Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Тришкиной М.А., Щипуновой М.В.,
при секретаре Ребневой Е.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по исковому заявлению Банатова Д.В. к администрации муниципального образования "Город Саратов", Правительству Саратовской области о взыскании компенсации за земельный участок по апелляционным жалобам администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 16 ноября 2015 года, которым исковые требования частично удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения Банатова Д.В., его представителя Банатовой И.В., представителя комитета по управлению имуществом Саратовской области Гусейновой Ш.З., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия
установила:
Банатов Д.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов, Правительству Саратовской области о взыскании компенсации за земельный участок.
В обоснование требований истец указал, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от "дата" является собственником земельного участка площадью 989 кв.м с кадастровым номером N по адресу: "адрес"1. Ранее земельный участок принадлежал отцу истца Банатову В.А., которому он был предоставлен в частную собственность для индивидуального жилищного строительства на основании постановления администрации г. Саратова от "дата", о чем "дата" выдано свидетельство на право собственности на землю.
В феврале 2015 году истцу стало известно о том. что принадлежащий ему земельный участок занят многоэтажным жилым домом, который возведен на земельном участке с кадастровым номером N, находящемся в собственности Саратовской области. Земельный участок с кадастровым номером N выделен из земельного участка с кадастровым номером N, границы которого утверждены администрацией г. Саратова. Сведения о земельном участке с кадастровым номером N внесены в государственный кадастр недвижимости "дата". Участок был предоставлен комитетом по управлению имуществом Саратовской области казенному предприятию Саратовской области "Государственное жилищное строительство" на праве безвозмездного срочного пользования сначала для размещения домов индивидуальной жилой застройки, а затем для размещения домов многоэтажной жилой застройки.
Истец полагает, что, распорядившись принадлежащим ему земельным участком, ответчики фактически лишили его недвижимого имущества. Истец не отказывался от права собственности на земельный участок, принудительное изъятие земельного участка ответчиками не производилось, в связи с чем, по мнению истца, действиями ответчиком ему причинен ущерб, который подлежит возмещению.
Истец (с учетом уточнения исковых требований) просил суд взыскать с ответчиков в солидарном порядке убытки в размере 1 096 820 рублей 78 копеек (в размере кадастровой стоимости земельного участка) и расходы по оплате государственной пошлины в размере 13 685 рублей.
Решением суда от 16 ноября 2015 года исковые требования удовлетворены частично, с администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу Банатова Д.В. взыскана компенсация за земельный участок в размере 1 006 521 рубля 36 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 13626 рублей, расходы по оплате судебной экспертизы в размере 36000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Администрацией муниципального образования "Город Саратов" и комитетом по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" поданы апелляционные жалобы на решение суда, в которых содержится просьба решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В жалобе, поданной представителем администрации муниципального образования "Город Саратов", указано, что судом при рассмотрении дела не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, применены нормы права, не подлежащие применению к возникшим правоотношениям. Судом не учтено, что границы земельного участка, принадлежащего истцу, не установлены в соответствии с действующим законодательством. Орган кадастрового учета, ответственный за правильное осуществление кадастрового учета, обязан был при постановке на учет земельного участка с кадастровым номером N выявить факт пересечения границ земельных участков и должен был принять решение о приостановлении кадастрового учета. Администрацией муниципального образования "Город Саратов" действия по изъятию участка для муниципальных нужд не осуществлялись. Распоряжение земельным участком с кадастровым номером N производилось комитетом по управлению имуществом Саратовской области, в связи с чем администрация муниципального образования "Город Саратов" не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
В апелляционной жалобе комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" указано, что администрация г. Саратова не принимала участия при изготовлении проекта границ земельного участка, не обладала полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым номером N у администрации г. Саратова отсутствовали основания для неутверждения проекта границ земельного участка с кадастровым номером N, в связи с чем она не может нести ответственность за действия комитета по управлению имуществом Саратовской области. По мнению автора жалобы, именно комитетом по управлению имуществом Саратовской области произведено фактическое изъятие земельного участка истца, при издании распоряжения комитету было известно о наличии обременения земельного участка правами третьего лица. Кроме того, автор жалобы полагает, что размер компенсации за участок должен определяться на момент его фактического изъятия, а не на момент рассмотрения спора в суде.
Комитетом по управлению имуществом Саратовской области поданы возражения по доводам апелляционных жалоб, в которых содержится просьба оставить решение суда без изменения.
В суде апелляционной инстанции Банатов Д.В., его представитель Банатова И.В., представитель комитета по управлению имуществом Саратовской области Гусейнова Ш.З. возражали относительно удовлетворения апелляционных жалоб, просили оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам апелляционных жалоб (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии с п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда основания отчуждения предусмотрены законом.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В п. 1-2 ст. 1064 ГК РФ закреплено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Статья 1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Банатов Д.В. является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства) площадью 989 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", Новосоколовогорский жилой район, участок N, кадастровый номер земельного участка- N. Право собственности истца на участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее ЕГРП) "дата". Право собственности приобретено истцом на основании свидетельства о праве на наследство по закону от "дата", выданного на имущество умершего "дата" Банатова В.А.
