Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Марченко А.А.,
судей Шалиевой И.П., Чертовиковой Н.Я.,
при секретаре Жарковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Копейского городского округа на решение Копейского городского суда Челябинской области от 18 декабря 2015 года по иску Свалова В.Ю. к Администрации Копейского городского округа Челябинской области, Управлению по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области о признании незаконным отказа в выкупе земельного участка, обязании направить проект договора купли-продажи земельного участка.
Заслушав доклад судьи Марченко А.А. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчиков Управления по имуществу и земельным отношениям Копейского городского округа Челябинской области, Администрации Копейского городского округа Челябинской области Казанцевой Д.Е., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца Свалова В.Ю., его представителя Никонову Н.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Свалов В.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Копейского городского округа, Управлению по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа о признании незаконным отказа в выкупе земельного участка, обязании направить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 1269 кв.м., с кадастровым номером ***, распложенного по адресу ***.
В обоснование заявления указал, что он, являясь собственником жилого дома, расположенного по адресу ***, обратился в Управление по имуществу и земельным отношениям Администрации Копейского городского округа Челябинской области с заявлением о передаче ему земельного участка в собственность в порядке выкупа, но получил отказ со ссылкой на то, что земельный участок расположен в зоне перспективной
многоэтажной жилой застройки.
Истец Свалов В.Ю., представитель истца Никонова Н.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивали.
Представитель ответчиков - администрации Копейского городского округа, Управления по имуществу и земельным отношениям Администрации Копейского городского округа Казанцева Д.Е. в судебном заседании исковые требования не признала.
Решением суда исковые требования истца были удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Копейского городского округа на решение Копейского городского суда Челябинской области просит решение суда отменить, указывает, что суд, рассматривая исковые требования истца, не принял во внимание доводы органа местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка. Суду был представлен градостроительный регламент на земельный участок площадью 1269 кв.м., расположенный по адресу: ***, согласно которому разрешённое использование земельного участка: малоэтажная жилая застройка, зона многоэтажной застройки. Правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка истцу послужило то, что на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта. К моменту обращения Свалова В.Ю. с заявлением о выкупе земельного участка уже была утверждена документация по планировке территории микрорайона N *** в г. *** 02 декабря 2014 года, а так же Правила землепользования и застройки КГО, утвержденные решением Собрания депутатов КГО от 19 декабря 2012 года. Указывают, что в соответствии с абзацем 7 пункта 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель, предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах.
Заслушав объяснения представителя ответчиков Управления по имуществу и земельным отношениям Копейского городского округа, администрации Копейского городского округа Казанцевой Д.Е., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца Свалова В.Ю., его представителя Никонову Н.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно
связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу пункта 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними".
Как следует из материалов дела, 30 декабря 2014 года зарегистрировано право собственности Свалова В.Ю. на жилой дом общей площадью 48 кв. м, расположенный по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30 декабря 2014 года (л.д. 20).
Вышеуказанный жилом дом расположен на земельном участке с
кадастровым номером *** по адресу: *** (л.д. 16-17).
Постановлением Администрации Копейского городского округа Челябинской области от 02 июня 2015 года N 1467-п была утверждена схема расположения земельного участка по адресу: *** (л.д. 21).
10 сентября 2015г. Свалов В.Ю. обратился в администрацию Копейского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по ***, в собственность.
Уведомлением Управления по имуществу и земельным отношениям Администрации Копейского городского округа Челябинской области от 06 ноября 2015 года истцу было отказано в предоставлении земельного участка, поскольку по сведениям Управления архитектуры и градостроительства данный земельный участок расположен в зоне перспективной многоэтажной жилой застройки, на территорию, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, разработана и утверждена в установленном порядке документация по планировке территории, участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения (л.д.9-10).
Как следует из пояснений, допрошенного в ходе судебного разбирательства свидетеля Чураковой Н.И., она является соседом истца, собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ***, право собственности на земельный участок было оформлено в 2010 году, что так же подтверждается имеющимся в деле свидетельством о государственной регистрации права от 31 декабря 2010 года (л.д. 67-68, 59).
