Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Першиной И.В.,
судей: Ветровой Н.П., Овчаренко О.А.,
при секретаре: Черновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Першиной И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области на решение Мысковского городского суда Кемеровской области от 28 октября 2015 года по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области к Государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Кемеровской области "Мысковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" Департамента социальной защиты населения Кемеровской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области просит
- признать незаконным бездействие Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Кемеровской области "Мысковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" Департамента социальной защиты населения Кемеровской области по нарушению требований санитарного законодательства,
- обязать обеспечить выполнение работ по устранению выявленных нарушений, а именно: выполнить герметизацию дна и стен существующего накопительного резервуара для сточных вод с герметизацией выходного отверстия переливной трубы; обеспечить непроницаемость для грызунов и насекомых надземной части накопительного резервуара; провести оценку герметичности накопительного резервуара, в т.ч. обеспечения непроницаемости для грунтовых вод, с привлечением специализированной организации; обеспечить систематический контроль наполняемости резервуара не выше, чем до 0,35м от поверхности земли; с целью предотвращения разовых залповых сбросов сточных вод на рельеф, и фекального загрязнения зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения жителей поселка Лесхоз, а также предотвращения случаев возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний обеспечить строительство резервного накопительного резервуара для сточных вод или локальных очистных сооружений;
- обязать устранить выявленные нарушения указанным выше путем,
- в соответствии со статьей 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ
Иск обоснован тем, что ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Кемеровской области в г.Междуреченск и Междуреченском районе вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Кемеровской области (далее- ГБСУ СО) Кемеровской области "Мысковский детский дом - интернат для умственно отсталых детей" Департамента социальной защиты населения Кемеровской области.
По результатам проведения административного расследования установлены нарушения обязательных требований санитарного законодательства, а именно:
- при эксплуатации учреждением допускаются переполнения выгребной ямы с изливанием сточных вод на рельеф местности, о чем свидетельствует талый снег вокруг выгреба и на прилегающем автомобильном проезде, что является нарушением требований п. 2.3.3. СП N4690-88 "Содержание территории населенных мест", согласно которым не допускается наполнение выгреба нечистотами выше, чем до 0,35 м. от поверхности земли.
Ревизия и ремонт выгреба проводится редко и не в полном объеме. Согласно представленных документов ревизии проводились в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. При этом в ДД.ММ.ГГГГ не проведены ремонтные работы по восстановлению герметичности дна, стен и мест ввода металлических труб, рекомендованные специализированной службой ООО "Поена" г.Новокузнецк. В ДД.ММ.ГГГГ не проведена оценка герметичности выгребной ямы.
Надземная часть выгребной накопительной ямы не герметична, частично разрушена, что не обеспечивает непроницаемость для грызунов и насекомых. Согласно требований п. 2.3.5. СП N 4690-88 "Содержание территории населенных мест" надземная часть помойниц и дворовых уборных должна быть не проницаемой для грызунов и насекомых.
Учитывая расположение выгребной ямы выше по рельефу от источника питьевого водоснабжения, питающего как само учреждение, так и жителей поселка Лесхоз, и то, что выгреб попадает в зону санитарной охраны источника, создается реальная угроза возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди воспитанников учреждения и жителей поселка.
Ответчиком также не выполняются требования п.2.7.6, п.2.7.8, п.2.7.9. СП 2.4.990-00 "Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также п.2.2.1, п.3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предназначены для работников органов и учреждений госсанэпидслужбы, здравоохранения и образования, которые ответчиком не выполняются.
За выявленные правонарушения ДД.ММ.ГГГГ постановлением Мысковского городского суда ГБСУ СО Кемеровской области "Мысковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" привлечено к административной ответственности по ст. 6.3, ст.6.6 КоАП РФ и подвергнуто административному штрафу.
Своим бездействием ответчик нарушает требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении неопределённого круга лиц.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области Ананьина Е.А. иск поддержала.
