Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Федотовой Л.Б.,
судей Кудряшова В.К., Хакимовой О.В.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
с участием прокурора Стиплина И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федотовой Л.Б. апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ермолаевой О.А. на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 16 ноября 2015 года по делу по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Ермолаевой О.А. к администрации муниципального образования г. Бузулук Оренбургской области о признании нормативных актов недействующими,
УСТАНОВИЛА:
ИП Ермолаева О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что постановлением администрации г. Бузулука от 21.08.2015 г. N1802-П "Об определении границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" определены границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории г. Бузулука. Постановлением администрации г. Бузулука от 21.08.2015 г. N1803-П утверждены "Схемы границ прилегающих территорий". Указанные постановления являются нормативными правовыми актами, вступили в законную силу после официального опубликования на правовом Интернет портале Бузулука "Бузулук-Право. РФ".
Приложением N2 к постановлению N1802-П определен способ расчета расстояний от объектов (организаций) до границ прилегающим к ним территорий: для объектов (организаций), имеющих обособленную территорию - от входа на обособленную территорию объектов (организаций) и далее по всему периметру как равноудаленное расстояние до входа посетителей в объект торговли; для объектов (организаций), не имеющих обособленной территории - от входа для посетителей в здание, строение, сооружение далее по всему периметру здания как равноудаленное расстояние до входа посетителей в объект торговли.
На схемах границ не указаны входы в объекты (организации), как имеющие, так и не имеющие обособленную территорию, входы в торговые объекты.
Постановление N1802-П в части приложения N2 и постановление N1803-П противоречат требованиям Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 г. N1425 "Об определении органом местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции".
ИП Ермолаевой О.А. осуществляется предпринимательская деятельность по оказанию услуг питания в баре " ***", расположенным по адресу: (адрес), в здании клуба " ***".
Применение оспариваемых нормативных актов определяет, что торговый объект-бар " ***" находится в пределах границ прилегающей территории, на которой запрещена розничная продажа алкогольной продукции по отношению к МОБУ г. Бузулука СОШ N полного дня, расположенной по адресу: (адрес), что подтверждается схемой прилегающей к школе территории (лист ***) и исключает возможность реализации алкогольной продукции в баре " ***".
Ссылаясь на изложенное, административный истец просил суд признать постановление администрации г. Бузулука "Об определении границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории города" N1802-П от 21 августа 2015 года (в части приложения N2) и постановление администрации г. Бузулука "Об утверждении схем границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории города" N1803-П от 21 августа 2015 года недействующими (как противоречащие закону).
Решением от 16.11.2015 г. было отказано в удовлетворении заявленных требований.
С таким решением не согласилась ИП Ермолаева О.А., которая в апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены о его дате, времени и месте надлежащим образом.
Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав судью-докладчика, заключение прокурора Стиплина И.В., пояснения представителя административного истца Степаненко С.В., действующего по ордеру, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1).
Пунктом 7 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания; на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1425 (далее - Постановление) утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что территория, прилегающая к организациям и объектам, указанным в пункте 2 Правил (к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта; к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; к объектам военного назначения) (далее - прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) указанные объекты (далее - дополнительная территория).
Понятие "обособленная территория" содержится в подпункте "б" пункта 3 Правил, определяющем, что это территория, границы которой обозначены ограждением (объектами искусственного происхождения), прилегающая к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) указанные выше объекты.
Пункт 5 Правил устанавливает, как определяется дополнительная территория: а) при наличии обособленной территории - от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект; б) при отсутствии обособленной территории - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) указанные выше объекты, до входа для посетителей в стационарный торговый объект.
Согласно пункту 6 Правил максимальное значение расстояния от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов и аэропортов, от мест массового скопления граждан, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, от мест нахождения источников повышенной опасности, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, от объектов военного назначения до границ прилегающих территорий, определяемых органом местного самоуправления, не может превышать минимальное значение указанного расстояния в муниципальном образовании более чем на 30 процентов (абзацы первый - девятый). Границы прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе определять органы местного самоуправления дифференцированно (абзац десятый).
