Апелляционное определение СК по уголовным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 03 марта 2016 г. по делу N 22-105/2016
Судебная коллегия по уголовным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе: председательствующего Генералова А.В., судей Колесника А.В. и Магомадова А.А., при секретаре судебного заседания Галкине А.А., с участием военного прокурора отдела военной прокуратуры Черноморского флота "данные изъяты" Лисюка Р.С., защитников Иващенко А.А., Куренковой А.В. и Мирошниченко Д.Н. рассмотрела в судебном заседании уголовное дело по апелляционным жалобам защитников Легостова С.Ю., Галькевич Е.Д. и Железняк О.В. на приговор Севастопольского гарнизонного военного суда от 31 декабря 2015 г., в соответствии с которым военнослужащие войсковой части N
"данные изъяты" Кумаргалиев Максим Гимранович, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", несудимый, проходящий военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ.,
осужден по пп. "а" и "в" ч. 2 ст. 163 УК РФ к лишению свободы на срок 1 год 8 месяцев в исправительной колонии общего режима, без штрафа и без ограничения свободы;
"данные изъяты" Прусаков Александр Михайлович, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", несудимый, проходящий военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ.,
осужден по пп. "а" и "в" ч. 2 ст. 163 УК РФ к лишению свободы на срок 2 года в исправительной колонии общего режима, без штрафа и без ограничения свободы;
"данные изъяты" Фомин Николай Николаевич, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", несудимый, проходящий военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ.,
осужден по пп. "а" и "в" ч. 2 ст. 163 УК РФ к лишению свободы на срок 1 год 7 месяцев в исправительной колонии общего режима, без штрафа и без ограничения свободы.
Заслушав доклад судьи Магомадова А.А., выступления защитников Иващенко А.А., Куренковой А.В. и Мирошниченко Д.Н. в поддержку доводов апелляционных жалоб, а также возражения прокурора Лисюка Р.С., судебная коллегия
установила:
Кумаргалиев, Прусаков и Фомин признаны виновными в вымогательстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия.
Согласно приговору около 22 часов ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" Кумаргалиев, Прусаков и Фомин по предварительному сговору группой лиц, представившись гражданину ФИО1 сотрудниками ФСКН России, продемострировав при этом пистолет ПМ, потребовали в срок до ДД.ММ.ГГГГ передать им "данные изъяты"., угрожая в случае отказа применением насилия и привлечением к уголовной ответственности якобы за распространение наркотических средств.
Не получив в установленный срок вымогаемых денежных средств, в 16-м часу ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", в подтверждение реальности высказанных ранее угроз, рукой захватил ФИО1 сзади за шею, а затем с Прусаковым сопроводил потерпевшего к Кумаргалиеву, который установилпоследнему новый срок для передачи денег.
В схожих по содержанию апелляционных жалобах, защитники Легостов, Галькевич и Железняк, не оспаривая квалификацию совершенного преступления, считая приговор в отношении Кумаргалиева, Прусакова и Фомина несправедливым вследствие чрезмерной суровости назначенного наказания, просят его изменить, назначив осужденным условное наказание.
Утверждая о необходимости смягчения осужденным наказания, защитники указывают, что суд не в должной мере учел и принял во внимание обстоятельства, связанные с личностями осужденных Кумаргалиев, Прусаков и Фомин, которые преступление совершили впервые, ранее ни в чем предосудительном замечены не были, имеют постоянное место жительства, на учете у врачей нарколога и психиатра не состоят, проходят службу в подразделении специального назначения, где характеризуются с положительной стороны, выполняли служебно-боевые задачи, после совершения преступления в какой-либо противоправной деятельности замечены не были, что свидетельствует об осознании ими содеянного. Кроме того, осужденные раскаялись в содеянном, публично извинились перед потерпевшим, который к ним претензий не имеет.
Также в апелляционных жалобах указано, что Кумаргалиев полностью признал свою вину, а Прусаков воспитывался одной матерью, является ветераном боевых действий.
По мнению защитников, совершение осужденными преступления, предусмотренного пп. "а" и "в" ч. 2 ст. 163 УК РФ, свидетельствует о возможности применения к ним положений ст. 73 УК РФ, а назначенное им наказание в виде реального лишения свободы является крайне несправедливым.
Рассмотрев материалы уголовного дела, доводы апелляционных жалоб, заслушав выступления лиц, участвовавших в заседании суда апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к выводу о том, что приговор в отношении Кумаргалиева, Прусакова и Фомина является законным, обоснованным и справедливым, а апелляционные жалобы защитников - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из протокола судебного заседания, в ходе судебного разбирательства, в соответствии со ст. 15, 244, 274 УПК РФ, обеспечено равенство прав сторон, которым суд первой инстанции, сохраняя объективность и беспристрастие, создал необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела.
