Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Литвиновой М.В., Поляниной О.А.,
при секретаре Дагаевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Захаровой Т.Е. к администрации муниципального образования "Город Саратов" об оспаривании постановления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 09 ноября 2015 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения представителя Захаровой Т.Е. - Демченко В.М., действующей на основании доверенности от 10 марта 2015 года, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив ее доводы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Захарова Т.Е. обратилась с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка для размещения антенны сотовой связи в Заводском районе в г. Саратове, возложить на администрацию обязанность утвердить схему расположения земельного участка площадью 300 кв.м.
В обоснование заявленных требований указала, что 23 апреля 2015 года обратилась в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 300 кв. м для размещения антенны сотовой связи в Заводском районе г. Саратова, Кумысная поляна, приложив необходимые документы, предусмотренные требованиями административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории", утвержденным постановлением администрации 08 апреля 2015 года N 1040 (далее - Административный регламент). Постановлением администрации от 16 июня 2015 года N 1473 Захаровой Т.Е. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка для размещения антенны сотовой связи по тем основаниям, что размещение сооружения связи, для которых не требуется разрешение на строительство, осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешений уполномоченного органа. Считала оспариваемое постановление незаконным, ссылаясь, что земельным законодательством и Административным регламентом не предусмотрено указанное основание для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Полагала, что утверждение схемы расположения земельного участка, а в дальнейшем предоставление земельного участка для размещения антенны сотовой связи не противоречит действующему законодательству.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 09 ноября 2016 года признано незаконным постановление администрации от 16 июня 2015 года N 1473 "Об отказе Захаровой Т.Е. в утверждении схемы расположения земельного участка для размещения антенны сотовой связи в Заводском районе"; суд обязал администрацию принять решение по заявлению Захаровой Т.Е. путем рассмотрения вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 300 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, Заводской район, Кумысная поляна - для размещения антенны сотовой связи в течение двух недель с момента вступления настоящего решения в законную силу; суд обязал администрацию сообщить об исполнении решения по делу в районный суд в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы ее автор указывает, что п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ содержит перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, к которым в частности относится полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек. Ссылается, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ). Указывает, что согласно п. 11 Постановления Правительства РФ N 1300 от 03 декабря 2014 года линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, относятся к видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута. Полагает, что уполномоченный орган действовал в пределах закона, совершая оспариваемые действия; права Захаровой Т.Е. не нарушены, в связи с чем оснований для признания незаконным постановления у суда не имелось.
В судебном заседании представитель Захаровой Т.Е. - Демченко В.М. возражала по доводам жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайства в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ч. 7 ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме согласно требованиям ст. 308 КАС РФ, заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересы административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Удовлетворяя требования Захаровой Т.Е., суд первой инстанции исходил из того, что ни ЗК РФ, ни Административный регламент не содержит в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка то обстоятельство, что размещение испрашиваемого вида использования, а в рассматриваемом случае - сооружений связи, для которых не требуется разрешение на строительство, осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешений уполномоченного органа.
Анализируя п. 11 "Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2014 года N 1300, а также положения Федерального закона от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", ст. 17 Градостроительного кодекса РФ, Закон Саратовской области от 09 октября 2006 года N 96-ЗСО "О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области", ответ комитета по управлению имуществом г. Саратова N 06-09-18/5293 от 09 октября 2015 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что возведение объекта антенной сотовой связи не входит в перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Образование земельного участка с разрешенным видом использования - размещение антенны сотовой связи должно осуществляться в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, предусмотренной ст. 11.10 ЗК РФ, поскольку для такого вида объекта требуется получение разрешения на строительство. Указанный вид объекта, по мнению суда, нельзя отнести к п. 11 "Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2014 года N 1300.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности оспариваемого постановления по следующим основаниям.
Статьей 39.2 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу п.1 ст. 11.2, подп. 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Административным регламентом установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги (п. 2.8).
Так, основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
- поступление в комитет ответа на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в отношении документов, предусмотренных подпунктами 2, 5 пункта 2.6.1 регламента;
- несоответствие схемы форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N 762;
- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы, срок действия которого не истек;
- разработка схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам;
- несоответствие схемы утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
- расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23 апреля 2015 года Захарова Т.Е. обращалась в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 300 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, Заводской район, Кумысная поляна, б/н, с разрешенным видом использования антенны сотовой связи, приложив к заявлению схему расположения земельного участка на топографо-геодезическом плане территории, с геодезическими данными, позволяющими определить место расположения испрашиваемого участка, и документы, удостоверяющие личность заявителя, полномочия представителя.
Оспариваемым постановлением администрации от 16 июня 2015 года N 1473 Захаровой Т.Е. отказано в утверждении схемы расположения данного земельного участка для размещения антенны сотовой связи, в связи с тем, что образование земельных участков не должно нарушать требований, установленных ЗК РФ, размещение сооружений связи, для которых не требуется разрешение на строительство, осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешений уполномоченного органа.
Согласно письму комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет) от 29 апреля 2015 года, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280, рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-5 - зоне дачных и садоводческих участков, и разрешенный вид использования земельных участков "Антенны сотовой связи, в том числе с сопутствующими сооружениями" является основными разрешенным видом использования земельных участков для данной территориальной зоны (табл. 5.1 Правил, код 12.73). Разрешенный вид использования земельного участка соответствует п. 13 групп видов разрешенного использования, в соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 года N 989-р (приложение N 1) - земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов. Разрешенный вид использования данного земельного участка соответствует коду 6.8 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540 - связь: размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 3.1.
Из письма комитета от 09 октября 2015 года следует, что в соответствии с положениями действующего законодательства, регулирующими вопросы строительства, принимая во внимание, что объекты связи относятся к объектам, являющимся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, и необходимость соблюдения требований безопасности полетов, для строительства антенны сотовой связи необходимо получение разрешения на строительство. Комитет также сослался на положения ст.ст. 46,47 Воздушного кодекса РФ и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74.
При таких обстоятельствах, учитывая, что изложенные в постановлении администрации от 16 июня 2015 года N 1473 основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в силу ст. 11.10 ЗК РФ и п. 2.8 Административного регламента отсутствуют, судебная коллегия соглашается с выводами районного суда о незаконности оспариваемого отказа.
При этом судебная коллегия исходит из того, что ссылаясь на норму, установленную п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, администрацией не указано, в чем выражается нарушение предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемому земельному участку, вопрос о предоставлении земельного участка для указанных административным истцом целей не является предметом настоящего спора.
Принимая изложенное во внимание, учитывая, что утверждение схемы расположения земельного участка отнесено к компетенции органа местного самоуправления, судебная коллегия полагает правильными выводы суда о возложении на администрацию обязанности по рассмотрению заявления Захаровой Т.Е. повторно.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Иная оценка автором апелляционной жалобы норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, являющимися основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 09 ноября 2015 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда г. Саратова - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.