Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Наумова И.В.,
судей коллегии Атрошкиной В.Т., Зотиной Е.Г.,
при секретаре Васильевой В.Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Б. на решение Салехардского городского суда от 9 ноября 2015 года, которым постановлено:
Иск Б. к департаменту социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", признании права на присвоение звания, возложении обязанности по подготовке и направлению проекта распоряжения в правительство Ямало-Ненецкого автономного округа оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Атрошкиной В.Т., объяснения представителя ответчика С., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее -Департамент) о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", признании права на присвоение звания, возложении обязанности по подготовке и направлению проекта распоряжения в правительство Ямало-Ненецкого автономного округа.
В обоснование иска указывала, чтоДепартаментом социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа ей отказано в присвоении звания "Ветеран труда" и в выдаче удостоверения. Основанием для отказа явилось то, что почетная грамота Фонда социального страхования Российской Федерации, которой она была награждена в 2006 году не является ведомственной наградой. Полагала данный отказ незаконным.
В судебном заседании истец Б.,, извещенная надлежащим образом, участия не принимала. Ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, указывал на то, что Фонд социального страхования РФ не относится к органам государственной власти, и не является ведомственным органом.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Б. просит решение суда отменить. Не согласна с выводами суда о том, что почетная грамота Фонда социального страхования РФ не является ведомственной наградой. Приводит свой анализ норм права, подлежащих, по её мнению, применению. Указывает на ведомственный характер награды в виде почетной грамоты.
В возражениях на апелляционную жалобу директор Департамента ссылается на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Б. приказом председателя Фонда социального страхования Российской Федерации от 15 ноября 2006 года N 333-кр награждена почетной грамотой Фонда "За заслуги в обеспечении деятельности Фонда по управлению средствами государственного социального страхования Российской Федерации".
В июле 2015 года Департаментом отказано в присвоении Б. звания "Ветеран труда" в связи с тем, что почетная грамота Фонда социального страхования Российской Федерации не является ведомственной наградой и не предоставляет право на присвоение звания.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска, суд пришёл к правильному выводу о законности данного отказа ввиду отсутствия оснований для присвоения Б. звания "Ветеран труда".
Основания для присвоения звания "Ветеран труда" установлены в статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", пунктом 1 которой предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").
Постановлением Правительства ЯНАО от 15 ноября 2011 года N841-П утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.1. Положения звание "Ветеран труда" присваивается, в том числе гражданам Российской Федерации, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде, предусмотренными в приложении N 1 к настоящему Положению, и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Согласно разделу III приложения N1 к ведомственным знакам отличия в труде относятся почетные грамоты и благодарности, решение о награждении которыми принято руководителями федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов в соответствии с положениями о ведомственных наградах соответствующих органов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Фонд социального страхования Российской Федерации не входит в структуру органов исполнительной власти.
Пунктом 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 101, установлено, что Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации, и представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.
Ввиду того, что Фонд социального страхования Российской Федерации в силу приведенных нормативных положений не входит в структуру органов исполнительной власти Российской Федерации и не обладает полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия и награждению ими, вывод суда о том, что почетная грамота Фонда не является ведомственным знаком отличия в труде и не подлежит учету при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", правомерен.
Кроме того, сама Почетная грамота Фонда социального страхования Российской Федерации не включена в перечень государственных наград, установленный пунктом 2 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 сентября 2010 года N 1099, не входит в систему государственных наград, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 07 сентября 2010 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы РФ", ни в число почетных званий Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации", данная Почетная грамота не включена ни в один раздел о наградах, предусмотренных Общероссийским классификатором информации о населении ОК 018-95, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 31 июля 1995 N 412 (ранее действовавшим), ни Общероссийским классификатором информации о населении ОК 018-2014, введенных в действие с 01.07.2015 Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Доводы апелляционной жалобы истицы сводятся к ошибочному толкованию норм материального права и не опровергают выводы суда, в силу чего не могут повлечь отмену постановленного решения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда от 9 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судья /подпись/ В.Т. Атрошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.