Все представленные сторонами доказательства исследованы судом, все заявленные участниками судебного разбирательства ходатайства разрешены в установленном законом порядке.
Судебной коллегией не установлено каких-либо данных, свидетельствующих об исследовании недопустимых доказательств, ошибочном исключении из разбирательства по делу допустимых доказательств или об отказе сторонам в исследовании доказательств, которые могли бы иметь существенное значение для правильного разрешения дела.
Вывод суда первой инстанции о виновности Кумаргалиева, Прусакова и Фомина в совершении вмененного им по приговору деяния соответствует фактическим обстоятельствам дела и подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств: показаниями осужденных, потерпевшего ФИО1, свидетелей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7, протоколами следственных действий и иными документами.
Указанные доказательства надлежащим образом исследованы и оценены судом в ходе судебного разбирательства, достаточно полно и правильно изложены в приговоре, сомнений в своей относимости, допустимости и достоверности не вызывают.
Каких-либо нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену либо изменение приговора, судом первой инстанции не допущено.
На основе приведенных доказательств суд первой инстанции, правильно установив фактические обстоятельства содеянного осужденными Кумаргалиевым, Прусаковым и Фоминым, верно квалифицировал их деяние, как преступление, предусмотренное пп. "а" и "в" ч. 2 ст. 163 УК РФ, что не оспаривается в апелляционных жалобах.
Вопреки доводам апелляционных жалоб об обратном, наказание Кумаргалиеву, Прусакову и Фомину назначено в соответствии с положениями уголовного закона, с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, личностей осужденных, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, ввиду чего является справедливым.
При назначении осужденным наказания судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что Кумаргалиев, Прусаков и Фомин впервые привлекаются к уголовной ответственности, ранее ни в чем предосудительном замечены не были, по военной службе характеризуются положительно, принесли свои извинения потерпевшему, а также то, что Прусаков воспитывался без отца, является ветераном боевых действий.
Именно с учетом приведенных обстоятельств суд счел возможным не назначать осужденным дополнительное наказание в виде штрафа, предусмотренное санкцией ч. 2 ст. 163 УК РФ.
При этом, довод апелляционной жалобы защитника Легостова о том, что осужденный Кумаргалиев полностью признал свою вину, противоречит материалам уголовного дела.
Что касается доводов апелляционных жалоб о том, что суд первой инстанции не принял во внимание такие обстоятельства, связанные с личностями осужденных, как наличие у Кумаргалиева, Прусакова и Фомина постоянного места жительства, факт прохождения ими службы в подразделении специального назначения и выполнения служебно-боевых задач, а также отсутствие к ним претензий со стороны потерпевшего, то судебная коллегия исходит из того, что при рассмотрении дела суду первой инстанции указанные обстоятельства были известны и учтены при назначении наказания.
Кроме того, отягчающими обстоятельствами суд обоснованно признал совершение Кумаргалиевым, Прусаковым и Фоминым вышеуказанного умышленного преступления как сотрудниками органа внутренних дел, с использованием оружия, поскольку являясь военнослужащими подразделения специального назначения ВВ МВД России, при совершении преступления осужденные находились в служебной командировке, то есть исполняли служебные обязанности, а Кумаргалиев при высказывании Прусаковым и Фоминым требований о передаче денег демонстрировал потерпевшему закрепленное за ним табельное оружие - пистолет Макарова.
Приняв во внимание вышеизложенные обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание осужденным, исходя из роли и степени участия каждого в совершении вмененного им преступления, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для изменения категории совершенного осужденными преступления на менее тяжкую в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ.
При этом действующим уголовным и уголовно-процессуальным законодательством не предусмотрена необходимость обоснования в приговоре неприменения судом при назначении осужденным наказания положений ст. 73 УК РФ.
При таких данных назначенное осужденным наказание отвечает требованиям ст. 6, 43, 60 УК РФ, п. 7 ч. 1 ст. 299 и п. 4 ст. 307 УПК РФ, а также целям наказания, оснований для отмены либо изменения приговора, о чем ставится вопрос в апелляционных жалобах, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 389 20, 389 28 и 389 33 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Приговор Севастопольского гарнизонного военного суда от 31 декабря 2015 г. в отношении Кумаргалиева Максима Гимрановича, Прусакова Александра Михайловича и Фомина Николая Николаевича оставить без изменения, а апелляционные жалобы защитников Легостова С.Ю., Галькевич Е.Д. и Железняк О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.