Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Мосиявич С.И.,
судей коллегии Домрачева И.Г. и Семейкиной С.А.,
при секретаре Васильевой В.Ч.,
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому АОна решение Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого АО от 5 сентября 2015 г., которым постановлено:
признать незаконным бездействие миграционного пункта УФМС России по ЯНАО в Красноселькупском районе в отношении Л., выразившееся в удержании и оставлении без регистрации и передачи в УФМС России по ЯНАО для разрешения по существу заявления о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы с прилагаемыми документами.
Обязать УФМС России по ЯНАО принять необходимые меры для получения квоты на Красноселькупский район и выдать Л. разрешение на временное проживание в Российской Федерации.
Взыскать с миграционного пункта УФМС России по ЯНАО в Красноселькупском районе и УФМС России по ЯНАО в пользу Л. судебные расходы в сумме "данные изъяты", по "данные изъяты" с каждого.
Заслушав доклад судьи Домрачева И.Г., судебная коллегия
установила:
Л. обратился в суд с заявлением об обжаловании бездействия к миграционному пункту Управления федеральной миграционной службы России по Ямало - Ненецкому АО в Красноселькупском районе (далее - МП УФМС) и Управлению федеральной миграционной службы России по Ямало - Ненецкому АО (далее УФМС).
Заявитель указал, что в ДД.ММ.ГГГГ он прибыл из Р-ки Казахстан в РФ с желанием получить гражданство РФ. Решением УФМС от ДД.ММ.ГГГГ Nему было отказано в выдаче разрешения на временное проживание в РФ. В ДД.ММ.ГГГГ вновь подал заявление установленного образца на получение разрешения с документами, согласно перечня. На его требование выдать ему уведомление о принятии к рассмотрению заявления, начальник МП УФМС Б.1 ответил отказом, ссылаясь на разные причины, в том числе на отсутствие квот. На отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место прибытия, была сделана отметка, что документы о получении разрешения на временное проживание находятся на рассмотрении в УФМС до ДД.ММ.ГГГГ.После подачи жалобы в Управление на бездействие Б.1, за подписью начальника указанного учреждения К. был получен ответ, из которого следовало, что он ( Л.) заявление о выдаче разрешения на временное проживание в России в МП УФМС не подавал, поскольку заявление о выдаче разрешения на временное проживание в РФ с прилагаемыми документами в УФМС не поступали.Спустя 9 месяцев документы возращены Б.1 с требованием дополнительно представить свидетельство об образовании. Была предоставлена Архивная справка ГУ "Государственный архив" Ерейментауского района Управления архивов и документации Акмолинской области о получении восьмилетнего образования, поскольку оригинал свидетельства об образовании утрачен. Названный документ Б.1 отказался принимать во внимание, требуя свидетельство об образовании установленного образца. Таким образом, с момента прибытия в РФ в ДД.ММ.ГГГГ, имея право на упрощенный порядок принятия гражданства РФ, заявитель вынужден неоднократно проходить платные медицинские комиссии, оплачивать государственные пошлины, штрафы, (поскольку справки и результаты медицинских анализов имеют срок не более трех месяцев).
Полагая, что действия органов УФМС незаконны, выражаются в бездействии по принятию мер для отправления документов заявителя в УФМС, в неуведомлении заявителя об изменении условий выдачи разрешения на временное проживание в РФ, Л. просил возложить обязанность на УФМС выдать разрешение на временное проживание в РФ.
В суде заявитель участия не принимал, его представитель адвокат Д.1 доводы заявления поддержала.
