реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года N 1431-р о выделении денежных средств в размере **** руб., которые были израсходованы полностью.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в суд не явился, был извещен надлежащим образом, представил возражение на иск, в котором указал, что Министерство осуществляет перечисление бюджетных средств соответствующим бюджетам субъектов Российской Федерации, не принимая решение по выделению финансовой помощи.
Представитель третьего лица Министерства финансов Челябинской области в судебном заседании участия не принимал, был извещен, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что Министерство не обладает полномочиями по принятию решений о выплате денежных средств пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица Правительства Челябинской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица МЧС России в суд не явился, представил мнение по исковому заявлению, где указал, что выплаты материальной помощи Правительством Российской Федерации непосредственно гражданам не предусмотрены, эти выплаты носят не безусловный характер и не являются полным возмещением вреда.
Решением суда в удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Хорошильцевой З.А. было отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, прокурор обратился с апелляционным представлением, в котором требует отмены решения суда в связи с нарушением норм процессуального права. Ссылается на несоответствие мотивировочной части решения суда, где указано на то, что суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, его резолютивной части об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Истец Хорошильцева З.А., представители ответчиков Министерства финансов Российской Федерации, Министерства социальных отношений
Челябинской области, третьих лиц Правительства Челябинской области, МЧС России, Министерства финансов Челябинской области, третье лицо Хорошильцев A.M. о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частями первой и второй статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
С учетом положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Федерации под интересами законности предусматриваются необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников правоотношений и в иных случаях необходимости охраны правопорядка.
В соответствии с абзацем вторым части второй статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах законности суд апелляционной инстанции полагает необходимым выйти за пределы доводов апелляционного представления прокурора и проверить обжалуемое решение в полном объеме, исходя из необходимости обеспечения защиты прав истца и учитывая характер спора, возникшего из социальных и публично-правовых отношений с участием органов государственной власти. В апелляционном представлении прокурор, обратившись в суд в защиту интересов истца Хорошильцевой З.А., которая не может самостоятельно обратиться в суд по состоянию здоровья, в силу преклонного возраста, ограничился лишь указанием на формальные основания для отмены судебного решения, не привел доводы о правильном или неправильном применении судом норм материального права.
Проверив материалы дела, судебная коллегия считает решение суда в части отказа в удовлетворении требований о выплате финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества и единовременной материальной помощи подлежащим отмене в связи с нарушением судом норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, распоряжением Главы Карталинского муниципального района Челябинской области от 07 августа 2013 года N 600-р "О признании ситуации, связанной с
ухудшением погодных условий, а также подтоплением ряда частных жилых домов на территории города Карталы и Карталинского муниципального района, чрезвычайной муниципального характера" с 19 часов 00 минут 07 августа 2013 года на территории Карталинского муниципального района введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера (л.д. 120, том 1).
Постановлением Губернатора Челябинской области от 09 августа 2013 года N 278 "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Челябинской области" с 09 августа 2013 года на территории Челябинской области был введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального (межмуниципального) уровня реагирования в связи с прохождением длительных интенсивных ливневых дождей, сопровождающихся шквалистым ветром, приведших к значительным затоплениям местности населенных пунктов в ряде муниципальных образований в южных районах области (л.д. 127-128, том 1).
К зоне затопления (подтопления) на территории Карталинского муниципального района во время чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением паводковых вод в период с 07 по 15 августа 2013 года, была отнесена улица Свердлова в г. Карталы на основании распоряжения Главы Карталинского района Челябинской области от 23 августа 2013 года N 626-р "Об утверждении зон затопления (подтопления) на территории Карталинского муниципального района во время чрезвычайной ситуации муниципального характера, связанной с прохождением паводковых вод с 07 августа 2013 года по 15 августа 2013 года" с учетом изменений, внесенных распоряжением Главы администрации Карталинского муниципального района от 06 сентября 2013 года N 682-р (л.д. 121, 122-126, том 1).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года N 1431-р в целях оказания помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате прошедших в летний период 2013 года на территории Челябинской области ливневых дождей, сопровождающихся паводками (далее - чрезвычайная ситуация), предусмотрено оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и финансовой помощи гражданам, утратившим в результате чрезвычайной ситуации имущество, в размерах, установленных Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750. Правительство Челябинской области должно предоставить в МЧС России: а) список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной материальной помощи; б) список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества; в) список объектов, пострадавших в результате
чрезвычайной ситуации (л.д. 129-130, том 1).
