Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Басангова Н.А. и Шовгуровой Т.А.,
при секретаре К.Д.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Якуниной О.Б. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет по апелляционной жалобе представителя истца Мушаевой О.У. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 декабря 2015 г.
Заслушав доклад судьи Шовгуровой Т.А., объяснения представителей истца Якуниной О.Б., Атаевой Н.Н. и Мушаевой О.У., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Потолдыковой Е.В., судебная коллегия
установила:
Якунина О.Б. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что в период с "дата" по "дата" работала инспектором Министерства социального обеспечения КАССР (далее - Минсобеса КАССР), с "дата" по "дата" - старшим инспектором пенсионного сектора Минсобеса КАССР, с "дата" по "дата" - старшим юрисконсультом Минсобеса КАССР, со "дата" по "дата" - начальником пенсионного отдела Минсобеса КАССР, с "дата" по "дата" - заведующей городским отделом социального обеспечения Исполкома ЭГС народных депутатов, с "дата" по "дата" - заместителем министра социального обеспечения КАССР, с "дата" по настоящее время работает в должности заместителя управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по Республике Калмыкия. "дата" она обратилась к ответчику с заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы периода работы в органах социальной защиты Республики Калмыкия с "дата" по "дата", а также периода работы в пенсионной службе Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Калмыкия, и назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Калмыкия "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия". В случае отказа во включении в стаж всего периода работы в отделении Пенсионного фонда РФ по Республике Калмыкия просила включить в стаж государственной гражданской службы пять лет работы в должности заместителя управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по Республике Калмыкия, поскольку в работе в данной должности ею был использован опыт и знания работы, приобретенные в должности заместителя министра социального обеспечения КАССР. Однако в назначении пенсии за выслугу лет ей было отказано. Данный отказ считает незаконным, нарушающим ее права и законные интересы. Просила включить в стаж государственной гражданской службы Республики Калмыкия периоды работы с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" и обязать ответчика назначить ей, как лицу, замещавшему должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, пенсию за выслугу лет.
В судебное заседание истец Якунина О.Б. не явилась, ее представители Атаева Н.Н. и Мушаева О.У. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Лазарев В.А. иск не признал.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 декабря 2015 г. в удовлетворении исковых требований Якуниной О.Б. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Якуниной О.Б., Мушаева О.У., просит решение суда отменить ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. В жалобе указывает на незаконность вывода суда о том, что Пенсионный фонд РФ не входит в систему органов государственной власти Российской Федерации. Между тем Пенсионный фонд РФ наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, изданию в пределах своей компетенции нормативных актов по вопросам, относящимся к его деятельности. При рассмотрении дела суд должен был руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141, утвердившим перечень должностей государственной гражданской службы, и принять во внимание, что опыт и знания работы, приобретенные в должности заместителя министра социального обеспечения КАССР, были использованы истцом в работе заведующего отделением Пенсионного фонда РФ в Республике Калмыкия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. ж ч. 1 ст. 72) и Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (п. 4 ст. 2) социальная защита, включая социальное обеспечение, а также правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" (далее - Закон Республики Калмыкия N 335-III-З) установлен порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия и должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия.
Из преамбулы указанного Закона следует, что настоящий закон регулирует правоотношения, связанные с установлением и выплатой пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим на 15 сентября 1997 года и позднее государственные должности Республики Калмыкия, предусмотренные Перечнем государственных должностей Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия.
Согласно ст. 7 Закона Республики Калмыкия N 335-III-З пенсия за выслугу лет назначается лицам при увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по следующим основаниям: 1) упразднение органов государственной власти Республики Калмыкия, а также сокращение штата государственных гражданских служащих в органах государственной власти Республики Калмыкия; 2) истечение срока действия срочного служебного контракта в случаях, предусмотренных федеральным законодательством о государственной гражданской службе; 3) достижение предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе, установленного законодательством Российской Федерации; 4) несоответствие государственного гражданского служащего Республики Калмыкия замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением; 5) увольнение по собственной инициативе в связи с выходом на страховую пенсию.
При этом лица, уволенные с должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 - 5 настоящей статьи, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением по указанным основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с "дата" по "дата" Якунина О.Б. работала в органах социального обеспечения КАССР, с "дата" и по настоящее время она работает в Отделении Пенсионного фонда РФ по Республике Калмыкия в должности заместителя управляющего.
Таким образом, по состоянию на "дата" истица не замещала государственную гражданскую должность Республики Калмыкия, а занимаемая ею на тот момент должность заместителя управляющего Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Калмыкия не предусмотрена Перечнем государственных должностей Республики Калмыкия, а также Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия в качестве государственной должности субъекта РФ.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд в решении пришел к выводу о том, что поскольку к спорным правоотношениям не могут быть применены Указ Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. и Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия", оснований для удовлетворения заявленных Якуниной О.Б. требований о включении периодов работы с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" в стаж государственной гражданской службы Республики Калмыкия и назначении ей пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, не имеется.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Является несостоятельной ссылка в жалобе на несоответствие решения суда Указу Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих" (далее - Указ Президента РФ N 1141), поскольку данный нормативный акт применяется лишь в отношении федеральных государственных гражданских служащих.
Кроме того, данный Указ принят в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которой периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Поскольку истица в период работы в органах социального обеспечения Калмыцкой АССР и отделении Пенсионного фонда РФ по РК не относилась к категории федеральных государственных гражданских служащих, оснований для распространения на нее Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141 у суда не имелось.
Также нельзя согласиться с доводом жалобы о незаконности отказа во включении в стаж государственной гражданской службы периода работы истицы с "дата" по "дата" в должности заместителя управляющего Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Калмыкия.
В соответствии с п. 20 Указа Президента РФ N 1141 в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы.
По смыслу приведенной нормы работа в качестве руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях включается в стаж государственной гражданской службы в том случае, если она имела место до поступления на государственную гражданскую службу и полученный на такой работе опыт был необходим федеральному госслужащему для исполнения его обязанностей по замещаемой должности.
Между тем, как видно из материалов дела, работа истицы в отделении Пенсионного фонда РФ по РК имела место после увольнения из Минсобеса КАССР, а не предшествовала ей, и потому пункт 20 Указа Президента РФ N 1141 не мог быть применен в возникшем споре.
Более того, спорный период не подлежал включению в стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, и на том основании, что положения Указа Президента РФ N 1141 действуют только в отношении федеральных государственных гражданских служащих, к каковым Якунина О.Б. не относится.
С учетом изложенного, оснований для включения в стаж государственной гражданской службы Республики Калмыкия периодов работы истца с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" не имеется.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с выводами суда, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, и потому не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи: Н.А. Басангов
Т.А. Шовгурова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.