Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Федотовой Л.Б.,
судей Кудряшова В.К., Хакимовой О.В.,
с участием прокурора Стпилина И.В.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федотовой Л.Б. апелляционную жалобу Кожевникова В.Г. на решение Илекского районного суда Оренбургской области от 18 февраля 2015 года по делу по административному исковому заявлению Кожевникова В.Г. к территориальной избирательной комиссии Илекского района Оренбургской области о признании незаконными решения и действия в части назначения дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области и о возложении обязанности отменить решение от 12 января 2016 года N 02/06 - 4 "О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области третьего созыва", которым отказано в удовлетворении требований,
установила:
Кожевников В.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконными решения территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Илекский район Оренбургской области" от 12 января 2016 г. N 02/06 - 4 "О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области третьего созыва", указывая, что оно принято с нарушением требований избирательного законодательства, оспаривая и действия в части назначения на 13 марта 2016 года дополнительных выборов. Просил обязать административного ответчика отменить вышеуказанное решение.
Илекским районным судом Оренбургской области постановлено решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Кожевников В.Г., ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В судебное заседание не явились стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, по не известной суду причине.
Судебной коллегией вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора Стиплина И.В., полагавшего необходимым решение оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с решением суда первой инстанции.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что по результатам состоявшихся 13 сентября 2015 года выборов сформирован представительный орган Нижнеозернинского сельсовета Илекского района Оренбургской области - Совет депутатов Нижнеозернинского сельсовета (далее - Совет депутатов, представительный орган) в составе 11 депутатов.
2 октября 2015 года пунктом 2 решения Совета депутатов МО "Нижнеозернинский сельсовет" административный истец Кожевников В.Г. был лишен статуса депутата МО "Нижнеозернинский сельсовет".
В Совет депутатов МО "Нижнеозернинский сельсовет" поступили заявления от депутатов Миронова А.Н., Мустаева Ш.Н., Пятина В.М., Советкина С.В. о досрочном сложении депутатских полномочий.
21 декабря 2015 г. Советом депутатов МО Нижнеозернинский сельсовет приняты решения о досрочном сложении полномочий указанными выше депутатами.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Устава муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области от 26 мая 2015 года N 186, Совет депутатов сельсовета состоит из 11 депутатов, избираемых населением муниципального образования на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
В соответствии ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Решением территориальной избирательной комиссии Илекского района Оренбургской области от 12 января 2016 года N 02/06 - 4 на 13 марта 2016 года назначено проведение дополнительных выборов пяти депутатов, сроки осуществления избирательных действий сокращены на одну треть. Указанный документ официально опубликован в районной газете "Урал" 15 января 2016 года, N 2.
Частью 2 ст. 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" определено, что муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), выборы органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо (п. 1 ст. 10).
Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в этом пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (п. 7 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования (п. 8 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть (п. 8 ст. 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном п. 8 ст. 71 названного Федерального закона, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов (п. 9 ст. 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года (п. 10 ст. 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с п. 10 данной статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные п. 4 ст. 10 указанного Федерального закона (п. 12 ст. 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Проанализировав приведенные положения действующего законодательства, суд первой инстанции исходил из того, что Совет депутатов Нижнеозернинского сельсовета находится в неправомочном составе: 6 человек от установленной Уставом численности - 11 человек, что составляет менее двух третей численности, и обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом с соблюдением требований избирательного законодательства.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда о неправомочности Совета депутатов Нижнеозернинский сельсовет на момент принятия оспариваемого решения, поскольку исходя из вышеприведенных положений Устава и закона, Совет депутатов Нижнеозернинского сельсовета правомочен при наличии в его составе 7 депутатов.
Следовательно, территориальная избирательная комиссия Илекского района Оренбургской области, на которую постановлением избирательной комиссии Оренбургской области N 9/654 - 5 от 17 января 2014 года возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области, приняла оспариваемое решение в соответствии с п.8 ст.71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и п.7 ст.7 Закона Оренбургской области от 5 ноября 2009 года N 3209/719 - IV - ОЗ в установленные законом сроки.
В связи с изложенным являются несостоятельными ссылки в апелляционной жалобе на неправомерность оспариваемого акта.
Нельзя согласиться и с утверждением административного истца о том, что решение Совета депутатов Нижнеозернинского сельсовета от 21 декабря 2015 года о прекращении депутатских полномочий Миронова А.Н., Мустаева Ш.Н., Пятина В.М., Советкина С.В. является недействительным, поскольку оно в установленном законе не оспорено и является действующим.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое решение было принято неуполномоченным органом, поскольку отсутствовало судебное постановление, вступившее в законную силу, о неправомочности Совета депутатов Нижнеозернинский сельсовет, несостоятелен, поскольку в этом случае в соответствии с п. 8 ч. 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ назначаются дополнительные, а не досрочные выборы.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не было проведено предварительное судебное заседание, на законность принятого решения не влияет, поскольку в силу ст. 138 КАС РФ проведение предварительного судебного заседания не является обязательным. При этом, Судебная коллегия с учетом сроков рассмотрения дел о защите избирательных прав граждан полагает, что Кожевников В.Г. имел достаточное время для ознакомления с представленными избирательной комиссией документами и воспользоваться услугами представителя.
Другие доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку выводов суда чем-либо не опровергают, не содержат конкретные ссылки на нарушения судом норм материального и процессуального права, которые привели к вынесению неправильного решения, подлежащего отмене.
При таких обстоятельствах предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
решение Илекского районного суда Оренбургской области от 18 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кожевникова В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.