ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Быкова Е.А. Дело N 33а-792/2016 г.
Докладчик: Жукова Н.Н.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 марта 2016 года с
удебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Захарова Н.И.
судей Жуковой Н.Н. и Торговченковой О.В.
при секретаре Шабановой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело
по апелляционной жалобе административного истца Сафаралиева Д.А.о. на решение Левобережного районного суда г.Липецка от 11 января 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований Сафаралиева Д.А.о. об оспаривании решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию отказать.
Заслушав доклад судьи
Жуковой Н.Н. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец С афаралиев Д.А.о. обратилс в суд с иском к УФМС России по Липецкой области, в котором просил:
признать незаконным решение УФМС России по Липецкой области от 07.12.2015 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию ;
обязать У ФМС России по Липецкой области внести в информационные базы данных необходимые сведения об отмене решения от 07.12.2015 года.
В обоснование требований ссылалс на то, что 07.12.2015 УФМС России по Липецкой области в отношении гражданина республики Азербайджан С афаралиева Д.А.о. было выне сено заключение о закрытии въезда в РФ в течение трех лет до 07.12.2018 года на основании п.12 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 года "О порядке выезда из Росси и Федерации и въезда в Российскую Федерацию" N 114-ФЗ .
Сафаралиев Д.А.о. с читает, что данное решение нарушает его права на личную и семейную жизнь, поскольку на территории РФ у него проживает семья - жена Сафаралиева (Швецова) Т.В., двое несовершеннолетних детей - сыновья "данные изъяты", и "данные изъяты" Кроме того, Сафаралиев Д.А.о. является единственным кормильцем в семье, так как его супруга в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком.
Также административный истец указал, что на интересы национальной безопасности РФ не посягал, общественное спокойствие, права и свободы граждан не нарушал, преступлений не совершал.
В судебном заседании административный истец Сафаралиев Д.А.о., а также его представители Худяков Е.М. и Александрова Г.В. поддержали заявленные требования в полном объеме и просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика УФМС России по Липецкой области Баженова И.И. в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на то, что решение от 07.12.2015 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию на основании п.12 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 года "О порядке выезда из Росси и Федерации и въезда в Российскую Федерацию" N 114-ФЗ в отношении С афаралиев а Д.А.о. является законным , поскольку н а момент принятия данного решения он превысил срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток . Также указала, что на момент принятия решения от 07.12.2015 года истцом не была представлена информация о членах семьи гражданах РФ. Ho вые обстоятельства, а именно наличие в настоящее время брака с гражданкой РФ , установление отцовства в отношении детей граждан РФ могут учитыват ься в настоящее время, но из этого не следует незаконность действий миграционной служба на момент принятия обжалуемого решения от 07.12.2015 года. В связи с чем , просила суд отказать Сафаралиеву Д.А.о. в удовлетворении заявленных требований .
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе административный истец Сафаралиев Д.А.о. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, считая, что нарушены его права на личную и семейную жизнь .
Выслушав истца Сафаралиева Д.А.о. и его представителя Александрову Г.В., поддержавших доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ с рок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Согласно подпункту 12 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации превысили срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.12.2015 года УФМС России по Липецкой области в отношении гражданина республики Азербайджан С афаралиева Д.А.о. было выне сено заключение о закрытии въезда в РФ в течение трех лет до 07.12.2018 года на основании п.12 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 года "О порядке выезда из Росси и Федерации и въезда в Российскую Федерацию" N 114-ФЗ .
Оспаривая законность заключения УФМС России по Липецкой области от 07.12.2015 года о закрытии въезда в РФ, Сафаралиев Д.А.о. ссылался на то, что данное заключение нарушает его права на личную и семейную жизнь, поскольку на территории РФ у него проживает семья - жена Сафаралиева (Швецова) Т.В.-гражданка РФ, двое несовершеннолетних детей - сыновья "данные изъяты", и "данные изъяты".
Пр оверяя законн ость заключения УФМС России по Липецкой области от 07.12.2015 года о закрытии въезда в РФ, суд установил, что Сафаралиев Д.А. нарушил пункт 1 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ , превысил срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение периода в сто восемьдесят суток: въехал в РФ 13.07.2015 года , выехал из РФ 08.10.2015 года, снова въехал в РФ 08.10.2015 го да, по настоящее время находится на территории РФ .
Также суд установил, что 23.12.2015 года Сафаралиев Д.А.о. заключил брак с гражданкой РФ Швецовой Т.В. , что подтверждается свидетельств ом о заключении бр ака (л.д.5).
