Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего И.А. Кулаковой,
судей Н.Н. Демьяновой, О.Н. Зиновьевой,
при секретаре О.В. Удаловой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Костроме и Костромскому району Костромской области на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 октября 2015 года по иску Петропавловской ФИО10 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Костроме и Костромскому району Костромской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, и назначении пенсии.
Заслушав доклад судьи Н.Н. Демьяновой, выслушав объяснения ФИО11. Петропавловской, возражавшей относительно удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО12 Петропавловская обратилась в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Костроме и Костромскому району Костромской области. С учётом уточнения требований в ходе судебного разбирательства просила обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж в календарном исчислении периоды работы в должности медицинской сестры здравпункта, медицинской сестры оздоровительного центра в АОЗТ "Звольма" (ОАО "Льнообъединение им. И.Д. Зворыкина") с 02.12.1992 года по 17.10.1997 года, с 20.10.1997 года по 15.05.2006 года, с 06.09.2006 года по 24.12.2006 года, период нахождения на курсах повышения квалификации с 14.10.2009 года по 29.10.2009 года, в льготном исчислении как один год работы за один год шесть месяцев работы периоды работы в должности медицинской сестры палатной хирургического отделения Костромской 2-й городской больницы с 11.07.1984 года по 31.12.1987 года, с 01.03.1988 года по 30.09.1991 года, с 06.10.1991 года по 14.10.1991 года, в том числе периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 01.10.1985 года по 04.02.1986 года, с 01.06.1989 года по 03.10.1989 года, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет с 05.02.1986 года по 12.06.1987 года, с 04.10.1989 года по 17.02.1991 года, назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 19.03.2015 года.
Требования обосновала тем, что в марте 2015 года она, имея продолжительность специального трудового стажа в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения более 30 лет, обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии. Однако решением комиссии ответчика от 09 апреля 2015 года в назначении досрочной пенсии ей было отказано. Такой отказ ответчика считала незаконным, нарушающим её право на льготное пенсионное обеспечение.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОГБУЗ "Окружная больница Костромского округа N 1".
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 28 октября 2015 года исковые требования ФИО13 Петропавловской удовлетворены.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Костроме и Костромскому району Костромской области возложена обязанность включить ФИО14 Петропавловской в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, в календарном исчислении следующие периоды:
- периоды работы в должности медицинской сестры здравпункта, медицинской сестры оздоровительного центра в АОЗТ "Звольма" (ОАО "Льнообъединение им. И.Д. Зворыкина") с 02.12.1992 года по 17.10.1997 года, с 20.10.1997 года по 15.05.2006 года, с 06.09.2006 года по 24.12.2006 года;
- нахождения на курсах повышения квалификации с 14.10.2009 года по 29.10.2009 года;
в льготном исчислении как один год работы за один год шесть месяцев следующие периоды:
- в должности медицинской сестры палатной хирургического отделения Костромской 2-й городской больницы с 11.07.1984 года по 31.12.1987 года, с 01.03.1988 года по 30.09.1991 года, с 06.10.1991 года по 14.10.1991 года, в том числе периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 01.10.1985 года по 04.02.1986 года, с 01.06.1989 года по 03.10.1989 года, нахождения в отпусках по уходу за ребенком до 1,5 лет с 05.02.1986 года по 12.06.1987 года, с 04.10.1989 года по 17.02.1991 года.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Костроме и Костромскому району Костромской области возложена обязанность назначить ФИО15 Петропавловской досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 19.03.2015 года.
В апелляционной жалобе начальник Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Костроме и Костромскому району Костромской области ФИО16 Степанова просит решение суда в части включения в стаж периодов работы в должности медицинской сестры здравпункта, медицинской сестры, и.о. заведующего оздоровительного центра в АОЗТ "Звольма" (ОАО "Льнообъединение им. И.Д. Зворыкина) с 02.12.1992 года по 17.10.1997 года, с 20.10.1997 года по 08.08.2006 года и с 06.09.2006 года по 24.12.2006 года отменить, принять по делу в этой части новое решение.
Указывает, что в обжалуемой части судебное решение является необоснованным, противоречит нормам материального права. Наименование учреждений и структурных подразделений как "здравпункт" и "оздоровительный центр" соответствующими Списком и Правилами, утверждёнными постановлением Правительством Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, не предусмотрено. Считает, что судом не учтены разъяснения, содержащиеся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12. 2012 года N 30, неверно истолкована позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Определении от 23.09.2012 года N 1183-О-О. Отмечает, что доказательств осуществления врачебной деятельности во время работы в должности и.о. заведующего оздоровительным центром, истцом не представлено.
