Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
Скрябиной СВ.,
Аброськиной Е.А., Лутфуллоевой P.P., Жильцовой М.С
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 29 февраля 2016 гражданское дело по иску Татауровой Ю.Ю. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Златоусте Челябинской области о признании о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Татауровой Ю.Ю. на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 14 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Татаурова Ю.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Златоусте Челябинской области (далее по тексту - УПФР) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения, назначить досрочную страховую пенсию.
В обоснование иска указала, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако решением от 08 мая 2015 года ответчик отказал ей в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, не включив в него периоды работы ее в качестве ****, периоды нахождения ее в учебных отпусках, когда она являлась ****, периоды работы ****. Считает решение ответчика незаконным, поскольку в указанные периоды занималась педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
В судебное заседание суда первой инстанции истец не явилась при надлежащем извещении.
Представитель ответчика Фирюлина Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска и указала, что специальный стаж истца составляет 18 лет 3 месяца 8 дней вместо требуемых 25 лет.
Решением суда исковые требования Татауровой Ю.Ю. были удовлетворены частично, признано незаконным решение ответчика от 08 мая 2015 года в части невключения в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов нахождения ее в учебных отпусках с 16 октября 2000 года по 11 ноября 2000 года, с 26 февраля по 24 марта 2001 года, с 12 ноября по 08 декабря 2001 года, с 25 февраля 2001 года по 23 марта 2002 года, с 16 сентября по 12 октября 2002 года, с 04 февраля 2001 года по 01 марта 2003 года, с 08 сентября по 04 октября 2003 года, с 21 января 2001 года по 29 февраля 2004 года, с 01 марта 2004 года по 21 мая 2004 года. На ответчика возложена обязанность включить указанные периоды в специальный стаж Татауровой Ю.Ю., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе истце просит отменить решение суда в части, которой ей было отказано в удовлетворении иска в связи с его незаконностью и необоснованностью. В обоснование доводов жалобы указывает обстоятельства, которые являлись основанием иска. Считает, что выполнение ею педагогической деятельности в спорные периоды с достаточностью подтверждено записями в трудовой книжке.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции при надлежащем извещении не явились. В соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание без их участия.
В соответствии с частями первой и второй статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Учитывая, что в апелляционной жалобе истец обжалует решение суда в части отказа в удовлетворении ее исковых требований, с учетом статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным проверить законность и обоснованность судебного решения в указанной части.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в части в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Татаурова Ю.Ю.
28 апреля 2015 года обратилась в УПФР с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по пункту 19 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (л.д. 28-29).
Решением УПФР от 08 мая 2015 года ей в назначении пенсии было отказано по причине отсутствия требуемого педагогического стажа (л.д. 6).
При этом к зачету в специальный стаж не были приняты периоды работы истца:
с 24 августа 1995 года по 21 февраля 1997 года - в должности ****, так как наименование должности и учреждения не соответствует Списку N 781;
с 16 октября 2000 года по 11 ноября 2000 года, с 26 февраля 2001 года по 24 марта 2001 года, с 12 ноября 2001 года по 08 декабря 2001 года, с 25 февраля 2002 года по 23 марта 2002 года, с 16 сентября 2002 года по 12 октября 2002 года, с 04 февраля 2003 года по 01 марта 2003 года, с 08 сентября 2002 года по 04 октября 2003 года, с 21 января 2004 года по 29 февраля 2004 года, 01 марта 2002 года по 21 мая 2004 года по причине отсутствия кодов льготной работы по выписке из индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
с 01 сентября 2004 года по 31 августа 2005 года и с 01 сентября 2006 года по 27 июля 2007 года ввиду отсутствия выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы;
с 28 июля 2007 года по 31 августа 2012 года - в должности ****, так как не выполнены условия, установленные пунктом 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, и ввиду отсутствия выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (л.д. 7-9).
Как следует из записей, содержащихся в трудовой книжке истца, она с 17 августа 1987 года по 27 июля 1988 года работала ****, в период с 27 июля 1988 года по 23 августа 1995 года в аналогичной должности в ****, с 24 августа 1995 года по 21 февраля 1997 года ****, с 24 февраля 1997 года по 27 июля 2007 года являлась ****, с 28 июля 2007 года 31 августа 2012 года работала ****, с 01 сентября 2012 года работает **** (л.д. 10-13).
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж истца периодов работы с 24 августа 1995 года по 21 февраля 1997 года, с 01 сентября 2004 года по 31 августа 2005 года, с 01 сентября 2006 года по 27 июля 2007 года, с 28 июля 2007 года по 31 августа 2012 года, суд первой инстанции согласился с доводами ответчика,
приведенными им в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 08 мая 2015 года и указал, что должность "****" не предусмотрена в разделе "Наименование должностей" ни в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни в действующем в спорный период времени Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 (по периоду с 24 августа 1995 года по 21 февраля 1997 года), не выполнялась норма рабочего времени, установленная на ставку заработной платы, требование о которой предусмотрено пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (по периоду с 01 сентября 2004 года по 31 августа 2005 года, с 01 сентября 2006 года по 27 июля 2007 года), не выполнено условие, предусмотренное пунктом 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (по периоду с 28 июля 2007 года по 31 августа 2012 года).
