Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Литовкина В.В. и Мамаева Л.А.,
при секретаре Клиповой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканский наркологический диспансер" к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Калмыкия об обжаловании акта проверки, по апелляционной жалобе представителя административного истца Семеновой З.Н. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 января 2016 г.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителей Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканский наркологический диспансер" Бадмаевой Е.В. и Тугольчаевой Ц.В., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Калмыкия Хариновой И.А., судебная коллегия
установила:
Бюджетное учреждение Республики Калмыкия "Республиканский наркологический диспансер" (далее по тексту - БУ РК "РНД") обратилось в суд с административным иском, указав, что в период с 23 по 30 сентября 2015 г. Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Калмыкия (далее по тексту - Территориальный орган Росздравнадзора по РК) была проведена внеплановая документарная проверка БУ РК "РНД". Результаты проверки были отражены в Акте проверки N 203 от 30 сентября 2015 г. и БУ РК "РНД" вынесено предписание N 142 от 30 сентября 2015 г. об устранении выявленных нарушений. БУ РК "РНД" были поданы возражения на результаты Акта проверки в Территориальный орган Росздравнадзора по РК. БУ РК "РНД" считает, что были затронуты права и законные интересы учреждения, поскольку факт несоблюдения проведения медицинского освидетельствования и нарушения врачом - психиатра-нарколога порядка освидетельствования в отношении Ч.В.Г. установлен не был. Административный истец просил суд отменить пункт 1 Акта проверки N 203 от 30 сентября 2015 г. - "по несоблюдению порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения", и пункт 3 предписания N 142 от 30 сентября 2015 г. - возложение "обязанности на медицинских работников информировать граждан и брать в письменной форме согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства".
Представитель административного ответчика Харинова И.А. требования административного истца не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 января 2016 г. в удовлетворении исковых требований БУ РК "РНД" к Территориальному органу Росздравнадзора по РК об отмене пункта 1 Акта проверки N 203 от 30 сентября 2015 г. и пункта 3 предписания N 142 от 30 сентября 2015 г. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Семенова З.Н. просит решение суда отменить и вынести новое решение, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. Считает, что нарушений порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в отношении Ч.В.Г. установлено не было. Указывает, что судом не было принято во внимание, что представители Территориального органа Росздравнадзора по РК при проведении проверки неправомерно сослались на Постановление Верховного Суда Республики Калмыкия от 28 августа 2015 г., обязав "медицинских работников информировать граждан и брать в письменной форме их согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства". Считает неправомерным ссылку на приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 апреля 2012 г. N 390н "Об утверждении перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первично медико-санитарной помощи", поскольку в перечне отсутствует медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а при этой процедуре лицо, управляющее транспортным средством, направляется сотрудником правоохранительных органов в медицинскую организацию без права выбора врача или медицинской организации. В Федеральном законе РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/У-05 "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством" не указана обязанность получения информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство у лица, управляющего транспортным средством, доставленного на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Судом установлено, что присутствовавший при медицинском освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения гражданина Чимидова В.Г. сотрудник медицинского учреждения отказался проводить медицинское освидетельствование ввиду отказа гражданина подписать протокол и произвести в нем указанные записи. Действия медицинского работника не сообразуются с требованиями Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утвержденной приказом Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308.
В материалах дела содержится копия Журнала регистрации медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, из которого следует, что Ч.В.Г., которого фактически доставили в БУ РК "РНД" 17 апреля 2015 г. для медицинского освидетельствования на состояние опьянения, зафиксирован не был.
Таким образом, порядок проведения медицинского освидетельствования был нарушен, действия медицинского работника не соответствуют положениям Инструкции.
При таких данных суд первой инстанции пришел по существу к правильному выводу о необоснованности требования административного истца об отмене пункта 1 Акта проверки N 203 от 30 сентября 2015 г., поскольку указанный пункт акта проверки никаким образом не нарушает права истца.
Вместе с тем, отказывая БУ РК "РНД" в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным пункта 3 предписания, суд первой инстанции, руководствуясь п. 5, 10 ст. 2, ст. 20 Федерального закона РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", указал, что БУ РК "РНД" является медицинским учреждением и осуществляет профессиональную медицинскую деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, указанное в предписании требование информировать граждан и брать в письменной форме их согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства, соответствует действующему законодательству и является необходимым предварительным условием медицинского вмешательства.
С таким выводом суда нельзя согласиться ввиду неправильного толкования норм закона.
В соответствии с положениями п. 5 ст. 2 Федерального закона РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) под медицинским вмешательством понимаются действия, выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций.
Медицинская деятельность - это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований , санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (п. 10 ст. 2 Федерального закона).
В соответствии со ст. 46 Федерального закона под медицинским осмотром понимается комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
В силу ст. 20 Федерального закона необходимо получить информированное добровольное согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий (ст. 65 Федерального закона).
Таким образом, Федеральным законом РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" разграничены понятия медицинское вмешательство и медицинское освидетельствование по целям их проведения. Медицинское вмешательство - это комплекс медицинских мероприятий, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития и, в случае необходимости, оказания медицинской помощи, Медицинское освидетельствование лица направлено на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Кроме того, в приложении к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 апреля 2012 г. N 390н "Об утверждении перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первично медико-санитарной помощи" содержится перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи. В указанном перечне медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, отсутствует.
При таких обстоятельствах, Территориальный орган Росздравнадзора по РК не вправе был обязывать медицинских работников информировать граждан и брать в письменной форме согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства, и пункт 3 предписания N 142 от 30 сентября 2015 г Территориального органа Росздравнадзора по РК - "обязать медицинских работников информировать граждан и брать в письменной форме согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства", является незаконным.
При таких данных, решение суда в части отказа удовлетворения исковых требований БУ РК "РНД" об отмене пункта 3 предписания N 142 от 30 сентября 2015 г. подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований. В остальной части решение подлежит оставлению без изменений.
Руководствуясь ст.ст. 308-311 Кодекса административного производства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 января 2016 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканский наркологический диспансер" к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Калмыкия об отмене пункта 3 предписания N 142 от 30 сентября 2015 года отменить.
Признать незаконным и отменить пункт 3 предписания Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Калмыкия N 142 от 30 сентября 2015 года.
В остальной части решение оставить без изменения
Апелляционную жалобу по делу удовлетворить частично.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи В.В. Литовкин
Л.А. Мамаев
Копия верна
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.