В настоящем судебном заседании ФИО17 Петропавловская с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила в её удовлетворении отказать.
Дело рассматривается в отсутствие представителей Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Костроме и Костромскому району Костромской области, ОГБУЗ "Окружная больница Костромского округа N 1", которые о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, об его отложении не ходатайствовали.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия основания для его отмены не усматривает.
По делу видно, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Костроме и Костромскому району Костромской области от 09.04. 2015 года ФИО18 Петропавловской было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по мотиву отсутствия требуемой законом продолжительности специального трудового стажа.
В частности, в специальный трудовой стаж ответчиком не были включены периоды работы истца в должности медицинской сестры здравпункта, медицинской сестры оздоровительного центра в АОЗТ "Звольма" (ОАО "Льнообъединение им. И.Д. Зворыкина") с 02.12.1992 года по 17.10.1997 года, с 20.10.1997 года по 15.05.2006 года, с 06.09.2006 года по 24.12.2006 года по тем основаниям, что такое наименование учреждений и структурных подразделений как "здравпункт", "оздоровительный центр" не предусмотрены соответствующим Списком должностей и учреждений, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10. 2002 года N 781, и пунктом 6 соответствующих Правил, индивидуальные сведения сданы без кода особых условий труда.
Разрешая требования ФИО19 Петропавловской о включении в специальный трудовой стаж вышеперечисленных периодов работы, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство позволяет включать в специальный стаж работу в качестве медицинской сестры в медицинских службах, являющихся структурными подразделениями не только учреждений, но и иных организаций. Суд указал, что здравпункт, в котором работала истец, являлся стационарным здравпунктом льнокомбината им. И.Д. Зворыкина, медицинские сёстры оказывали первую доврачебную медицинскую помощь, в дальнейшем здравпункт был преобразован в оздоровительный центр. С учётом изложенных обстоятельств суд пришёл к выводу об удовлетворении данных требований истца.
Судебная коллегия не находит оснований считать выводы суда ошибочными, а произведённую им оценку доказательств неправильной.
С 01.01. 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12. 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (за исключением частей 14 и 15 статьи 17, вступивших в силу с 01.01. 2016 года), статья 30 которого предусматривает сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (пункт 20 части 1).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3 и 4 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ).
В силу пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В пункте 15 примечания к ранее действующей Номенклатуре учреждений здравоохранения, утверждённой Приказом Минздрава России от 03.11. 1999 года N 395, указано, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
В соответствии с пунктом 1 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09. 1999 года N 1066, в трудовой стаж для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, а также во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.
В Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 17.12. 1959 года N 1397, также были предусмотрены здравпункты.
Кроме того, в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12. 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10. 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определённых структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Также разъяснено, что судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Следовательно, вывод суда о том, что работа в соответствующей должности в медицинских службах - структурных подразделениях не только учреждений, но и иных организаций, является правильным.
Вывод суда о том, что здравпункт, в котором истец работала в качестве медицинской сестры, являлся стационарным здравпунктом льнокомбината им. И.Д. Зворыкина, в дальнейшем имело место только его переименование в оздоровительный центр, ответчиком не оспорен.
Имеющиеся по делу письменные доказательства, оценка которых судом дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и отражена в мотивировочной части судебного решения, позволяют сделать вывод о правомерности требований ФИО20 Петропавловской о включении в специальный трудовой стаж периодов работы в должности медицинской сестры здравпункта, оздоровительного центра в АОЗТ "Звольма" (ОАО "Льнообъединение имени И.Д. Зворыкина").
При этом, вопреки утверждению ответчика в апелляционной жалобе, тождественность учреждений, в котором работала истец, с учреждениями, поименованными в Списке, судом не устанавливалась, подобного вывода в судебном решении не содержится.
Процессуальных нарушений, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, а также указанных в части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции при разрешении названных требований ФИО21 Петропавловской не допущено.
При этом доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда в части включения в специальный трудовой стаж истца периода работы в должности и.о. заведующей оздоровительным центром являются несостоятельными. Определением суда от 28 октября 2015 года принят отказ ФИО22 Петропавловской от указанной части требований, производство по делу в этой части прекращено, то есть названные требования по существу судом не разрешались.
Решение суда в остальной части ответчиком не обжалуется, предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
В соответствии с изложенным решение суда в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Костроме и Костромскому району Костромской области - без удовлетворения.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 28 октября 2015 года в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Костроме и Костромскому району Костромской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.