Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 02 марта 2016 г. по делу N 33а-262/2016
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Василенко И.И.,
судей
Коробенко Э.В. и Меркулова Д.В.,
при секретаре судебного заседания Смирнове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Скидан О.В. на решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 3 сентября 2015 г., которым удовлетворено административное исковое заявление проходившего военную службу по "данные изъяты" "данные изъяты" Сокола В.В. об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с досрочным увольнением истца с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Василенко И.И., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения административного истца Сокола В.В. и его представителя Крехова Д.И., возражавших против доводов жалобы, выступление военного прокурора отдела военной прокуратуры ЮВО "данные изъяты" Арефьева М.С., предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
в связи с предстоящим увольнением с военной службы по состоянию здоровья Сокол В.В., имеющий общую продолжительность военной службы более ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства в "адрес".
Приказами командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N N Сокол В.В. уволен с военной службы по указанному основанию, от ДД.ММ.ГГГГ N N - исключен из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ
Сокол В.В. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что жильем он не обеспечен, согласие на увольнение с военной службы до обеспечения жилым помещением не давал. В связи с этим он просил признать названные приказы незаконными, обязать командира войсковой части N их отменить, восстановив на военной службе и обеспечив денежным довольствием, недополученным за период необоснованного увольнения.
Гарнизонным военным судом требования Сокола В.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы указывает, что Сокол В.В. не обращался с просьбой о признании его нуждающимся в жилье по месту прохождения военной службы.
С заявлением о признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства он обратился в ФГКУ " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения) непосредственно в процессе увольнения с военной службы. Изложенное свидетельствует о том, что в период прохождения военной службы Сокол В.В. не нуждался в обеспечении жилым помещением по месту ее прохождения и на момент увольнения с военной службы он был обеспечен жильем по установленным нормам. Поэтому, приводя анализ ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", представитель должностного лица делает вывод, что препятствий для увольнения Сокола В.В. с военной службы не имелось. Кроме того, по мнению автора жалобы, п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы допускает возможность увольнения военнослужащих с военной службы при желании их получить жилые помещения не по месту прохождения военной службы, которыми они будут обеспечены в последующем. Данная норма не противоречит абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В силу п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
Следовательно, для отдельных категорий военнослужащих установлены дополнительные гарантии, в соответствии с которыми они могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья лишь при согласии с таким порядком увольнения. Вопрос, связанный с обеспечением военнослужащего жилым помещением, вопреки доводам жалобы, должен быть разрешен до увольнения его с военной службы. При этом в соответствии с п. 5 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление о признании нуждающимся в жилом помещении и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов.
Согласно материалам дела Сокол В.В., проходивший военную службу в войсковой части N ( "адрес"), по адресу которой был зарегистрирован, первый контракт заключил после ДД.ММ.ГГГГ Общая продолжительность его военной службы составляет более ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ заключением военно-врачебной комиссии хирургического профиля ФГКУ "ГВКГ имени Н.Н. Бурденко" Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, Сокол В.В. признан ограниченно годным к военной службе.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился к командованию с рапортом об увольнении с военной службы по состоянию здоровья, в котором просил не увольнять его до обеспечения жильем.
В ходе проведенных ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с Соколом В.В. бесед он указал, что жильем, в том числе служебным, не обеспечен и также просил не увольнять его с военной службы до обеспечения его жилым помещением. То обстоятельство, что Сокол В.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не обеспечивался служебным жилым помещением, подтверждается справкой командира войсковой части N, представленной по запросу суда апелляционной инстанции.
В ДД.ММ.ГГГГ начальник отделения ( "адрес") управления жилищного обеспечения в ответе на запрос командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ сообщил о том, что Сокол В.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства. Это заявление и приложенные к нему документы направлены в управление жилищного обеспечения.
Согласно копии учетного дела Сокола В.В., представленного в суд апелляционной инстанции из управления жилищного обеспечения, он действительно ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о признании его нуждающимся в жилье. Местом постоянного жительства после увольнения с военной службы он избрал "адрес".
На запрос из управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ о недостаче документов, необходимых для принятия его на жилищный учет, Сокол В.В. посредством электронной почты сообщил о том, что все документы им были представлены в отделение ( "адрес") этого управления, где некоторые из них были утрачены. В подтверждение этого он направил фотокопию соответствующей описи документов, которую он прикладывал к заявлению. Акт о недостаче документов, приложенных к заявлению Сокола В.В. в соответствии с описью, в его учетном деле отсутствует. В последующем ДД.ММ.ГГГГ он повторно сдал требуемые документы непосредственно в управление жилищного обеспечения.
Однако лишь ДД.ММ.ГГГГ решением заместителя начальника управления жилищного обеспечения N N истец с ДД.ММ.ГГГГ был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства в "адрес"
Таким образом, не имеющий жилья Сокол В.В. согласия на увольнение без обеспечения жильем не давал, с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, совпадающему с местом прохождения военной службы, обратился в сроки, обеспечивающие возможность принятия его на жилищный учет до увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части, принят на указанный учет с ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, действия командира войсковой части N, связанные с увольнением истца с военной службы до обеспечения жильем, являлись незаконными.
Поэтому суд пришел к правильному выводу о необходимости возложения на административного ответчика обязанности отменить приказы от ДД.ММ.ГГГГ N N об увольнении истца с военной службы и от ДД.ММ.ГГГГ N N об исключении его из списков личного состава.
Вопреки доводам жалобы, п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы не допускает возможность увольнения до обеспечения жильем военнослужащих той категории, к которой относится Сокол В.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 3 сентября 2015 г. по административному исковому заявлению Сокола В.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.