Представитель Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Кемеровской области "Мысковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" Департамента социальной защиты населения Кемеровской области в судебное заседание не явился.
Представитель Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в судебное заседание не явился.
Решением суда постановлено:
Удовлетворить исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области к Государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Кемеровской области "Мысковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" департамента социальной защиты населения Кемеровской области о понуждении к совершению действий по обеспечению соблюдения санитарных правил.
Признать незаконным бездействие Государственного бюджетного стационарного учреждений, социального обслуживания Кемеровской области "Мысковского детского дома-интерната, для умственно отсталых детей" по нарушению требований санитарного законодательства.
Обязать Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области обеспечить выполнение работ по устранению выявленных нарушений, а именно:
- выполнить герметизацию дна и стен существующего накопительного резервуара для сточных вод с герметизацией выходного отверстия переливной трубы;
- обеспечить непроницаемость для грызунов и насекомых надземной части накопительного резервуара;
- провести оценку герметичности накопительного резервуара, в т.ч. обеспечения непроницаемости для грунтовых вод, с привлечением специализированной организации;
- обеспечить систематический контроль наполняемости резервуара не выше чем до 0,35м от поверхности земли;
- с целью предотвращения разовых залповых сбросов сточных вод на рельеф, и фекального загрязнения зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения жителей поселка Лесхоз а так же предотвращения случаев возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний обеспечить строительство резервного накопительного резервуара для сточных вод или локальных очистных сооружений;
Обязать Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Кемеровской области "Мысковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" устранению выявленных нарушений, а именно:
- выполнить герметизацию дна и стен существующего накопительного резервуара для сточных вод с герметизацией выходного отверстия переливной трубы;
- обеспечить непроницаемость для грызунов и насекомых надземной части накопительного резервуара;
- провести оценку герметичности накопительного резервуара, в т.ч. обеспечения непроницаемости для грунтовых вод, с привлечением специализированной организации;
- обеспечить систематический контроль наполняемости резервуара не выше чем до 0,35 от поверхности земли;
- с целью предотвращения разовых залповых сбросов сточных вод на рельеф, и фекального загрязнения зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения жителей поселка Лесхоз а так же предотвращения случаев возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний обеспечить строительство резервного накопительного резервуара для сточных вод или локальных очистных сооружений;
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ
В апелляционной жалобе представитель Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области Гемузова А.И. (копия доверенности от ДД.ММ.ГГГГ- на л.д.104) просит решение суда отменить в части возложения обязанности на данного ответчика по выполнению работ по устранению выявленных нарушений.
Указывает, что суд не дал оценки доводам комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области о том, что в соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Здание, расположенное по адресу: "адрес" закреплено на праве оперативного управления за учреждением. Следовательно, обязанность по поддержанию выгребной ямы в надлежащем санитарном состоянии возложена на учреждение, оно должно самостоятельно принимать меры по поддержанию указанного имущества в надлежащем состоянии, руководствуясь положениями действующего законодательства.
Истец, указывая на необходимость устранения КУГИ Кемеровской области нарушений требований законодательства, не указывает, в чем конкретно они выразились со стороны комитета, а также, почему именно на комитет должна быть возложена обязанность по устранению указанных нарушений.
Судом было установлено, что по результатам проведения административного расследования были допущены нарушения обязательных требований законодательства со стороны учреждения.
Тот факт, что комитет является собственником имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления, не свидетельствует о том, что он должен нести ответственность за нарушение требований санитарно-эпидемиологических правил.
В резолютивной части решения суд признал незаконным бездействие учреждения, но обязал устранить нарушения санитарного законодательства комитет.
О времени и месте судебного заседания, назначенного в суде апелляционной инстанции на 01.03.2016г., стороны извещены надлежаще. В судебное заседание не явились.