Согласно свидетельства м об установлении отцовства от 21.10.2015 года (л.д.6-7), а также свидетельствам о рождении от 21.10.2015 года (л.д.8-9) Сафаралиев Д.А.о. признан отцом детей Сафаралиев ой ( Швецовой ) Т.В.- "данные изъяты" "данные изъяты", а также "данные изъяты"
Разрешая заявленные требования и приходя к выводу о законности заключения УФМС России по Липецкой области от 07.12.2015 года о закрытии въезда в РФ , суд пришел к выводу о том, что у УФМС России по Липецкой области имелись основания для закрыти въезда в РФ в течение трех лет до 07.12.2018 года на основании п.12 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 года "О порядке выезда из Росси и Федерации и въезда в Российскую Федерацию" N 114-ФЗ , поскольку С афаралиев Д.А.о. превысил срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение периода в сто восемьдесят суток. В тоже время, не признавая обоснованными доводы истца о нарушении его прав на семейную жизнь, суд сослался на то, что брак истца с гражданкой РФ был заключен после вынесения оспариваемого решения, а свидетельства об установлении отцовства в отношении детей-граждан России истцом на момент вынесения решения в УФМС представлены не были.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку он сделан без учета всех обстоятельств, имеющих правовое значения для разрешения данного спора.
Европейский Суд по правам человека в своих решениях неоднократно отмечал, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
Исходя из разъяснений, содержащихся в определении Конституционного суда Российской Федерации от 12 мая 2006 г. N 155-О, право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое не гарантируется Конвенцией, однако высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции (Постановление от 18 февраля 1991 года по делу "Мустаким (Moustaquim) против Бельгии"). Ввиду того что решения Договаривающихся государств о депортации иностранцев могут препятствовать реализации права, защищаемого пунктом 1 статьи 8 Конвенции, данная мера должна быть необходимой в демократическом обществе, т.е. оправданной крайней необходимостью, и в особенности - соразмерной преследуемой цели.
Таким образом, баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений в данной ситуации должен складываться в пользу заявителя, поскольку в отсутствие установленных на то оснований недопустимо нарушение права на уважение семейной жизни, гарантированного пунктом 1 статьи 8 Конвенции.
Согласно свидетельства м об установлении отцовства от 21.10.2015 года (л.д.6-7), а также свидетельствам о рождении от 21.10.2015 года (л.д.8-9) Сафаралиев Д.А.о. является отцом детей Сафаралиев ой ( Швецовой ) Т.В.- "данные изъяты" "данные изъяты", а также "данные изъяты"
При направлении 16.10.2015 г. ОУФМС России по Липецкой области в Октябрьском округе г.Липецка материала в отношении Сафаралиева в УФМС России по Липецкой области отмечено, что при решении вопроса необходимо учесть тот факт, что гражданин Сафаралиев Д.А. имеет двух несовершеннолетних детей (л.д.51).
Также судом было установлено, что 23.12.2015 года Сафаралиев Д.А.о. заключил брак с гражданкой РФ Швецовой Т.В. , что подтверждается свидетельств ом о заключении бр ака (л.д.5).
Принимая во внимание положения ст. 9 Конвенции о правах ребенка, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также тот факт, что на момент принятия оспариваемого решения УФМС России по Липецкой области от 07.12.2015 года Сафаралиев Д.А.о. имел семейные связи с Сафаралиев ой ( Швецовой ) Т.В. , по состоянию на 21.10.2015 года был признан отцом детей Сафаралиев ой ( Швецовой ) Т.В.- "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты", что необходимо было установить УФМС России по Липецкой области , но не было установлено, судебная коллегия полагает, что решение УФМС России по Липецкой области от 07.12.2015 года о закрытии въезда в РФ хотя и принято уполномоченным органом государственной власти, в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством, нельзя признать законным, поскольку оно не учитывает приведенные выше положения статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не отвечает принципу соразмерности и вытекающим из него требованиям адекватности и пропорциональности используемых правовых средств.
Кроме того, заключение Сафаралиевым Д.А.о. брака с Швецовой Т.В. 23.12.2015 года также свидетельствует о том, что решением УФМС России по Липецкой области от 07.12.2015 года созданы препятствия для реализации прав и свобод Сафаралиева Д.А.о. на личную семейную жизнь, проживание со своими детьми, нуждающимися в его заботе и опеке и имеющими устойчивую связь с Российской Федерацией.
Исходя из вышеизложенного, решение суда первой инстанции надлежит отменить, постановив новое решение, которым признать незаконным решение УФМС России по Липецкой области от 07.12.2015 года о закрытии въезда в Российскую Федерацию гражданину Республики Азербайджан Сафаралиеву Д.А.о.
Требования об обязании УФМС внести данные в информационную базу не могут быть рассмотрены в качестве самостоятельных требований, поскольку являются последствием признания решения незаконным.
Руководствуясь статьями 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Левобережного районного суда г.Липецка от 11 января 2016 года отменить. Постановить новое решение, которым признать незаконным решение УФМС России по Липецкой области от 07.12.2015 года о закрытии въезда в Российскую Федерацию гражданину Республики Азербайджан Сарафалиеву Д.А.о. "данные изъяты"
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.