Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В.,
судей Морозовой Л.В., Сенякина И.И.,
при секретаре Бугарь Е.А.,
с участием прокурора Трофимова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Б. О. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Переволоцком районе Оренбургской области о взыскании ежемесячной денежной выплаты
по апелляционной жалобе Б. О. В. на решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 31 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения представителя истца Б. О.В. Никифорова М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Переволоцком районе Оренбургской области Бочаровой С.Д. просившей решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Трофимова А.А., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Б. О.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Переволоцком районе Оренбургской области, указывая, что он принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в составе Управления строительства N в период с 09 сентября по 12 ноября 1986 года (получена доза внешнего гамма-облучения 0,67 рентген). До 13 февраля 2002 года он был гражданином (адрес).
Согласно заключению республиканского экспертного совета по выявлению заболеваний, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС при министерстве здравоохранения (адрес) от 23 декабря 1997 года его основные заболевания признаны связанными с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В соответствии со справкой ВТЭК министерства социального обеспечения (адрес) от (дата) ему установлена вторая группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности - участие в аварии ЧАЭС.
Полагает, что выданные ему вышеуказанные документы обладают доказательной силой официальных документов на территории Российской Федерации. Ему не требуется повторное освидетельствование. Он на момент освидетельствования экспертным советом в Узбекистане в 1997 году имел заболевание, аналогичное поименованным в российском Перечне от 23 марта 1993 года ( ***). Поэтому в силу положений пункта 2 части 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 относится к категории лиц, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, и выданные ему в (адрес) документы имеют на территории Российской Федерации такую же юридическую силу в части установления группы инвалидности и причинной связи инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, как и соответствующие заключения, выдаваемые Российскими межведомственными экспертными советами и бюро МСЭ.
В связи с тем, что группа инвалидности и причинная связь для него установлены бессрочно, ему не требуется повторное освидетельствование, и он имеет право на получение льгот и выплат, предусмотренных для категории лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1.
В силу статьи 49 названного Закона РФ в редакции, действовавшей на момент переселения истца в Российскую Федерацию, граждане, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участники ликвидации ее последствий, переселившиеся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, пользуются всеми компенсациями и льготами, предусмотренными настоящим Законом, независимо от того, являются ли они ее гражданами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
11 мая 2015 года он обратился к ответчику с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1, на которое получен ответ об отказе в назначении выплаты по представленным документам, выданным в республике (адрес), так как он не признан инвалидом в порядке, установленном законодательством РФ.
Отказ полагает неправомерным.
Просил суд обязать ответчика выплачивать ему ежемесячную денежную выплату как инвалиду 2 группы, относящемуся к категории лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", со дня обращения за указанной выплатой - с 11 мая 2015 года.
Определением суда от 15 июля 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Санкт-Петербургский межведомственный экспертный совет.
Решением Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 31 августа 2015 года иск Б. О.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Переволоцком районе Оренбургской области о взыскании ежемесячной денежной выплаты оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Б. О.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Истец Б. О.В., представитель третьего лица ФГУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России Санкт-Петербургский региональный межведомственный экспертный совет о месте и времени рассмотрения дела, извещённые надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
Пунктом 15 ч. 1 ст. 14 Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется, в том числе ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей.
В силу ч. 7 ст. 24 Закона установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы; порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.
Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения) (ст. 3).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истец принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 09 сентября 1986 года по 12 ноября 1986 года в составе Управления строительства N 605.
Заключением республиканского экспертного совета Министерства здравоохранения (адрес) по выявлению заболеваний, связанных с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС от 02 декабря 1997 года установлено, что основные заболевания Б. О.В. признаны связанными с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно справке ВТЭК от 16 ноября 1998 года Министерства социального обеспечения (адрес) Б. О.В. установлена вторая группа инвалидности постоянно, по причине участие в аварии на Чернобыльской АЭС.
Истцу 10 февраля 1999 года в (адрес) выдано удостоверение участника ликвидации ЧАЭС, инвалида 2 группы.
Б. О.В. приобретено гражданство *** на основании заключения УВД Оренбургской области от (дата).
Из справок Оренбургского бюро МСЭ следует, что с (дата) Б. О.В. повторно установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, с (дата) третья группа инвалидности по общему заболеванию.
В решении Санкт-Петербургского межведомственного экспертного совета N от (дата) указано, что общее заболевание Б. О.В. с выполнением работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС не связано. Данное решение истцом не обжаловалось.
Истец 11 мая 2015 года обратился к ответчику с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В ответе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Переволоцком районе Оренбургской области от (дата) N указано, что назначить выплату ежемесячной денежной компенсации по представленной справке МСЭ от (дата) нет оснований.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суда первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для получения истцом денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие непредставления Б. О.В. документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда, и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Суд правильно установилюридически значимые по делу обстоятельства, применил нормы права, представленные доказательства оценены судом надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции,
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцу группа инвалидности и причинная связь установлены бессрочно, в связи с этим истцу не требуется повторного освидетельствования, и он имеет право на получение льгот и выплат, не состоятельны, так как республиканский экспертный совет Министерства здравоохранения (адрес) не входит в число межведомственных экспертных советов, уполномоченных Российской Федерацией на выдачу экспертных заключений, в соответствии с которыми впоследствии Российской Федерацией возмещается вред здоровью.
Заключением Оренбургского бюро МСЭ и решением Санкт - Петербургского межведомственного экспертного совета причинно - следственная связь между имеющимся у истца заболеванием и выполнением работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС не установлена.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы истца о том, что суд безосновательно не применил нормы статьи 3 Закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Минской конвенции от 22 января 1993 г. "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" и соглашения "О взаимном признании прав на возмещение вреда, причинённого работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей" от 09 сентября 1994 г., соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г. и не удовлетворил его требования.
Вышеназванные нормативно - правовые акты регулируют отношения по предоставлению государством компенсаций и льгот инвалидам, лицам, вред здоровью которым был причинён в период исполнения ими трудовых обязанностей, в области пенсионного обеспечения.
В данном случае компенсация причинённого вреда здоровью установлена специальным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающим обязанность заключения межведомственных экспертных советов и военно - врачебными комиссиями.
Данным законом не предусмотрена возможность установления причины инвалидности на основании заключений экспертных комиссий иных государств.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, являющихся основанием для отмены решения суда. Нормы материального и процессуального права судом применены правильно.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 31 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. О. О.В. без удовлетворения
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.