С выводом суда о законности решения УПФР в части невключения в специальный стаж Татауровой Ю.Ю. периода ее работы ****, судебная коллегия соглашается, так как он основан на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пункта 19 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью первой настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть вторая статьи 30 этого же Закона).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 Постановления
Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления -для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых
дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781.
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "н" пункта 1 настоящего постановления, применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 -для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года;
Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (пункт "в").
Учитывая, что ****, где проистекала трудовая деятельность истца в спорный период, не является ****, наименование о нем отсутствует в Списке учреждений, утвержденных как Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2001 года N 781, так и в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, у пенсионного органа отсутствовали основания для включения периода работы истца с 24 августа 1995 года по 21 февраля 1997 года в ее специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения.
Как следует из представленных тарификационных списков ****, где истец работала ****, Татаурова Ю.Ю. в 2004-2005 учебном году была протарифицирована как ****, ей была установлена педагогическая нагрузка 16 часов в неделю (л.д. 139-141). На 2006-2007 учебный год, ей были предоставлены **** продолжительностью 8 часов в неделю и 11 часов в неделю дополнительная нагрузка **** (л.д. 142-145).
В силу пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года -при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Учитывая, в период с 01 сентября 2004 года по 31 августа 2005 года педагогическая нагрузка истца как **** не соответствовала норме часов педагогической работы за ставку заработной платы (18 часов в неделю), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Татауровой Ю.Ю. о включении в ее специальный стаж указанного периода работы.
Вместе с тем, также отказывая в иске, касающемся периода работы истца с 01 сентября 2006 года по 27 июля 2007 года, суд первой инстанции не учел, что наравне с осуществлением педагогической деятельности **** в 2006-2007 учебном году истец выполняла в том же образовательном учреждении обязанности ****, что также было предусмотрено приказом руководителя ****
**** от 28 августа 2006 года N 50, согласно которому она была назначена и **** на 11 недельных часов с оплатой труда по 13 разряду с 01 сентября 2006 года (л.д. 186), то есть суммарно выполняла норму рабочего времени (учебную нагрузку), установленную за ставку заработной платы. Не учел суд также и то, что оплата труда истца в указанный период осуществлялась за счет бюджетных средств из фонда оплаты труда работников учреждения, что нашло отражение в приказах работодателя об установлении ей дополнительной нагрузки. Дополнительные занятия истицы были предусмотрены учебными планами образовательного учреждения.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) установлена 18 часов в неделю учителям 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений.
Этим же Постановлением предусмотрено, что продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.
С учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" судебная коллегия принимает во внимание, что при решении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости юридическое значение имеет характер выполняемой работы и обязанностей, а также выполнение педагогической работы в учреждении для детей. Отказ в реализации гражданином конституционного права на пенсию по одним лишь формальным основаниям, недопустим.
Несмотря на то, что пунктом 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 предусмотрено, что работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, это не может ограничивать право истца на включение в ее специальный стаж периода работы с 01 сентября 2006 года по 27 июля 2007 года, поскольку в это время Татаурова Ю.Ю. являлась ****, но учитывая ее неполную занятость на 2006-2007 учебный год, ей была предоставлена дополнительная нагрузка в качестве ****,
по сути, она выполняла те же функции **** только в порядке проведения ****.
Таким образом, при условии выполнения истцом в оспариваемый период суммарно нормы рабочего времени при исполнении обязанностей не только ****, но и **** в том же ****, отсутствовали основания для невключения периода работы с 1 сентября 2006 года по 27 июля 2007 года в ее специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Что касается периоды работы истца **** с 28 июля 2007 года по 31 августа 2012 года, то суд пришел к верному выводу о невозможности включения его в специальный стаж истца для досрочного пенсионного обеспечения, поскольку работа педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования детей, начиная с 01 января 2001 года засчитывается в стаж только при наличии одновременно двух условий:
на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, каких в указанном случае не имеется.
Вместе с тем при включении в специальный стаж истца дополнительно к периоду, включенному судом первой инстанции, периода с 01 сентября 2006 года по 27 июля 2007 года продолжительность специального стажа Тататуровой Ю.Ю. будет недостаточной для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поэтому окончательный вывод суда первой инстанции об отсутствии у истца права на пенсию с момента обращения за ней является верным.
Приведенные в апелляционной жалобы доводы истца о несогласии с судебным решением основаны на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства, поэтому не могут быть приняты во внимание и соответственно повлечь отмену судебного решения в части периодов с 24 августа 1995 года по 21 февраля 1997 года, с 01 сентября 2004 года по 31 августа 2005 года, с 28 июля 2007 года по 31 августа 2012 года.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части невключения периода работы Татауровой Ю.Ю. с 01 сентября 2006 года по 27 июля 2007 года в ее специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска в этой части.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 14 декабря 2015 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Татауровой Ю.Ю. о включении в ее специальный стаж периода работы с 01 сентября 2006 года по 27 июля 2007 года отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым признать незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Златоусте Челябинской области от 08 мая 2015 года в части невключения в специальный стаж Татауровой Ю.Ю. периода работы с 01 сентября 2006 года по 27 июля 2007 года, возложить на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Златоусте Челябинской области обязанность включить в специальный стаж Татауровой Ю.Ю. для досрочного пенсионного обеспечения период работы с 01 сентября 2006 года по 27 июля 2007 года.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Татауровой Ю.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.