Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Емельянова А.Ф.,
судей Кандаковой Л.Ю., Ларионовой С.Г.
при секретаре Таргаевой Ю.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова А.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) на решение Центрального районного суда г. Прокопьевска от 02 декабря 2015 года
по иску В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным,
УСТАНОВИЛА:
В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о признании решения от 06.05.2015 года об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости незаконным, а также просит обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) зачесть в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период прохождения им службы в Советской Армии с 18.05.1987 года по 19.05.1992 года и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за ней, т.е. с 08.04.2015 года, взыскать с ответчика в его пользу расходы на оплату услуг представителя в сумме сумма., расходы на составление нотариальной доверенности на представителя в сумме сумма., мотивируя требования тем, что 08.04.2015 года он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", однако решением от 06.05.2015 года ответчик отказал ему в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием у него требуемого специального стажа.
Считает решение незаконным, т.к. при подсчете специального стажа ответчик необоснованно не учел период прохождения им службы в Советской Армии с 18.05.1987 года по 19.05.1992 года, которому предшествовала его работа с 19.01.1983 года по 10.05.1987 года подземным электрослесарем в шахте им. М.И. Калинина и за окончанием периода прохождения службы непосредственно следовала его работа на этой же шахте в должности подземного электрослесаря с 27.07.1992 года.
С учетом данного периода его специальный стаж составил 27 лет 04 месяца 18 дней.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 29.01.2004 года N 2-П, дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав на пенсионное обеспечение.
Истец В. в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель истца Трубицин Д.В. поддержал исковые требования.
Представитель ответчика Будина Н.С. исковые требования не признала.
Решением суда от 02 декабря 2015 года постановлено: признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 06.05.2015 г. N 246649/15 об отказе В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп ... 11 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) зачесть В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР с 18.05.1987 года по 19.05.1992 года в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) назначить В. досрочную страховую пенсию по старости по основанию, предусмотренному подп. 11 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 08.04.2015 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) в пользу В. судебные расходы в размере сумма. В удовлетворении остальной части требований В. отказать.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что Правила от 11.07.2002 г. N 516 не предусматривают зачет периода прохождения военной службы по призыву с 18.05.1987 года по 18.07.1989 года и периода прохождения службы по контракту с 18.07.1989 года по 19.05.1992 года. На дату обращения В. (08.04.2015 г.) его специальный стаж в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил 22 года 04 месяца 18 дней, т.е. менее 25 лет.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия, руководствуясь ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд установил, что В. проходил военную службу по призыву с 18.05.1987 года по 18.07.1989 года и по контракту с 18.07.1989 года по 19.05.1992 года (л.д. 10-15).
Согласно записям трудовой книжки, архивной справке В. как до службы в составе Вооруженных Сил СССР, так и непосредственно после окончания военной службы работал на шахте им. М.И.Калинина подземным электрослесарем (л.д. 18-19, 35).
08.04.2015 года В. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (л.д. 25-27).
Решением от 06.05.2015 года N 246649/15 пенсионный орган отказал В. в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального стажа (л.д. 17). Из протокола заседания комиссии пенсионного органа от 06.05.2015 года N 225 следует, что специальный стаж В. составляет 22 года 4 месяца 18 дней. В специальный стаж В. не включен период прохождения им военной службы по призыву с 18.05.1987 года по 18.07.1989 года и период прохождения им военной службы по контракту с 18.07.1989 года по 19.05.1992 года (л.д. 16).
Удовлетворяя исковые требования В., суд исходил из того, что периоду прохождения В. военной службы с 18.05.1987 года по 19.05.1992 года предшествовала его работа на шахте им. М.И.Калинина подземным электрослесарем и за окончанием периода прохождения военной службы также непосредственно следовала его работа на этой же шахте в должности подземного электрослесаря (л.д. 18-19, 35).
Судебная коллегия считает выводы суда основанными на правильном применении норм материального права.
В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст. 30).
Согласно ч.4 ст. 30 названного Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
а) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г..
В соответствии со Списком N 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, в числе производств, работ, профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии указаны рабочие разрезов, карьеров, приисков, гидравлик, драг, промывочных приборов, работы на поверхности шахт, рудников и дренажных шахт; работы на промышленных площадках строительства шахт, рудников, разрезов, карьеров, приисков, драг, метрополитенов, тоннелей, подземных каналов и других подземных сооружений; горные работы по рекультивации земель, бурению технических скважин, профилактике и тушению подземных пожаров, пожаров на терриконах и породных отвалах; буровзрывные работы (подраздел один, позиция 2010100а).
В Список N 1, утвержденный Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 года N 1173, (раздел I, подраздел 1 "Подземные работы") включены все рабочие, инженерно-технические работники и служащие, занятые полный рабочий день на подземных работах. Следовательно, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются все работники, занятые полный рабочий день под землей, независимо от того, в какой профессии они работают или какую должность занимают.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период прохождения В. военной службы действовало Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
В соответствии с пунктом 109 названного Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, к работе по Списку N 1 и N 2 приравнивался период службы в составе Вооруженных Сил СССР.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Названное Положение утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который утратил силу с 1 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Статья 133.1 данного Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 предусматривала, что время выполняемых до 1 января 1992 года подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих до 1 января 1992 года право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости наравне с работами, указанными соответственно в пунктах "а" и "б" статьи 12 настоящего Закона.
В абзаце 7 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Федеральный закон N 400-ФЗ предусматривает, что период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации N 4468-I, засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, (часть 1 статьи 11, подпункт 1 части 1 статьи 12).
Из содержания статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ следует, что законодатель сохранил право на досрочное пенсионное обеспечение за теми категориями граждан, на которые распространялось ранее действовавшее законодательство.
Положения статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2015 г., предусматривающие перечень лиц, которым досрочно назначается трудовая пенсия по старости, закреплены в статье 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 16 июля 2013 г. N 1143-О, от 17 февраля 2015 г. N 286-О, от 23 апреля 2015 г. N 827-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для определенной категории лиц льготных условий приобретения права на страховую (трудовую) пенсию по старости направлено главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Ввиду этого право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности, при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно включил в специальный стаж истца период прохождения им военной службы по призыву с 18.05.1987 года по 18.07.1989 года и период прохождения им военной службы по контракту с 18.07.1989 года до 01.01.1992 года, т.к. в данном случае действующее правовое регулирование до 1 января 1992 года предусматривало возможность зачета периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в специальный стаж, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о включении в специальный стаж истца периода прохождения им военной службы по контракту с 01.01.1992 года по 19.05.1992 года, т.к. действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета периода службы в составе Вооруженных Сил СССР лишь до 1 января 1992 года, в связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в указанной части иска.
Вместе с тем, поскольку с учетом спорного периода (с 18.05.1987 г. по 01.01.1992 года) специальный стаж истца составил более 25 лет требуемого стажа, суд пришел к правильному о том, что В. имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании п. 11 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и обоснованно признал незаконным решение пенсионного органа от 06.05.2015 года об отказе в назначении В. указанной досрочной страховой пенсии по старости и обязал пенсионный орган назначить эту пенсию с момента обращения за ней, т.е. с 08.04.2015 года.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Прокопьевска от 02 декабря 2015 года в части включения в специальный стаж В. периода прохождения им военной службы по контракту с 01.01.1992 года по 19.05.1992 года отменить, принять по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении требования В. о включении в специальный стаж периода прохождения военной службы по контракту с 01.01.1992 года по 19.05.1992 года отказать.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Прокопьевска от 02 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий: А.Ф. Емельянов
Судьи: Л.Ю. Кандакова
С.Г. Ларионова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.