В соответствии с распоряжением Правительства Челябинской области от 05 сентября 2013 года N 202-рп в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года N 1431-р Министерство социальных отношений Челябинской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области на предоставление в МЧС России списков граждан, пострадавших в результате прошедших в летний период 2013 года на территории Челябинской области ливневых дождей, сопровождавшихся паводками, указанных в подпунктах "а, б" пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года N 1431-р, и на оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и финансовой помощи гражданам, утратившим в результате чрезвычайной ситуации имущества (л.д. 137, том 1).
Как следует из материалов дела, дом **** попал в зону затопления, что следует из распоряжения администрации Карталинского муниципального района Челябинской области от 23 августа 2013 года. Собственником указанного жилого дома является Хорошильцева Л.М., приходящаяся Хорошильцевой З.А. снохой. Право собственности на жилой дом подтверждено соответствующей записью, содержащейся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24 сентября 2010 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 27 сентября 2010 года (л.д. 98, том 1).
В указанном доме в официальном порядке зарегистрированными значатся Хорошильцева Л.М., собственник дома, ее супруг Хорошильцев A.M., сын Хорошильцевой З.А., что подтверждается пояснениями третьих лиц Хорошильцевых и записями, содержащимися в их паспортах граждан Российской Федерации (л.д. 99, 101, том 1).
Истец Хорошильцева З.А., **** года рождения, значится зарегистрированной в доме **** (л.д. 100, том 1).
Собственник дома Хорошильцева Л.М. 22 августа 2013 года обратилась с заявлением на имя Губернатора Челябинской области об оказании материальной помощи на приобретение предметов первой необходимости, продуктов питания, одежды, обуви в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной ливневыми дождями, указав, что совместной с ней проживают Хорошильцев A.M., Хорошильцева З.А. (л.д. 108, том 1).
После обследования материально-бытовых условий Хорошильцевой Л.М. для предоставления государственной услуги "Выплата единовременного социального пособия за счет средств областного бюджета" и составления акта ей из средств областного бюджета была произведена выплата на приобретение предметов первой необходимости в размере ****
руб. В акте указано, что в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ливневыми дождями, сопровождающимися шквалистым ветром, имущество утрачено частично: подтоплено жилое помещение, уничтожены вещи, обувь, мебель, бытовая техника. При этом в качестве членов семьи, проживающих с собственником совместно, указаны Хорошильцев A.M. - муж, Хорошильцева З.А. - свекровь (л.д. 107, 108, том 1).
15 октября 2013 года Хорошильцева Л.М. обращалась в адрес Главы Карталинского муниципального района Челябинской области с заявлением о выделении материальной помощи на восстановление и ремонт жилья по адресу: **** (л.д. 110, том 1), на основании чего ей была выплачена материальная помощь в размере **** руб. из средств областного бюджета (л.д. 109).
Кроме того, 22 августа 2013 года Хорошильцевой Л.М. были оформлены заявления на имя Главы Карталинского муниципального района Челябинской области об оказании ей и проживающим членам семьи финансовой помощи и единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества и для проведения ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, связанной со значительным затоплением местности (л.д. 112, 114, том 1).
22 августа 2013 года в комиссионном порядке было проведено обследование утраченного имущества семьи Хорошильцевых и частного жилого помещения, в результате которого была установлена частичная утрата имущества. В актах обследования указано, что вода в доме поднималась на 20-30 см, затоплен сарай, баня, огород, вода на момент обследования стоит в погребах, повреждены холодильник, стиральная машина, утрачены продукты питания (л.д. 113, 115, том 1).
