Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
с участием прокурора
Никитенко Н.В., Киневой О.Н., Чаус И.А.
Бабкине С.А.
Щиголева А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 12 августа 2015 года по иску Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации к Антонову А.В., Антоновой Е.А., Антонову Д.А. о выселении из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Никитенко Н.В. об обстоятельствах дела, доводах жалобы, пояснения ответчика Антонова А.В., заключение прокурора, полагавшего решение суда, подлежащим отмене, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "ПУрТУИО" МО РФ) обратилось в суд с иском к Антонову А.В., Антоновой Е.А., Антонову Д.А. о выселении из занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: ****, без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование иска указано, что военнослужащему Антонову А.В. и членам его семьи на состав из трех человек на основании ордера была предоставлена на период прохождения военной службы двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: ****. В 2001 году Антоновым А.В. на состав семьи три человека был получен жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в собственность, который был реализован на приобретение жилья по адресу: ****. Согласно выписке из поквартирной карты в спорной квартире остаются зарегистрированными Антонов А.В. вместе с супругой и сыном. В настоящее время ответчики не сдали жилое помещение в установленном порядке, с регистрационного учета
не снялись и продолжают им пользоваться. Уведомление о необходимости освобождения данного помещения, направлявшееся по адресу служебной квартиры, осталось без ответа. Кроме того, при увольнении с военной службы ответчики обязаны освободить служебное жилое помещение.
Ответчик Антонов А.В. в судебном заседании с иском не согласился.
Представитель истца ФГКУ "ПУрТУИО" МО РФ, ответчик Антонова Е.А., Антонов Д.А., представители третьих лиц МО РФ, ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Решением суда в удовлетворении исковых требований ФГКУ "ПУрТУИО" отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить. Указывает на то, что при увольнении с военной службы ответчики утратили право пользования спорной квартирой вне зависимости от неполучения жилищного сертификата.
Представитель истца ФГКУ "ПУрТУИО" МО РФ, ответчик Антонова Е.А., Антонов Д.А., представители третьих лиц МО РФ, ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ судом апелляционной инстанции о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, жилой дом **** является федеральной собственностью, на праве оперативного управления закреплен за ФГКЭУ "Чебаркульская квартирно-эксплуатационная часть района" (л.д. 7).
Постановлением главы города Чебаркуль от 26 декабря 2003 года (л.д. 12-13) квартире **** в указанном доме присвоен статус "Служебное жилое помещение".
Согласно ордеру от 20 января 2005 года (л.д. 11) Антонову А.В. и членам его семьи Антоновой Е.А., Антонову Д.А. была предоставлена служебная двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: ********.
В настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают: Антонов А.В., **** года рождения, Антонова Е.А., **** года рождения, Антонов Д.А., **** года рождения (л.д. 14, 15-16).
з
Отказывая в удовлетворении исковых требований о выселении Антоновых из спорной квартиры по мотиву обеспечения их государственным жилищным сертификатом, суд первой инстанции установив, что Государственный жилищный сертификат Антонову А.В. не выдавался, в связи с чем у него и членов его семьи отсутствует, предусмотренная законом обязанность по сдаче жилого помещения в связи с получением Государственного жилищного сертификата.
Поскольку правоотношения возникли до введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации, то судебная коллегия считает необходимым при рассмотрении дела в части возникновения у Антоновых права пользования жилыми помещениями руководствоваться не только нормами Жилищного Кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 01 марта 2005 г., но и Жилищного Кодекса РСФСР.
Согласно статье 104 ЖК РСФСР в соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Пунктом 4 статьи 108 ЖК РСФСР определено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 данного Кодекса, не могут быть выселены, в частности, семьи военнослужащих.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ, то есть до 01 марта 2005 г.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Из материалов дела, исследованных судом апелляционной инстанции, следует, что Антонов А.В. был уволен с военной службы 26 мая 2006 года по п.п. "а" п.1 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности" выслуга лет составила 24 года. На момент увольнения Антонов А.В., Антонова Е.А., Антонов Д.А. на праве собственности или праве пользования жилых помещений не имели.
Указанные обстоятельства подтверждаются: выписками из Росреестра, выпиской из приказа командующего от 26 мая 2006 года.
Установив указанные обстоятельства, судебная коллегия
приходит к выводу, что на момент увольнения Антонов А.В., Антонова Е.А., Антонов Д.А. мог быть признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением по п.1 ч.1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ и не мог быть выселен из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Кроме того в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащего" военнослужащим гарантировано обеспечение их жилым помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным лицам один раз.
Согласно ст. 23 Закона о статусе военнослужащих, военнослужащие -граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 данного закона.
В соответствии с абз. 1 п. 14 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи
государственных жилищных сертификатов. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства предоставляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что с момента увольнения с военной службы и до настоящего времени Антонов А.В. жилым помещением не обеспечен, право на получение жилищного сертификата им не реализовано, в связи с чем, предусмотренных законом оснований для его выселения не имеется.
Ссылка в жалобе на то, что прекращение правоотношений с Министерством обороны РФ является безусловным основанием для выселения Антонова и членов его семьи из спорной квартиры подлежит отклонению по изложенным выше основаниям.
Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит. Судом верно определены и установлены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, имеющимся в материалах дела доказательствам дана верная и обоснованная оценка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 12 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.