Земельный участок наследодателю предоставлен в собственность для индивидуального жилищного строительства жилых домов усадебного типа на основании постановления администрации г. Саратова от "дата" N.
Постановление органа местного самоуправления послужило основанием для выдачи "дата" свидетельства на право собственности на землю на имя Банатова В.А. В свидетельстве имеется чертеж границ земельного участка, в котором обозначены смежные землепользователи, длины сторон земельного участка и координаты поворотных точек границ участка.
"дата" составлен акт N об отводе в натуре границ указанного земельного участка, согласно которому по границам участка установлены межевые знаки. Истцом представлены документы, подтверждающие уплату наследодателем налога за земельный участок, начиная с 1994 года.
По данным кадастрового паспорта земельный участок с кадастровым номером N значится внесенным в государственный кадастр недвижимости "дата". Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Таким образом, земельный участок истца относится к ранее учтенным объектам недвижимости, границы которого подлежат уточнению в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В ходе судебного разбирательства проведена экспертиза для установления факта наложения границ земельных участков и определения рыночной стоимости земельного участка истца. Производство экспертизы поручено экспертам ООО "Центр независимой технической экспертизы" по Саратовской области. Из заключения экспертов от "дата" следует, что имеет место наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами N, на последнем расположен многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес". Площадь наложения земельных участков составляет 860 кв.м. На земельном участке истца расположены часть многоэтажного жилого дома и часть автомобильной дороги с асфальтовым покрытием. Рыночная стоимость земельного участка истца составляет 1 006 521 рубль 36 копеек.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером N (площадью 3068 кв.м) предназначен для размещения домов многоэтажной жилой застройки, внесен в государственный кадастр недвижимости "дата", образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером N.
Земельный участок с кадастровым номером N является объектом собственности Саратовской области, право собственности зарегистрировано в ЕГРП "дата". Участок находится в безвозмездном пользовании казенного предприятия Саратовской области "Государственное жилищное строительство" на основании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от "дата" NТ-358-р и договора безвозмездного срочного пользования от "дата".
Согласно представленным сторонами документам в апреле 2008 года по заказу казенного предприятия Саратовской области "Государственное жилищное строительство" специалистами ООО "Бюро землеустройства и технической инвентаризации" был составлен проект земельного участка в пос. Юбилейный Волжского района г. Саратова площадью 23500 кв.м. Выбор земельного участка осуществлялся для строительства объектов государственного жилого фонда. Проектный план земельного участка и проект границ земельного участка согласованы председателем комитета по земельным ресурсам администрации г. Саратова и комитета по архитектуре и градостроительству администрации г. Саратова, составлен акт о выборе земельного участка для строительства. Распоряжением администрации г. Саратова от "дата" N-р утвержден проект границ данного земельного участка.
"дата" казенное предприятие Саратовской области "Государственное жилищное строительство" обратилось в комитет по управлению имуществом Саратовской области с заявлением о согласовании места размещения объектов государственного жилищного строительства и о предоставлении земельного участка в пользование.
В октябре 2008 года составлен межевой план земельного участка, "дата" органом кадастрового учета принято решение о постановке земельного участка на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый N.
"дата" комитетом по управлению имуществом Саратовской области издано распоряжение NТ-358-р о предоставлении земельного участка казенному предприятию Саратовской области "Государственное жилищное строительство" на праве безвозмездного срочного пользования для размещения объектов государственного жилого фонда. Право собственности субъекта на земельный участок зарегистрировано в ЕГРП "дата", в последующем участок предоставлен в пользование казенному предприятию по договору безвозмездного срочного пользования от "дата".
С учетом изложенного в суде первой инстанции нашел подтверждение довод истца о том, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:010117:485, сформированный после предоставления земельного участка Банатову В.А., накладывается на земельный участок истца, и оставшейся свободной площади (129 кв.м) недостаточно для использования земельного участка по назначению. Следовательно, в пользу истца должны быть взысканы убытки, связанные с утратой земельного участка, в размере рыночной стоимости участка на момент рассмотрения спора.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по требованиям о возмещении вреда является администрация муниципального образования "Город Саратов".
В силу п. 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент формирования земельного участка с кадастровым номером N) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 4 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года N23-ЗСО "О земле" (в редакции, действовавшей до 19 октября 2009 года) орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то Правительством области, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов.
Законом Саратовской области от 07 октября 2009 года N144-ЗСО "О внесении изменений в закон Саратовской области "О земле" статья 4 признана утратившей силу, изменения введены в действие с 19 октября 2009 года.
Постановлением Правительства Саратовской области от 19 сентября 2006 года N284-П "О некоторых вопросах, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" были утверждены Правила предоставления гражданам и юридическим лицам прав на земельные участки, расположенные на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена (далее Правила).
В п. 1 постановления было указано, что комитет по управлению имуществом области осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов.