Органом местного самоуправления также определяется способ расчета расстояния от указанных выше организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий (пункт 7 Правил).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 21.08.2015 г. администрацией г. Бузулука принято постановление N 1802-П "Об определении границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории г. Бузулука" и постановление N 1803-П "Об утверждении схем границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции". Постановления устанавливают правовые нормы (правила поведения) для неопределенного круга лиц в части регулирования вопроса, связанного с розничной продажей алкогольной продукции. Действие оспариваемых постановлений рассчитано на неоднократное применение.
В п.п. 2.4 пункта 2 постановления администрации г.Бузулука "Об определении границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории г.Бузулука" установлено, что минимальное расстояние от образовательных организаций до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции составляет 27 метров.
В приложении N1 к постановлению N 1802-П от 21.08.2015 г. установлен перечень организаций и (или) объектов, на прилегающих территориях которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории г. Бузулука.
Максимальное значение расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в приложении N1 к настоящему постановлению, до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции не может превышать установленное в п.2 настоящего постановления минимальное значение расстояние более чем на 30%.
Согласно приложению N2 к постановлению N 1802-П от 21.08.2015 г. способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, определяется по прямой с использованием электронной цифровой карты Генерального плана г. Бузулука, сведений государственного кадастра недвижимости: для детских, медицинских, образовательных организации и организаций дополнительного образования при наличии обособленной территории - максимальное значение расстояния устанавливается равным минимальному (в соответствии с п.2 постановления) плюс 30 % от входа на обособленную территорию объектов и организации и далее по всему ее периметру как равноудаленное расстояние до входа для посетителей в объект торговли или общественного питания; при отсутствии обособленной территории - максимальное значение расстояния устанавливается равным минимальному (в соответствии с п.2 постановления) плюс 30 % от входа для посетителей в здание, в котором расположен объект организации и далее по всему ее периметру как равноудаленное расстояние до входа для посетителей в объект торговли или общественного питания.
Постановлением администрации г. Бузулука N1803-П от 21.08.2015 г. "Об утверждении схем границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории города" утверждены схемы границ прилегающих к организациям и (или) объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории г Бузулука.
В приложении к постановлению на листе *** утверждена схема границ прилегающей территории к МОБУ г. Бузулука " ***", из которой следует, что расстояние, на котором не допускается розничная продажа алкогольной продукции от границы обособленной территории (по периметру) составляет 35,10 метров.
Таким образом, из приложения N2 к постановлению администрации г. Бузулука от 21.08.2015 г. N1802 с учетом схем границ прилегающей территории (Приложение к постановлению N1803-П) следует, что способ расчета расстояния органом местного самоуправления определяется по прямой, точками отсчета являются: вход на обособленную территорию социально значимого объекта (школы) по всему периметру.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что ни Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", ни Правила N 1425 не содержат методики и способа расчета расстояний от организаций и (или) объектов, указанных в п. 2 Правил, до границ прилегающих территорий, определяемых органом местного самоуправления. При этом федеральный законодатель именно органам местного самоуправления предоставил право самостоятельно определять способы расчета расстояний от объектов, указанных в п. 2 Правил N 1425, до границ прилегающих территорий, не ограничивая их в выборе способов расчета (п. 7 Правил). Следовательно, полномочия органа местного самоуправления на принятие данных нормативных актов соблюдены.
Кроме того, суд пришел к выводу, что избранный органом местного самоуправления способ расчета расстояния "по прямой" и "от входа на обособленную территорию и далее по всему ее периметру как равноудаленное расстояние до входа для посетителей в объект торговли или общественного питания", не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав субъектов экономической деятельности, осуществляющих реализацию алкогольной продукции.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.
Из анализа вышеприведенных положений закона следует, что федеральный законодатель прямо указал на право органа местного самоуправления самостоятельно определять границы прилегающих территорий, на которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции и не ограничил его в выборе расчета расстояния от социальных объектов до границ прилегающих территорий, не установив каких - либо иных требований к определению границ прилегающих территорий, в том числе требований обозначить на схеме входы на прилегающую территорию.
В связи с этим оспариваемые постановления соответствуют закону, приняты надлежащим органом и в пределах наделенной компетенции, не нарушают каких - либо прав и законных интересов административного истца. Основания для удовлетворения заявления административного истца у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы о неверном выборе способа расчета расстояния до границ прилегающих территорий сводятся к неверному толкованию норм материального права.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, также не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для принятия судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 16 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ермолаевой О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.