Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Наумова И.В.,
судей коллегии: Реутовой Ю.В. и Зотиной Е.Г.,
при секретаре Васильевой В.Ч.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 октября 2015 года,
заслушав доклад судьи Суда ЯНАО Реутовой Ю.В., судебная коллегия
установила:
Б.1 обратился с иском к департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, в котором, с учетом последующих уточнений просил признать незаконными действия департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа об уменьшении размера социальной выплаты на приобретение жилого помещения за пределами округа, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, и выдаче государственного жилищного сертификата о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения без уменьшения размера предоставляемой социальной выплаты.
В обоснование иска указано, что на основании поданного истцом ДД.ММ.ГГГГ в Ноябрьский городской департамент по имуществу администрации г. Ноябрьска заявления о включении семьи в составе 2 человек, в том числе супруги Б.2, в состав участников Программы "Жилище" на 2011-2015 годы, истец был признан участником программы и включен согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ под N в утвержденный на ДД.ММ.ГГГГ сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов. ДД.ММ.ГГГГ истец получил государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории "адрес" на сумму "данные изъяты", рассчитанную на состав семьи два человека ( Б.1 и Б.2), исходя из норматива общей площади жилого помещения 42 кв.м., стоимости 1 кв.м. в размере "данные изъяты" и норматива предоставления социальной выплаты в размере 90 %. При этом общая сумма была уменьшена на полученную от реализации имеющегося у семьи жилья на сумму "данные изъяты" Истец полагает об отсутствии оснований для уменьшения размера социальной выплаты ввиду осуществления семьей Б. сделок по отчуждению жилых помещений до выражения волеизъявления на участие в Программе "Жилище" и признания в 2010 году истца ее участником. Указывал на недопустимость применения к спорным правоотношениям, возникшим до вступления в законную силу изменений в Федеральный Закон от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", при расчете социальной выплаты положений статьи 6 указанного Закона, действующего с 01 января 2012 года и предусматривающего основания для уменьшения размера социальной выплаты на сумму, полученную по договору об отчуждении жилого помещения либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной осуществляющей техническую инвентаризацию организацией.
В судебном заседании суда первой инстанции стороны участия не принимали.
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Ч., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N-Д, просит об отмене решения суда и принятии нового - об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы, аналогичные позиции, изложенной в письменных возражениях на исковое заявление. Не согласен с выводами суда о применении к спорным правоотношениям положений части 8 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, в части применения пятилетнего периода учета совершения гражданско-правовых сделок по отчуждению жилых помещений. Полагает, что при расчете размера жилищной субсидии необходимо учитывать все сделки, совершенные участниками подпрограммы по отчуждению жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности.
От истца Б.1 поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит оставить судебный акт без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили, в связи с чем, на основании статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия, находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, проверив законность и обоснованность принятого решения, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением комиссии по принятию на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ Б.1 с составом семьи два человека, в том числе супруга Б.2, поставлен по дате подачи заявления ( ДД.ММ.ГГГГ) на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Решением общественной жилищной комиссии при администрации г. Ноябрьска от ДД.ММ.ГГГГ Б.1 в составе семьи 2 человека включен на 2015 год в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
ДД.ММ.ГГГГ истцу выдан государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории "адрес" на сумму "данные изъяты", рассчитанную исходя из состава семьи два человека, норматива общей площади жилого помещения - 42 квадратных метра, стоимости 1 квадратного метра в размере "данные изъяты" и норматива предоставления социальной выплаты в размере 90 %, с уменьшением размера социальной выплаты на "данные изъяты" - денежных средств, полученных Б. по сделкам купли-продажи принадлежавших им ранее жилых помещений.
Так, истцом Б.1 и его супругой Б.2 произведено отчуждение следующих объектов недвижимости: - "адрес", стоимостью "данные изъяты" по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и 1/2 доли в праве собственности на квартиру N в "адрес", стоимостью "данные изъяты" на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из положений Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и принятых во исполнение данного Закона правил, а также с учетом положений действующего жилищного законодательства пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Так, Федеральный закон от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Согласно статье 5 указанного Закона, размер жилищных субсидий предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется в том числе, исходя из состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом, согласно статье 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. В случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
В соответствии с пунктом 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах а - ж пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте в пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет.
Согласно части 8 статьи 57 Жилищного кодекса РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Исходя из системного толкования вышеприведенных судом правовых норм, совершение гражданином гражданско-правовых сделок должно учитываться за период с момента постановки на учет как нуждающегося в мерах социальной поддержки, до предоставления жилищной субсидии.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку сделки по отчуждению семьей Б. жилых помещений и их регистрация произведены задолго до выражения ими своего волеизъявления на участие в Подпрограмме и выдаче сертификата, оснований для уменьшения размера жилищной субсидии на сумму, полученную по соответствующим договорам, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы по существу были предметом исследования в суде первой инстанции и обоснованно не приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья (подпись) Ю.В. Реутова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.