Согласно ст. 167ч.3, ст. 327 ч. 1 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Как установилсуд 1 инстанции и следует из материалов дела, Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Кемеровской области "Мысковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" находится по адресу: "адрес" Здание по указанному адресу закреплено за домом-интернатом на праве оперативного управления.
Определением должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГБСУ СО Кемеровской области "Мысковский детский дом интернат для умственно-отсталых детей" возбуждено дело об административном правонарушении (л.д. 39), составлен протокол N об административном правонарушении (л.д. 42-43).
Согласно протоколу N от ДД.ММ.ГГГГ при эксплуатации учреждением допускаются переполнения выгребной ямы с изливанием сточных вод на рельеф местности, что является нарушением требований п. 2.3.3. СП N 4690-88 "Содержание территории населенных мест". Ревизия и ремонт выгреба проводится крайне редко и не в полном объеме. Учитывая расположение выгребной ямы выше по рельефу от источника питьевого водоснабжения, питающего как само учреждение, так и жителей поселка Лесхоз, и то, что выгреб попадает в зону санитарной охраны источника, создается реальная угроза возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди воспитанников учреждения и жителей поселка (л.д.11-12).
Постановлением Мысковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ за выявленные правонарушения Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Кемеровской области "Мысковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" привлечено к административной ответственности и подвергнуто административном наказанию по ст. 6.3 КРФ об АП и ст. 6.6 КРФ об АП в виде административного штрафа. Решением судьи Кемеровского областного суда от 01.07.2015 г. постановление от 21.04.2015 г. оставлено без изменения (л.д. 5-8, 9-10).
Установив указанные обстоятельства, а также отсутствие данных об устранении выявленных нарушений, суд признал бездействие по устранению нарушения требований законодательства незаконным, возложил на КУГИ Кемеровской области и Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Кемеровской области "Мысковский детский дом интернат для умственно-отсталых детей" обязанности по устранению выявленных нарушений в установленный срок.
Указанные выводы суда 1 инстанции в апелляционной жалобе не обжалуются.
Доводы в апелляционной жалобе о необоснованном, по мнению апеллянта, возложении судом обязанности по совершению указанных в решении суда действий на КУГИ Кемеровской области как собственника имущества, судебная коллегия считает не основанными на законе в виду следующего.
Согласно абз. 8 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме учреждений, к которым относятся государственные учреждения, муниципальные учреждения и частные учреждения.
Согласно ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона РФ от 02.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу п. 2 ст. 59 Гражданского кодекса РФ учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законом.
В силу п. 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (п. 1). Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения (п. 5).
Согласно п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Таким образом, законом предусмотрена возможность возложения субсидиарной ответственности на собственника имущества бюджетного учреждения, в частности, в случае, причинения вреда.
Нарушения при эксплуатации накопительного резервуара создают угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди воспитанников учреждения и жителей поселка.
Исковые требования по настоящему делу предъявлены не только к КУГИ Кемеровской области, но и к основному должнику - ГБСУ СО Кемеровской области "Мысковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", на которого возложена обязанность по совершению действий, указанных в решении суда. Надлежащее исполнение решения суда со стороны дома-интерната исключает обязанность КУГИ Кемеровской области по совершению действий, указанных в решении суда, что следует из п. 1 ст. 399 ГК РФ.
Поскольку выполнение обязанностей, возложенных решением суда, повлечет улучшение спорного имущества, увеличение его стоимости, то возложение на КУГИ Кемеровской области как на собственника имущества, закрепленного за домом-интернатом, обязанности по обеспечению выполнения работ по устранению выявленных нарушений, является обоснованным. Выполнение работ за счет дома-интерната, без участия собственника имущества, может повлечь неосновательное обогащение собственника.
В этой связи оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в части привлечения субсидиарного должника - КУГИ Кемеровской области не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мысковского городского суда Кемеровской области от 28 октября 2015 года в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Першина И.В.
Судьи: Ветрова Н.П.
Овчаренко О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.