Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В.,
судей Морозовой Л.В., Сенякина И.И.,
при секретаре Бугарь Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Е. Л. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Оренбурге об установлении размера заработка и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Оренбурге на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 03 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Оренбурге Петренко А.Н., поддержавшей довод апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Е. Л.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, ссылаясь на то, что (дата) обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Оренбурге с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом заработка за период работы в ТПО " *** с апреля 1980 года по март 1985 года.
Решением ответчика от (дата) N было отказано в принятии для оценки пенсионных прав справки о заработной плате от (дата) N за период с апреля 1980 года по март 1985 года, выданной на имя Е. Л.В.
Основанием для отказа явилось то, что в представленной справке отсутствует угловой штамп; сумма заработка за январь 1983 года указана с исправлением; в примечании вместо Фонда социального страхования указано, что страховые взносы начислялись в Пенсионный фонд, у заявителя имеется ребенок, (дата) года рождения, сумма заработка с указанием дородового и после родового больничного листа не расшифрованы, сведения о предоставлении отпуска по уходу за ребенком не указаны. Считает данное решение незаконным и подлежащим отмене.
Просила суд признать незаконным решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Оренбурге от (дата) N об отказе в принятии для оценки пенсионных прав справки о заработной плате от (дата) N за период с апреля 1980 года по март 1985 года; обязать ответчика принять для оценки пенсионных прав справку о заработной плате от (дата) N за период с апреля 1980 года по март 1985 года, выданную ТПО *** на ее имя; обязать ответчика произвести перерасчет её пенсии с учетом справки о заработной плате от (дата) N за период с апреля 1980 года по март 1985 года, выданной ТПО " *** на имя Е. Л.В., со дня обращения - с (дата); взыскать судебные расходы в размере ***.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 03 сентября 2015 года исковые требования Е. Л. В. удовлетворены частично.
Суд постановил:признать решение начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге от (дата) N об отказе в принятии для оценки пенсионных прав справки о заработной плате от (дата) N за период с апреля 1980 года по март 1985 года незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге произвести перерасчет пенсии Е. Л. В. с учетом справки о заработке N от (дата) с даты назначения пенсии - с 16 июля 2015 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге в пользу Е. Л. В. судебные издержки в виде расходов на оплату государственной пошлины в сумме *** и расходов на оплату юридических услуг в сумме ***.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд неправильно определилюридически значимые обстоятельства и применил нормы материального права.
Истец Е. Л.В. о месте и времени рассмотрения дела, извещённая надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явилась, не ходатайствовала об отложении рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно п. 6 ст. 21 закона перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу пп. б п. 7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному на основании Приказа министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н, для подтверждения дополнительных условий назначени...
Согласно пп.3,4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для оценки пенсионных прав учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Как следует из содержания п. 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ N 16/19па от 27 февраля 2002 года, среднемесячный заработок застрахованного лица может подтверждаться следующими документами: выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются также расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органами, с участием которых были заключены договоры о работе лиц у отдельных граждан, с указанием заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации, занятых на государственных предприятиях и в организациях бытового обслуживания населения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, истец с 03 марта 1980 года принята на должность нормировщицы технологического цеха в Объединение ***"; 02 апреля 1991 года переведена на время декретного отпуска на должность бухгалтера; 10 сентября 1994 года принята на должность бухгалтера; 22 июля 1997 года уволена по собственному желанию.
В соответствии со справкой N от (дата), выданной ТПО ***", Е. Л.В. на постоянной основе осуществляла свою трудовую деятельность с 03 марта 1980 года по 12 августа 1992 года в ТПО ***. Общая сумма заработка истца за период с апреля 1980 года по март 1985 года составила ***. Страховые взносы в Пенсионный фонд начислялись. В качестве основания выдачи справки указаны расчетно-платежные ведомости.
Из архивной справки N от (дата) следует, что ОАО ***", являющееся правопреемником ТПО *** решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22 декабря 1998 года признано банкротом.
Е. Л.В. с 16 июля 2015 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Однако размер пенсии истца был определен ответчиком без учета заработка за период работы с апреля 1980 года по март 1985 года в вышеуказанной организации в связи с тем, что Е. Л.В. было отказано в принятии в целях оценки пенсионных прав представленной справки о заработной плате от (дата) N, так как на ней отсутствует угловой штамп; сумма заработка за январь 1983 года указана с исправлением; в примечании вместо Фонда социального страхования указано, что страховые взносы начислялись в Пенсионный фонд; у заявителя имеется ребенок, (дата) года рождения, сумма заработка с указанием дородового и после родового больничного листа не расшифрованы, сведения о предоставлении отпуска по уходу за ребенком не указаны.
Частично удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции верно исходил из того, что ответчик необоснованно отказал в принятии справки, подтверждающей размер заработка за указанный период, так как ненадлежащее исполнение работодателем своих обязанностей не может являться основанием для ущемления пенсионных прав истца.
Поскольку трудовая пенсия Е. Л.В. была назначена без учёта среднего заработка истицы за период с апреля 1980 г. по март 1985 г. ввиду необоснованного отказа Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Оренбурге в принятии справки, подтверждающей размер этого заработка за указанный период, на ответчика необходимо возложить обязанность произвести перерасчёт пенсии истицы.
Разрешая требования истца о возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет размера пенсии с учетом справки, подтверждающей размер заработка за период с апреля 1980 г. по март 1985 г., суд первой инстанции правильно определилдату, с которой следует произвести перерасчет пенсии - 16 июля 2015 года, поскольку с указанной даты истец достигла возраста 55 лет, и у неё на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возникло право на пенсию.
Судебная коллегия с данными выводами соглашается. Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам. Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно.
Доводы жалобы о том, что справка от (дата) заверена печатью Российского торгово-производственного объединения *** Министерства рыбного хозяйства СССР, однако СССР распался в августе 1991 года и страна имела название РСФСР, а затем Российская Федерация, направлен на переоценку собранных по делу доказательств и не может являться основанием для отмены решения, так как оценка доказательств, собранных по делу, является прерогативой суда.
Иные доводы жалобы были предметом исследования суда первой инстанции. Суд им дал надлежащую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
Таким образом оснований для отмены решения суда по доводам жалоб не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 03 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда в РФ (государственное учреждение) в г. Оренбурге без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.