Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
Председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей Гребенщиковой О.А.,Латушкиной Е.В.
с участием прокурора Рубан А.В.
при секретаре Штейниковой А.И.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Зайцевой Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ОАО "Шахтоуправление Анжерское"
на решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 08 декабря 2015 года
по иску Небоюсин П.А. к Открытому акционерному обществу "Шахтоуправление Анжерское" - о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
Небоюсин П.А. обратился в суд с иском к ОАО "Шахтоуправление Анжерское" о взыскании компенсации морального вреда.
Свои требования мотивировал тем, что 19.03.2015г. медицинским заключением *** *** врачебная комиссия ГАУЗ КО Отделения профессиональной патологии с областным центром установилау Небоюсин П.А. профессиональное заболевание ? -//-. 06.04.2015г. актом о случае профессионального заболевания установлено, что причинами заболевания явились: длительная работа в условиях физических перегрузок, несоблюдение санитарных правил, гигиенических нормативов по показателям тяжести трудового процесса, конструктивные недостатки машин, механизмов (п. 17). Согласно пунктам 19-21 акта о случае профессионального заболевания вина пострадавшего в возникновении заболевания отсутствует, виновными среди прочих, ликвидированных на момент обращения предприятий, признано ОАО "Ш/у Анжерское", допустившее нарушения СанПиН "Гигиенических требований к организациям осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ".
В связи с профессиональным заболеванием истцу установлена степень утраты профессиональной трудоспособности - ***% на срок с ... по ...
Из-за полученного профессионального заболевания истец испытывает нравственные и физические страдания, выраженные в постоянной тупой, ноющей, но постепенно нарастающей на протяжении дня боли в пояснице, в течение нескольких лет. Истцу противопоказаны: подъем и перемещение тяжести свыше 15 кг, охлаждение, длительное пребывание в вынужденной позе.
Кроме того, из-за невнимательности работодателей к организации трудового процесса, он получил серьезное заболевание в зрелом возрасте.
Необходимость проходить врачебные процедуры, принимать лекарственные препараты не дают ему возможность чувствовать себя полноценным человеком. В период с 24.03.2014г. по 02.04.2014г. истец находился в нейрохирургическом отделении Кемеровской областной больницы, где ему была проведена операция на позвоночнике.
В июне 2015 года обращался в ОАО "Шахтоуправление Анжерское" с просьбой о возмещении морального вреда, разумно полагая, что имеет право получить положенную компенсацию. В устной форме работодатель рассчитал компенсацию в счет возмещения морального вреда в размере *** рублей, которые до настоящего времени не выплачены.
Причиненный моральный вред, в связи с профессиональным заболеванием истец оценивает в *** рублей. Доля вины ОАО "Шахтоуправление Анжерское" в причинении вреда составляет ***%.
Просил взыскать с ОАО "Шахтоуправление Анжерское" в пользу Небоюсин П.А. компенсацию морального вреда в связи с профессиональным заболеванием в размере 58 *** рублей.
В судебном заседании представитель истца Солодников Д.В., действующий на основании доверенности от 12.10.2015г., исковые требования, требования о взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере *** рублей и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.
В судебное заседание представитель ОАО "Шахтоуправление Анжерское" не явился, представил письменный отзыв, из которого следует, что исковые требования подлежат удовлетворению частично в сумме *** рублей.
При заключении трудового договора ОАО "Шахтоуправление "Анжерское" и Небоюсин П.А., пришли к соглашению о порядке определения размера компенсации морального вреда в случае получения профессионального заболевания, размер которого определяется в соответствии с коллективным договором ОАО "Шахтоуправление Анжерское" как ***% среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности. Был произведен расчет единовременной компенсации, она составила *** руб., с учетом стажа, составляющего *** мес. ( ***% от общего стажа работы) - *** руб.
Компенсация морального вреда Небоюсин П.А. была рассчитана в соответствии с п.5.2. Коллективного договора ОАО "Шахтоуправление Анжерское".
Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 08 декабря 2015 года постановлено:
Исковые требования Небоюсин П.А. к Открытому акционерному обществу "Шахтоуправление Анжерское" о взыскании компенсации морального вреда в связи с профессиональным заболеванием, полностью удовлетворить.
Взыскать в пользу Небоюсин П.А. с Открытого акционерного общества "Шахтоуправление Анжерское" в счет компенсации морального вреда, в связи с профессиональным заболеванием " -//-" *** рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере *** рублей.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Шахтоуправление Анжерское" в доход муниципального образования Анжеро-Судженский городской округ государственную пошлину в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ОАО Шахтоуправление Анжерское" просит решение суда отменить как незаконное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, без учета обстоятельств, имеющих существенное значение по делу.
Указывает на то, что спор между истцом и ответчиком является индивидуальным трудовым спором, поэтому должны применяться специальные положения Трудового кодекса, нежели общие положения Гражданского кодекса, на основании которых суд принял обжалуемое решение.
Указывает на то, что положение о выплате компенсации морального вреда предусмотрено коллективным договором ОАО "Шахтоуправление "Анжерское" и является не дополнительной гарантией, а соглашением между работником и работодателем, которым необходимо руководствоваться при определении размера компенсации морального вреда работнику.
Соответственно, сумма компенсации морального вреда подлежит расчету на основании коллективного договора ОАО "Шахтоуправление "Анжерское" и составляет 312,40 рублей.
Суд не принял во внимание то обстоятельство, что истец в настоящее время работает на шахте "Первомайская" горнорабочим подземным со снижением нагрузки 1/10 часа, что ставит под большое сомнение правдивость показаний истца о степени испытываемых физических и нравственных страданий.