Как следует из ответа Управления социальной защиты Карталинского муниципального района Челябинской области от 05 ноября 2015 года, в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, Хорошильцевой Л.М. и Хорошильцеву A.M. оказана финансовая помощь в связи с частичной утратой имущества в сумме **** руб., по **** руб. на каждого члена семьи, единовременная материальная помощь на ремонт жилого помещения в размере **** руб.
Суд первой инстанции, установив факт постоянного проживания Хорошильцевой З.А. в доме ****, отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме, указал на недоказанность факта утраты имущества Хорошильцевой З.А. в результате затопления жилого дома от паводковых вод. При этом показания допрошенных в судебном заседании свидетелей Н.В.А. и У.А.Т. о факте утраты имущества не принял во внимание, сославшись на их противоречивость.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, как не соответствующими нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения.
В части второй статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года "О чрезвычайном положении" закреплены гарантии прав лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, в соответствии с которыми им предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Соответствующая правовая гарантия конкретизирована в пункте 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в силу которого граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
В силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750, были утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, определяющие порядок выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, которые действовали в период чрезвычайной ситуации, имевшей место в августе 2013 года в городе
Карталы Челябинской области.
Согласно подпунктам "г" и "д" пункта 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделялись федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий: оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью) и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Подпунктами "г" и "д" пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110, предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека (подпункт "г") и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека) (подпункт "д").
Из анализа приведенных правовых норм следует, что юридически значимым обстоятельством при разрешении настоящего дела для определения права истца на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества и единовременной материальной помощи является установление факта постоянного проживания истца в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, а также факта полной или частичной утраты имущества, находящегося в жилом помещении.
Наличие регистрации по месту жительства не является единственным доказательством, подтверждающим факт постоянного проживания в жилом помещении, и ее отсутствие не является безусловным основанием для отказа в признании лица пострадавшим в результате затопления, не влияет на возникновение права пострадавших граждан на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации.
При этом такого условия предоставления выплат, как повреждение именно личного имущества гражданина, проживающего в пострадавшем жилом помещении, настоящие Правила не содержат.
Из материалов дела следует, что созданной в установленном порядке комиссией с составлением соответствующих актов было проведено обследование поврежденного имущества в указанном жилом доме в результате чрезвычайной ситуации, как был обследован и сам жилой дом, сделан вывод о частичной утрате имущества.
Однако в актах обследования, составленных для выплат денежных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации Хорошильцева З.А. не была указана в качестве члена семьи пострадавшей, так как не имела регистрации по месту жительства в указанном жилом доме.
Между тем она постоянно проживает в указанном доме длительное время, проживала и на момент возникновения чрезвычайной ситуации вместе с семьей сына, что с достоверностью подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств: пояснениями третьих лиц Хорошильцевых, актом соседей о фактическом проживании (л.д. 105, том 1), справкой ФГУП "Почта России" (л.д. 103, том 1), выпиской из решения врачебной комиссии Карталинской городской больницы Челябинской области от 03 декабря 2013 года (л.д. 102, том 1), дополнительным ответом МУЗ "Карталинская городская больница" уточняющего характера (л.д. 26, том 2), ответами Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карталинском районе Челябинской области на запросы судебной коллегии (л.д. 10, 30, том 2), ответом на судебный запрос администрации Неплюевского сельского поселения Карталинского района Челябинской области (л.д. 29, том 2).
Так, из пояснений третьих лиц Хорошильцевой Л.М. и Хорошильцева A.M., следует, что Хорошильцева З.А. постоянно проживает вместе с ними в жилом доме ****, оказавшемся в зоне затопления, в качестве члена их семьи, так как в силу преклонного возраста нуждается в уходе.
В соответствии с актом о фактическом проживании, составленным соседями У.А.Т., Я.Ф.Р., Г.М.А., Хорошильцева З.А. зарегистрирована по адресу: ****, но фактически проживает с 2004 года по адресу: **** (л.д. 105, том 1).
Кроме того, факт постоянного и длительного проживания Хорошильцевой З.А. в указанном доме подтвержден ответом МУЗ "Карталинская городская больница" на запрос суда апелляционной инстанции, согласно которому она находится на медицинском обслуживании по вышеуказанному адресу с 2004 года (л.д. 26, том 2).
