Свердловский областной суд
в составе судьи Шумкова Е.С.,
при секретаре ( / / )2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Рычковой Е.Г. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:35:0104002:130,
установил:
Рычкова Е.Г. (далее также - административный истец) является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:35:0104002:130, площадью 7706 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объект промышленности (производственная база) расположенного по адресу: Свердловская область, город Березовский, 16 м на северо-восток от здания ангара п. ЦОФ, 5, поселок ЦОФ, дом 3, 43 м на северо-восток от здания ангара п. ЦОФ, 5 (л.д. 16). Земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости 13 мая 2015 года (л.д. 20).
Датой определения его кадастровой стоимости, в соответствии с требованиями абзаца 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является дата - 13 мая 2015 года.
По состоянию на 26 июня 2015 года в государственном кадастре недвижимости имелись сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка в размере 17323781 рубля 54 копеек, установленных на вышеуказанную дату, внесенные в этот государственный кадастр 15 мая 2015 года (л.д. 15).
Административный истец обратился в суд с заявлением об оспаривании вышеуказанных результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:35:0104002:130. В обоснование указал, что кадастровая стоимость участка значительно превышает его рыночную стоимость, которая по заключению оценщика составляет 6958518 рублей. Такое превышение кадастровой стоимости нарушает права истца в части размера, уплачиваемого им земельного налога. Административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости (л.д. 7-9).
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Представители административных ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области, а также представитель заинтересованного лица - Администрации Березовского городского округа в настоящее судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 140, 142-148). О причине неявки представители указанных лиц ничего не сообщили, отложить рассмотрение дела не просили, возражений на заявленные требования не представили.
Выслушав представителя административного истца, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки, в том числе и земель, урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статья 24.18 названного Федерального закона устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Являясь собственником вышеуказанного земельного участка, Рычкова Е.Г. в силу статей 388-390 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога, размер которого определяется исходя из величины кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка затрагивают права административного истца, поскольку влияют на величину уплачиваемого им земельного налога, а в силу вышеприведенного законодательства административный истец вправе оспорить в суде вышеуказанную кадастровую стоимость земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установление судом в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости. Резолютивная часть решения суда, в силу части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должна содержать указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" рыночная стоимость земельного участка определяется оценщиком, а результаты деятельности оценщика по установлению рыночной стоимости земельного участка отражаются в отчете об оценке.
В силу статьи 12 названного Федерального закона итоговая величина рыночной стоимости земельного участка, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленной законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В подтверждение рыночной стоимости земельного участка, административным истцом представлен отчет оценщика N 2015-06-05/1 от 17 июня 2015 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:35:0104002:130 по состоянию на 13 мая 2015 года составляет 6958 518 рублей (л.д. 29-111).
Названный отчет выполнен лицом, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков и застраховавшим свою ответственность оценщика, то есть лицом, отвечающим требованиям статьи 4 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Изучив содержание отчета, а также письменный подробный расчет указанной в отчете стоимости, суд приходит к выводу, что отчет отвечает требованиям вышеназванного федерального закона, а также федеральным стандартам оценки.
Осуществляя оценку, оценщик собрал информацию об объекте оценки, получив правоустанавливающие документы на земельный участок. По результатам анализа данных об оцениваемом земельном участке определен сегмент рынка, к которому он относится - сегмент рынка земельных участков под производственно-складскую застройку. В своем отчете оценщик обосновал отказ от использования затратного и доходного подходов к оценке.
При оценке земельного участка с применением сравнительного подхода, среди предложений на рынке о продаже земельных участков были выбраны предложения о продаже объектов-аналогов, то есть земельных участков наиболее сходных с объектом оценки. Текст отчета имеет ссылки на источники информации о предложениях продажи объектов-аналогов и их характеристиках. Для сравнения выделены ценообразующие факторы и элементы сравнения. Выявленные различия объектов-аналогов с объектом оценки в дальнейшем скорректированы путем введения соответствующей величины корректировки.
В результате оценки определена итоговая рыночная стоимость 1 кв. м оцениваемого земельного участка - 903 рубля, после чего рассчитана рыночная стоимость всего земельного участка в размере 6 958 518 рублей (л.д. 29-111, 160-169).
Соответствие отчета о рыночной стоимости земельного участка законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки подтверждается положительным экспертным заключением на отчет, выполненным экспертом саморегулируемой организации оценщиков (л.д.112-134).
Лицами, участвующими в деле, не представлено каких-либо доводов и доказательств опровергающих выводы оценщика, а также ставящих их под сомнение. В то же время у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика.
Учитывая изложенное и, принимая во внимание, что административными ответчиками и заинтересованным лицом, не представлено допустимых, относимых и не вызывающих сомнений доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:35:0104002:130, чем указана в вышеназванном отчете оценщика, суд находит доказанным, что его рыночная стоимость по состоянию на 13 мая 2015 года составляет 6 958 518 рублей 00 копеек.
Именно эта стоимость в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подлежит определению в качестве кадастровой по результатам рассмотрения настоящего спора.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка является дата обращения административного истца в суд с настоящим заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости - 17 декабря 2015 года (л.д.7).
Указанная дата, а также сведения об установленной судом кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, в соответствии с требованиями статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пункта 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости на основании настоящего решения.
Указанная кадастровая стоимость, в силу абзацев 3, 5 статьи 24.20 Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 15 мая 2015 года (с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости - л.д. 15). Для целей налогообложения эта кадастровая стоимость подлежит применению до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки. При этом, поскольку названный участок не вошел в перечень объектов недвижимости подлежащих кадастровой оценке, результаты которой утверждены приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области 29 сентября 2015 года N 2588 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" (перечень сформирован по состоянию на 01 января 2015 года), как не включен он и в названный приказ, то под нормативным правовым актом, утвердившим результаты очередной кадастровой оценки следует понимать такой нормативный правовой акт, который будет издан после названного приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области и которым будут утверждены результаты кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 66:35:0104002:130.
Поскольку обратившись в суд с настоящим административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, то настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков, в связи с чем все судебные расходы подлежат отнесению на административного истца и взысканию с административных ответчиков они не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
требования Рычковой Е.Г. удовлетворить.
Установить на период с 13 мая 2015 года и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:35:0104002:130, площадью 7706 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объект промышленности (производственная база) расположенного по адресу: Свердловская область, город Березовский, 16 м на северо-восток от здания ангара п. ЦОФ, 5, поселок ЦОФ, дом 3, 43 м на северо-восток от здания ангара п. ЦОФ, 5, в размере 6958518 (шесть миллионов девятьсот пятьдесят восемь тысяч пятьсот восемнадцать) рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 13 мая 2015 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 17 декабря 2015 года.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда.
Судья Шумков Е.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.