На доводы апелляционной жалобы Небоюсин П.А.,прокурором. участвующим в дела принесены возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя ответчика Максимичева К.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Рубан А.В., полагавшего, что решение суда подлежит изменению, проверив в соответствии со ст. 327.1ч.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, решение суда подлежит изменению.
Так, согласно ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Согласно статьи 46 ТК РФ содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением.
Как следует из материалов дела, истец работал в ОАО "Шахтоуправление Анжерское": с 01.10.2004г. по 10.08.2009г. и с 05.03.2011г. по 02.10.2014г. - машинистом горных выемочных машин.
Согласно санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника, при подозрении у него профессионального заболевания *** от 20.01.2015г., ведущим вредным производственным фактором в развитии заболевания "Хроническая пояснично-крестцовая радикулопатия" для Небоюсин П.А. являются физические перегрузки, воздействию которых истец подвергался в течение *** года *** месяцев, работая, в том числе и в профессии подземного машиниста горных выемочных машин. Общий стаж работы *** года *** месяца.
Согласно медицинскому заключению о наличии профессионального заболевания *** от 19.03.2015г., Небоюсин П.А. установлен диагноз " -//- Заболевание профессиональное, впервые от 19.03.2015г.".
Согласно акту о случае профессионального заболевания от ... , Небоюеин П.А. получил профессиональное заболевание от физических перегрузок и функционального перенапряжения: " -//-", выполняя трудовые функции по профессии подземный машинист горных выемочных машин, общий стаж работы - *** года *** месяца, в условиях воздействия физических перегрузок - *** год *** месяцев, стаж работы в профессии ? *** лет *** месяцев. Заболевание является профессиональным и возникло при обстоятельствах в результате: длительной работы в условиях воздействия физических перегрузок, несоблюдения санитарных правил, норм, гигиенических нормативов по показателям тяжести трудового процесса, конструктивные недостатки машин, механизмов. Причиной заболевания послужило длительное воздействие на организм человека физических нагрузок. Вина работника отсутствует. Лица, допустившие указанные нарушения: администрацией ш/у "Сибирское", ОАО "Физкультурник", ООО "Горняк", ОАО "ш/у Анжерское" нарушены пункты 10.2, 10.10 СанПиН ... -11 "Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ" (л.д. 15).
Согласно справке МСЭ-2013 ***, Небоюсин П.А. в связи с профессиональным заболеванием (акт от 06.04.2015г.), заключением МСЭ на период с 18.05.2015г. до 01.06.2016г. установлено ***% утраты профессиональной* трудоспособности, дата очередного переосвидетельствования 17.05.2016г.
Из программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания к акту освидетельствования ***. *** от ... следует, что Небоюсин П.А. противопоказан труд со значительными физическими перегрузками, длительное пребывание в вынужденной позе, может работать при изменении условий работы со снижением нагрузки на 1/10ч.
Согласно выписному эпикризу, истец в период с 24.03.2014г. по 02.04.2014г. находился на обследовании и лечении в нейрохирургическом отделении Кемеровской областной клинической больнице, было проведено оперативное лечение, удаление позвоночной грыжи.
Оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для компенсации истцу морального вреда, с чем судебная коллегия согласна.
В то же время, определяя размер компенсации морального вреда, суд руководствовался нормами ГК РФ.
Судебная коллегия с указанными выводами суда согласиться не может, считает заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы в указанной части.
Поскольку стороны согласовали в коллективного договоре, а также ОТС условия выплаты компенсации морального вреда, то подлежат применению нормы локальных актов, а не гражданского кодекса РФ.
В соответствии со ст. 43 ТК РФ действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации - на всех работников соответствующего подразделения.
При указанных обстоятельствах, решение подлежит изменению, компенсацию морального вреда следует рассчитать исходя из норм коллективного договора, ФОС.
Согласно п. 5.2. Коллективного договора ОАО "Шахтоуправление "Анжерское", п. 5.4 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности на период с ... по ... , продленного до ... ,в случае установления впервые работнику Организации утраты профессиональной трудоспособности вследствие производственной травмы или профессионального заболевания, в счет возмещения морального вреда, Работодатель выплачивает единовременную компенсацию из расчета 20% среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности (с учетом суммы единовременного пособия, выплаченного из Фонда социального страхования РФ) по заявлению работника в срок не позднее трех месяцев с даты подачи заявления.
В то же время, расчет, произведенный ответчиком не соответствует ст. 139 ТК РФ, Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ... *** в действующей редакции.
Так, для подсчета среднемесячного заработка истца следует сумму фактически полученного дохода разделить на количество отработанных смен в периоде, умножить на количество смен по графику и разделить на 12 месяцев.
***- ***= *** : ***= *** х *** : ***= ***(среднемесячный заработок.
Размер компенсации составит : *** х *** %= *** х *** лет- *** (выплата по КРОФС)= *** х *** %(вина предприятия ) = ***. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.327.1ч.1, ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 08 декабря 2015 года изменить в обжалуемой части.
Взыскать в пользу Небоюсин П.А. с Открытого акционерного общества "Шахтоуправление Анжерское" в счет компенсации морального вреда, в связи с профессиональным заболеванием "пояснично-крестцовая радикулопатия слева" *** рублей *** копеек.
В остальной части решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 08 декабря 2015 года оставить без изменения.
Председательствующий: Е.Н.Зайцева
Судьи: О.А.Гребенщикова
Е.В.Латушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.