Пунктом 16 Правил предусмотрено, что граждане и юридические лица, заинтересованные в приобретении прав на земельный участок, подают заявления установленного образца в уполномоченный орган либо в его подразделение по месту расположения испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с пунктами 18, 19, 21, 23-28 Правил при поступлении заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган направляет в соответствующее структурное подразделение администрации муниципального образования обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, а также о выборе земельного участка, в случае предоставления земельного участка для строительства либо целей, не связанных со строительством.
Соответствующее структурное подразделение администрации муниципального образования в соответствии с законодательством на основании обращения уполномоченного органа обеспечивает изготовление и утверждение проекта границ, а также выбор земельного участка и готовит перечень участков, на которых возможно размещение объекта в случае предоставления его для строительства, для чего запрашивает и получает в двухнедельный срок в государственных и муниципальных органах и организациях необходимые документы. Проект границ земельного участка изготавливается на основании картографического материала в соответствии с земельным и градостроительным законодательством и Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра России 17 февраля 2003 года, в двухнедельный срок со дня получения запрошенных материалов.
Изготовление проекта границ осуществляется структурным подразделением администрации муниципального образования города Саратова самостоятельно. Плата за изготовление и утверждение проектов границ земельных участков с заявителей, а также уполномоченного органа не взимается.
Администрация муниципального образования города Саратова информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, а также информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд, находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд, к акту о выборе земельного участка прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Материалы выбора земельного участка либо иные землеустроительные материалы могут рассматриваться на межведомственной комиссии, действующей в муниципальном образовании города Саратова.
Акт выбора земельного участка (по форме согласно Приложению к настоящим Правилам) и утвержденные проекты границ земельных участков, иные подготовленные материалы направляются структурным подразделением администрации муниципального образования в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, решение о предоставлении земельного участка на испрашиваемом праве на основании утвержденного в установленном порядке проекта границ и (или) кадастрового плана земельного участка.
Согласно постановлению мэра г. Саратова от "дата" N до принятия Саратовской городской Думой решения о порядке оформления (переоформления) прав на земельные участки и предоставления земельных участков на территории г. Саратова проекты границ земельных участков от имени администрации при оформлении прав на земельные участки юридическим лицам или предоставления земельных участков должны были утверждаться мэром г. Саратова.
Исходя из исследованных доказательств, приведенных положений действовавшего на момент формирования земельного участка законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что администрация муниципального образования "Город Саратов" как орган, предоставивший Банатову В.А. земельный участок на праве собственности в 1994 году, располагала сведениями о земельном участке и месте его расположения в границах населенного пункта. Указанные сведения должны были храниться в комитете по земельным ресурсам администрации г. Саратова. При предоставлении комитетом по управлению имуществом Саратовской области земельного участка администрация муниципального образования "Город Саратов" обязана была согласовывать, утверждать проект границ формируемого земельного участка, а также информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Процедура согласования границ формируемого земельного участка предполагала проверку наличия прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Органом, осуществляющим распоряжение земельными участками, решение о предоставлении земельного участка принималось на основании утвержденного проекта границ земельного участка и акта выбора земельного участка.
С учетом изложенного ущерб истцу был причинен действиями администрации муниципального образования "Город Саратов", которая при наличии сведений о правах третьих лиц согласовала и утвердила проект границ формируемого земельного участка с кадастровым номером N.
Доказательств того, что администрацией г. Саратова в комитет по управлению имуществом Саратовской области осуществлялась передача сведений о всех земельных участках, предоставленных в собственность физическим лицам в 1994 году (включая сведения о земельном участке Банатова В.А.) с приведением данных о границах сформированных и отведенных земельных участков, в ходе судебного разбирательства не представлено.
При данных обстоятельствах решение суда об удовлетворении исковых требований, предъявленных к администрации муниципального образования "Город Саратов", является законным и обоснованным.
Доводы жалобы о том, что размер убытков должен определяться на момент фактического изъятия земельного участка судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку изъятие земельного участка для государственных либо муниципальных нужд не производилось, в соответствии с положениями ст. 15 ГК РФ размер ущерба должен определяться на момент рассмотрения дела в суде.
Вместе с тем судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при принятии решения были нарушены положения ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, которая предусматривает взыскание судебных расходов пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, в связи с чем решение суда в части взыскания судебных расходов подлежит изменению.
Поскольку с администрации муниципального образования "Город Саратов" была взыскана рыночная стоимость земельного участка, которая меньше кадастровой стоимости, указанной в исковом заявлении, исковые требования удовлетворены судом на 91,77 %.
Следовательно, расходы по уплате государственной пошлины и расходы по проведению судебной экспертизы должны быть взысканы с ответчика в размере 91,77% от уплаченной суммы. Расходы по уплате государственной пошлины составят: 13685*0,9177=12558 рублей 72 копейки, расходы по экспертизе - 37080*0,9177=34028 рублей 32 копейки.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 16 ноября 2015 года изменить в части размера подлежащей взысканию государственной пошлины и расходов по оплате экспертизы, взыскав с администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу Банатова Д.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 12558 рублей 72 копеек, расходы по оплате экспертизы в размере 34028 рублей 32 копеек.
В остальной части оставить решение суда без изменения
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.