Как следует из предоставленной Государственным учреждением -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карталинском районе Челябинской области информации из пенсионного дела истца, Хорошильцева З.А. зарегистрирована по адресу: ****
****, но фактически проживает в городе **** и получает пенсию через почтовое отделение с августа 2008 года (л.д. 10, 30, том 2). Справкой ФГУП "Почта России" подтвержден факт получения Хорошильцевой З.А. пенсии через почтовое отделение, обслуживающее дом **** (л.д. 103, том 1).
Администрация Неплюевского сельского поселения Карталинского района Челябинской области на запрос суда апелляционной инстанции указала, что Хорошильцева З.А. зарегистрирована по адресу: ****, но давно проживает у сына в городе Карталы. Состояние жилого дома **** запущенное, так как в нем длительное время никто не проживает (л.д. 29, том 2).
Таким образом, поскольку факт постоянного проживания истца в качестве члена семьи Хорошильцевых в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, и в том числе на момент возникновения затопления, достоверно подтверждается доказательствами, имеющимися в деле, при этом актами полномочной комиссии установлена частичная утрата имущества семьи Хорошильцевых, членом которой является истец, то имеются необходимые основания для оказания ей финансовой помощи в размере **** руб. и единовременной материальной помощи в размере **** руб. как гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, на основании подпунктов "г" и "д" Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110.
При этом суд первой инстанции не учел, что выплата финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества и единовременной помощи семье Хорошильцевой Л.М. не препятствует истцу в получении указанных выплат из резервного фонда Правительства Российской Федерации, поскольку Правилами предусмотрено их выделение на каждого члена семьи, проживающего в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации.
Доказательств того, что Хорошильцева З.А. проживает в доме **** на условиях найма не в качестве члена семьи Хорошильцевых, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в пользу Хорошильцевой З.А., является неправильным.
На основании изложенного, с целью исправления допущенной судом
первой инстанции судебной ошибки судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Хорошильцевой З.А. о возложении обязанности по выплате единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, принять в указанной части новое решение об обязанности произвести Хорошильцевой З.А. выплату финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в размере **** руб. и единовременной материальной помощи в размере **** руб. за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
При этом указанную обязанность судебная коллегия считает возможным возложить на Министерство социальных отношений Челябинской области в силу следующих обстоятельств.
Из переписки Губернатора Челябинской области с МЧС России следует, что для решения вопросов о выплате гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории Челябинской области и получившим это право на основании судебных решений, необходимо возложить решениями судов обязанность на конкретные бюджетные учреждения Челябинской области о включении в списки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, для получения единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, а также об осуществлении выплат конкретным гражданам сумм с указанием источников финансирования. Следовательно, возможность выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации в настоящее время не утрачена и может быть осуществлена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110, утвердившим Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (л.д. 132-134, том 1).
Уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области на оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в летний период 2013 года, и финансовой помощи гражданам, утратившим в результате этой чрезвычайной ситуации имущества, распоряжением Правительства Челябинской области от 05 сентября 2013 года N 202-рп определено именно Министерство социальных отношений Челябинской области (л.д. 137, том 1).
Вместе с тем оснований для удовлетворения иска в части возложения
на администрацию Карталинского муниципального района Челябинской области обязанности включить истца в списки граждан на получение финансовой помощи и единовременной материальной помощи не имеется, поскольку из материалов дела следует, что Хорошильцева З.А. была включена в такие списки на основании ее личных заявлений от 27 января 2014 года и решения суда от 24 декабря 2013 года, вступившего в законную силу (л.д. 8-13, 15, 116-117, том 1).
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карталинского городского суда Челябинской области от 23 ноября 2015 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Карталинского городского прокурора о возложении обязанности по выплате финансовой помощи и единовременной материальной помощи.
Принять в указанной части новое решение.
Возложить на Министерство социальных отношений Челябинской области обязанность произвести выплату финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации в размере **** руб. и единовременной материальной помощи в размере **** руб. Хорошильцевой З.А. за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционное представление Карталинского городского прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.