Судья Саратовского областного суда Желонкина Г.А.,
при секретаре Дагаевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Центр реструктуризации"
Белоусова А.Ю. на решение судьи Кировского районного суда
города Саратова от 09 февраля 2016 года по жалобе директора ООО "Центр реструктуризации" Белоусова А.Ю. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области
(далее - ГИТ) от 07 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда ГИТ
N от 07 декабря 2015 года директор ООО "Центр реструктуризации" Белоусов А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1
КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Правонарушение, по мнению должностного лица, выразилось в том, что в нарушение требований действующего законодательства в ООО "Центр реструктуризации" не составлен перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств; не организован учет за выдачей работникам по типовым нормам смывающих и обезвреживающих средств посредством личной карточки установленной формы;
не составлен перечень инструкций по охране труда; не организован учет за выдачей и сдачей спецодеждой и спецобуви и других средств индивидуальной защиты
(далее - СИЗ) посредством личной карточки установленной формы.
Решением судьи Кировского районного суда города Саратова от
09 февраля 2016 года жалоба директора ООО "Центр реструктуризации" Белоусова А.Ю. на вышеназванное постановление должностного лица оставлена без удовлетворения.
В жалобе, поданной в областной суд, директор ООО "Центр реструктуризации" Белоусов А.Ю. просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что внеплановая выездная проверка проведена ГИТ без установленных законом оснований, поскольку проведена по обращению ФИО1, которая не состоит и не состояла в трудовых отношениях с ООО "Центр реструктуризации".
Защитник директора ООО "Центр реструктуризации" Белоусова А.Ю. - Белоусов О.А. поддержал доводы жалобы.
Белоусов А.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще, заблаговременно, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела от него не поступил. Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Проверив законность и обоснованность решения судьи районного суда в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ в полном объеме, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Частью 3 статьи 37 Конституции РФ гарантировано, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно статье 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Статьей 163 ТК РФ установлено, что работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года N 1122н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и Стандарт безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" (далее - Стандарт).
Согласно пункту 13 Стандарта перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа. Указанный перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов. До получения работодателем результатов проведения специальной оценки условий труда или в случае их отсутствия у работодателя перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, формируются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа на основании Типовых норм.
Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно Типовым нормам осуществляется уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя (пункт 14 Стандарта).
В силу пункта 24 Стандарта работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки. Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту.
Постановлением Минтруда РФ от 17 декабря 2002 года N 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, согласно пункту 5.9 которых действующие в подразделении инструкции по охране труда для работников структурного подразделения организации, а также перечень этих инструкций хранится у руководителя этого подразделения.
Приказом Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 года N 290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, которые устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ (пункт 1). Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам (пункт 13).
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной ГИТ проверки соблюдения трудового законодательства в ООО "Центр реструктуризации" установлено, что в нарушение требований приведенных выше норм действующего трудового законодательства в организации:
- не составлен перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств;
- не организован учет за выдачей работникам по типовым нормам смывающих и обезвреживающих средств посредством личной карточки установленной формы;
- не составлен перечень инструкций по охране труда;
- не организован учет за выдачей и сдачей спецодеждой и спецобуви и других СИЗ посредством личной карточки установленной формы.
Согласно приказу N от "дата" о приеме работника на работу директором ООО "Центр реструктуризации" является Белоусов А.Ю.
Факт совершения директором ООО "Центр реструктуризации"
Белоусовым А.Ю. административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: протоколом N об административном правонарушении от "дата"; распоряжением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля
N от "дата" о проведении внеплановой выездной проверки; актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица N от "дата"; предписанием N от
"дата" об устранении нарушения трудового законодательства; уставом ООО "Центр реструктуризации"; приказом N от "дата" о приеме на работу Белоусова А.Ю. на должность директора ООО "Центр реструктуризации"; иными материалами проведенной в отношении ООО "Центр реструктуризации" проверки.Противоречий представленные в материалах дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.Деятельность работодателя должна осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе ТК РФ и иных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения.Доказательств, подтверждающих отсутствие у Белоусова А.Ю. как руководителя ООО "Центр реструктуризации" реальной возможности соблюдать требования трудового законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях директора ООО "Центр реструктуризации"
Белоусова А.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и законности постановления должностного лица. Данный вывод правильно основан на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении. Судом всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований для переоценки не имеется.Административное наказание назначено Белоусову А.Ю. в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ и в соответствии с требованиями статей 4.1-4.3
КоАП РФ с учетом характера совершенного им правонарушения, его личности, обстоятельств, смягчающих административную ответственность (раскаяние лица, совершившего правонарушение), при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность.Довод жалобы о несоблюдении процессуальных норм, регламентирующих порядок проведения внеплановой выездной проверки, а именно ее проведение без согласования с органами прокуратуры являлся предметом проверки суда первой инстанции и признан несостоятельным. Полагаю необходимым согласиться с указанным выводом.Исходя из содержания статьи 356 ТК РФ, федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и, в частности, порядок организации и проведения проверок юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона о защите прав юридических лиц государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Согласно части 1 статьи 14 названного Федерального закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Согласно статьям 9 и 10 Федерального закона N 294-ФЗ проверки могут быть плановыми и внеплановыми.Одним из оснований для проведения внеплановой проверки, согласно части 7 статьи 360 Трудового кодекса РФ, части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, является поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ.Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Из материалов дела следует, что Государственной инспекцией труда была назначена внеплановая выездная проверка, назначение которой обусловлено обращением гражданина, чьи права нарушены (подпункт "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ). Следовательно, в связи с отсутствием оснований, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, при оспариваемой заявителем проверки обязательное заблаговременное уведомление юридического лица о проверке, а также ее согласование с органами прокуратуры не требуется. Исходя из пункта 68 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Минтруда России от 30 октября 2012 года N 354н, во внеплановом порядке проводятся проверки, основной целью которых является всестороннее и полное рассмотрение обращений граждан, содержащих сведения о допущенных нарушениях их прав и законных интересов действиями (бездействием) юридических лиц, связанными с невыполнением ими обязательных требований, проверка иной информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушений, в результате которых возникла или может возникнуть угроза причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, включая случаи необеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты. Под средствами индивидуальной и коллективной защиты работников понимаются технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (статья 209 ТК РФ).
Из материалов дела следует, что сообщение о нарушении ООО "Центр реструктуризации" норм трудового законодательства, в том числе необеспечение работников специальной одеждой, смывающими и обеззараживающими средствами, поступило от ФИО1 на официальный сайт трудовой инспекции, которая проверила данное обращение путем проведения внеплановой проверки. Проверка личности обратившегося, в обязанности ГИТ не входит.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, ГИТ имела правовые основания для проведения в отношении ООО "Центр реструктуризации" внеплановой проверки.
Доводы жалобы сводятся к неверному толкованию ее автором норм действующего трудового законодательства и не являются основанием к отмене судебного решения и постановления должностного лица.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела должностным лицом и судом первой инстанции не допущено.
При таком положении оснований к отмене или изменению обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Кировского районного суда города Саратова от
09 февраля 2016 года оставить без изменения, а жалобу директора
общества с ограниченной ответственностью "Центр реструктуризации"
Белоусова А.Ю. - без удовлетворения.
Судья Г.А. Желонкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.