Должностные лица государственного органа - МП УФМС: начальник Б.1, специалист паспортно-визовой службы ЧовгатК.Ю. заявленные требования считали необоснованными, указали, что первоначально Л. подал документы в ДД.ММ.ГГГГ повторно подать документы он мог только через год. В ДД.ММ.ГГГГ. Л. вновь представил документы, но не весь пакет по перечню. Л. предложено их собрать. ДД.ММ.ГГГГ у Л. были готовы все документы, но с ДД.ММ.ГГГГ действие квот Управлением было приостановлено из-за беженцев с Украины, поэтому Л. разъяснялось, что без наличия квоты документы в УФМС не направляются, в случае получения квоты документы в УФМС будут направлены. С ДД.ММ.ГГГГ квоты имеются, однако произошли изменения в законодательстве: Л. необходимо было дополнительно предоставлять документ об образовании, что обучался до 1991 г. в СССР или сдать экзамен на владение русского языка и знание истории России и основ законодательства РФ. Л. вместо свидетельства об образовании представил архивную справку, что он окончил восьмилетнюю школу, которая не может быть отнесена к надлежащему документу.
Согласно отзыву УФМС, представитель которого в суде участия не принимал, из представленных Л. документов следует, что в миграционной карте отметка в виде записи "Принято заявление о выдаче разрешения на временное проживание", а также справка о приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание в РФ отсутствуют. Следовательно, заявление о выдаче разрешения на временное проживание в РФ с необходимыми документами сотрудниками МП УФМС к рассмотрению ни в 2014, ни в 2015 году не принималось, в связи с чем, бездействие должностных нельзя считать установленным. В другой части отзыва указывается на невозможность принятия архивной справки как надлежащего документа.
Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение об удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе представитель УФМС России А.просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то обстоятельство, что представленная истцом архивная справка о получении восьмилетнего образования не входит в перечень документов, которые могут подтвердить овладение русским языком, знание истории России и основ законодательства России, так как законом установлен исчерпывающий перечень таких документов. То есть заявитель представил не весь пакет документов. не весь пакет документов. Вывод суда о том, что в рассматриваемой ситуации УФМС должно было вынести решение об отказе в выдаче разрешения Л. по основанию отсутствия квот, необоснован, поскольку ст. 7 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" такого основания не содержит. Вместе с тем, п.34 Административного регламента указывает на то, что если исчерпана квота, утв. Правительством РФ для соответствующего субъекта РФ, заявление и документы к рассмотрению не принимаются.
В возражениях на апелляционную жалобу сторона заявителя изложила позицию аналогичную доводам заявления и представителя Д.1 в судебном заседании.
Проверив материалы дела в порядке, предусмотренном статьями 307-309 Кодекса административного судопроизводства, введённого в действие с 15.09. 2015, заслушав представителя УФМС Д.2 и адвоката Д.1
по доводам апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии указанных в статье 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, исходя из следующих установленных по делу обстоятельств и норм закона.
По делу установлено,что Л. является гражданином Республики Кыргызстан.
Согласно справке N от ДД.ММ.ГГГГ от Л. ТП УФМС в Красноселькупском районе было принято заявление о выдаче разрешения на временное проживание, о чём имеется отметка в журнале учета заявлений. Решением УФМС от ДД.ММ.ГГГГ Л. было отказано в выдаче разрешения на временное проживание, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 ФЗ N 151-ФЗ (л. 39,91).
В начале ДД.ММ.ГГГГ Л. повторно обратился за получение разрешения путём подачи пакета документов в тот же государственный орган.
Поскольку решение по заявлению не было принято, как полагает Л. в нарушение установленных законом сроков, что он расценивает как бездействий должностных лиц государственного органа, он в порядке действовавшей на время разрешения дела ст. 245 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд за защитой права.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее ФЗ N115-ФЗ).
Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определяет, в частности, правила и процедуру получения иностранными гражданами разрешения на временное проживание в Российской Федерации, в том числе с учетом или без учета ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание (статья 6), регулирует порядок временного проживания иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (статья 6.1), а также закрепляет основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание (статья 7).
В случаях указанных в статье 7 названного закона разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется.
Согласно пункту 2 той же статьи в случае принятия решения об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший такое решение, выдает указанному иностранному гражданину соответствующее уведомление либо направляет соответствующее уведомление в форме электронного документа на адрес электронной почты иностранного гражданина.
Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 8 статьи 6 ФЗ N 115).