Суд, разрешая спор и удовлетворяя требования истца, исходил из того, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование малоэтажная застройка, в границах указанного участка расположен жилой дом, принадлежащий Свалову В.Ю. на праве собственности, доказательств об установлении, либо изменении вида разрешенного использования с отражением сведений в реестре, ответчиком суду не представлено, также как и доказательств резервирования земельного участка для возведения объектов многоэтажной застройки.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции полагает их законными и обоснованными, поскольку истец является собственником индивидуального жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, данный земельный участок из оборота не изъят, какие-либо
ограничения для предоставления его в собственность отсутствуют, границы земельного участка согласованы с правообладателями соседних земельных участков, поставлен на кадастровый учет на основании утвержденной Администрацией Копейского городского округа Челябинской области схемы расположения Оземельного участка на кадастровом плане территории (л.д.21,22).
Согласно части 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 13 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, следующие земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядок резервирования определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд".
Согласно статье 70.1 Земельного Кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов
федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.
Согласно Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 561 решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель,
направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, в силу приведенных норм закона обременение в виде резервирования земельных участков для муниципальных нужд должно быть зарегистрировано путем внесения сведений об этом в государственный кадастр недвижимости, Единый государственный реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации.
Между тем в материалах дела отсутствуют данные о регистрации резервирования для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером *** в установленном законом порядке.
Согласно сведениям, содержащимся в кадастровом паспорте от 24 августа 2015 года, уведомлении об отсутствии зарегистрированных правах от 08 февраля 2016 года, решений органов государственной власти и местного самоуправления об ограничении в обороте в соответствии с действующим законодательством земельного участка с кадастровым номером *** не зарегистрировано (л.д.39,40,98).
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд, рассматривая исковые требования истца, не принял во внимание невозможность продажи спорного земельного участка, поскольку к моменту обращения истца уже были утверждены документация по планировке территории микрорайона N *** в г. *** и Правила землепользования и застройки КГО, согласно которым на земельном участке по адресу: *** предполагается строительство детского сада, отклоняются судебной коллегией, поскольку кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка не содержит указаний на наличие каких-либо изъятий участка из оборота, сведений о том, что осуществлена государственная регистрация ограничений прав в связи с резервированием земель для муниципальных нужд .
Как следует из сопоставления схемы расположения спорного участка на кадастровом плане территории, ситуационного плана и выкопировки из генерального плана г. Копейска (л.д.22,114,116,117) строительство детского сада и подъездов к нему запроектировано на месте расположения индивидуальных жилых домов по *** и существующих земель общего пользования - ул. ***.
Решением Копейского городского суда Челябинской области суда от 02 октября 2014 года за истцом признано право собственности в порядке приватизации, из которого следует, что истец зарегистрирован в спорном доме с 04 июля 1985 года по настоящее время (л.д. 106-108), что свидетельствует о том, что утверждая 02 декабря 2014 года документацию по планировке территории микрорайона N *** города ***, зная о расположении на месте планируемого в будущем детского сада жилого дома, право собственности на который признано в судебном порядке, Администрация Копейского городского округа Челябинской области не предприняла, до обращения истца с заявлением о приватизации земельного участка, действий направленных на резервирование территории планируемой под застройку, что лишает ее возможности ссылаться на утвержденную документацию по планировке территории микрорайона N *** в г. ***, которая само по себе не является решением о резервировании, а лишь служит основанием для принятия соответствующего решения.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суду был предоставлен градостроительный регламент на спорный земельный участок, согласно которому разрешенное использование земельного участка "малоэтажная жилая застройка" так же не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о принятии ответчиками мер по изъятию данного участка из оборота, расположение жилого дома истца на испрашиваемом земельном участке так же не противоречит виду его разрешенного использования.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что в соответствии с абзацем 7 пункта 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" не состоятельны, поскольку резервирование земель для государственных либо муниципальных нужд не проводилось.
Поскольку доказательств ограничения спорного участка в обороте, изъятия его из оборота, запрета приватизации, резервирования для государственных и муниципальных нужд до обращения Свалова В.Ю. за продажей спорного земельного участка не представлено, а основным принципом земельного законодательства в силу статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, истец, являясь собственником расположенного на спорном земельном участке жилого дома, имеет право требовать заключения с ним договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером *** по выкупной цене, определенной в соответствии с действующим законодательством.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законами, выводы суда мотивированы и в апелляционной жалобе не
опровергнуты, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 18 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Копейского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.