Во исполнение названного выше пункта 8 Приказом ФМС России от 22.04. 2013 N 214 утверждён Административный регламент предоставления ФМС государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, согласно содержанию пункта 1 которого, устанавливающего стандарт и порядок предоставления территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.
Пунктом 17 Административного регламента определен общий срок предоставления государственной услуги, который составляет шесть месяцев со дня принятия заявления.
Согласно пунктам 57-59 Административного регламента сотрудник, принявший заявление к рассмотрению, вносит в журнал учета входящих документов запись о приеме документов, которая содержит: порядковый номер записи;дату приема документов;данные о заявителе (фамилию и инициалы);количество документов, представленных вместе с заявлением;фамилию и инициалы сотрудника, принявшего документы.Регистрационный номер и дата приема заявления проставляются на бланке заявления.Максимальный срок выполнения действия составляет 5 минут.
Заявителю выдается справка (приложение N 5 к Административному регламенту), подтверждающая прием заявления к рассмотрению.
Иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в миграционной карте, в случае ее представления, проставляется отметка в виде записи "Принято заявление о выдаче разрешения на временное проживание N ___ "__" _____ 20__ г.", где указывается регистрационный номер заявления и дата его приема. Запись заверяется подписью уполномоченного сотрудника и печатью территориального органа ФМС России. Если миграционная карта заявителем не представлена, то выдается справка (приложение N 5 к Административному регламенту).
Заявитель информируется о сроке рассмотрения заявления и об основаниях отказа в выдаче разрешения, установленных Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 60 основанием для начала административной процедуры является поступление заявления и необходимых документов сотруднику, уполномоченному на рассмотрение заявления. Функцию рассмотрения заявления осуществляют структурные подразделения территориального органа ФМС России.
Результатом предоставления государственной услуги в силу требования пункта 16 являются: выдача иностранному гражданину разрешения (принятие решения о выдаче разрешения, направление иностранному гражданину уведомления о принятом решении, оформление и выдача иностранному гражданину разрешения); отказ в выдаче иностранному гражданину разрешения (принятие решения об отказе в выдаче разрешения, направление иностранному гражданину уведомления о принятом решении или выдача иностранному гражданину уведомления об отказе в выдаче разрешения).
Определив и исследовав, имеющие значение для правильного разрешения дела, обстоятельства, суд пришёл к правильному выводу о том, что заявителем Л. было совершено юридическое действие - подача заявления с пакетом документов для разрешения вопроса органом УФМС о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, а указанным органом бездействие по разрешению поставленного вопроса, поскольку предусмотренные указанным выше нормативным правовым актом действия должностными лицами в нарушение закона не принимались.
Ссылка представителей административных ответчиков о невозможности принятия заявления и документов применительно к п. 34 Административного регламента по причине исчерпанной квоты, утверждённой Правительством РФ, судом проверена и обоснованно признана несостоятельной.
Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 20.04. 2014 N 74-ФЗ глава 1 ФЗ N 115 дополнена статьей 15.1 "Подтверждение иностранными гражданами владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации", вступившей в силу с 01.01. 2015.
Доводы о том, что Л. обязан исполнить требование указанной нормы не могут быть признаны обоснованными в силу того обстоятельства, что его правовое положение как иностранного гражданина, с одной стороны, и органа государственной власти - административных ответчиков по делу, с другой, регулировалось редакцией ФЗ N 115, действовавшей на время обращения заявителя в государственный орган и совершения этим органом государственной услуги.
Обсуждая обоснованность решения суда первой инстанции в части возложения обязанности на УФМС России по ЯНАО принятия необходимых мер для получения квоты на Красноселькупский район и выдать Л. разрешение на временное проживание в РФ, судебная коллегия, учитывая пояснения участвующего в деле представителя Д.2 о том, что на время рассмотрения дела квота для исполнения решения имеется, правило ч.5 ст. 310 КАС, согласно которому правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям, оставляет решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 307-309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого АО от 5 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу УФМС России по Ямало-Ненецкому АО без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: /подписи/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.