Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Зинкиной И.В.,
Судей Семеновой О.В., Кушнаренко Н.В.
С участием прокурора Кустовой М.Д.
при секретаре Жуковой М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Ростова-на-Дону, Департаменту ЖКХ и Энергетики г. Ростова-на-Дону, МКУ "УЖКХ" Октябрьского района г. Ростова-на-Дону об обязании совершить действия по апелляционной жалобе Департамента ЖКХ и Энергетики г. Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи Зинкиной И.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Октябрьского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации г. Ростова-на-Дону, Департаменту ЖКХ и Энергетики г. Ростова-на-Дону, МКУ "Управление ЖКХ" Октябрьского района г. Ростова-на-Дону об обязании совершить действия.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на протяжении длительного времени Департамент ЖКХ и Энергетики г. Ростова-на-Дону, МКУ "Управление ЖКХ" Октябрьского района г. Ростова-на-Дону не принимают меры для рассмотрения вопроса о признании жилого дома N АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, 1949 года постройки, аварийным, чем нарушаются жилищные права граждан и создается угроза для их жизни и здоровья.
Уточнив исковые требования, прокурор просил суд обязать Городскую межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции рассмотреть вопрос о признании многоквартирного дома N АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН аварийным.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08 декабря 2015 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд обязал Городскую межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о признании многоквартирного дома N АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН пригодным (непригодным) для проживания в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции.
Не согласившись с решением суда, Департамент ЖКХ и Энергетики г. Ростова-на-Дону обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебного постановления.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что комиссия не является органом Администрации г. Ростова-на-Дону, представляя собой независимую структуру, включающую в свой состав представителей различных государственных органов, и принимает решения самостоятельно.
Также апеллянт утверждает, что представленные на рассмотрение комиссии документы (техническое заключение), необходимые для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям, не содержали конкретного вывода о состоянии многоквартирного дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
На апелляционную жалобу Департамента ЖКХ и Энергетики г. Ростова-на-Дону поступили возражения прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, в которых он не соглашается с доводами апеллянта, ссылаясь на их несостоятельность, и просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Принимая решение, суд руководствовался ст.ст. 1, 2, 14, 15 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" и исходил из наличия оснований для удовлетворения исковых требований.
К такому выводу суд пришел, установив, что Департаментом ЖКХ и Энергетики г. Ростова-на-Дону, одной из задач которого является организация работы городской межведомственной комиссии по признанию многоквартирных домов непригодными для проживания, длительное время не принимается необходимых и достаточных мер для рассмотрения Городской межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, вопроса о признании аварийным многоквартирного жилого дома N АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Учитывая, что заявление нанимателя жилого помещения в данном доме ФИО6 с просьбой о рассмотрении вопроса о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу поступило еще в июне 2015 года, но до настоящего времени указанный вопрос комиссией по существу не рассмотрен, суд признал бездействие органа местного самоуправления нарушающим права граждан и создающим угрозу как для жизни и здоровья проживающих в доме лиц, так и для неопределенного круга граждан.
При таких обстоятельствах суд нашел исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия согласна с выводами суда.
В соответствии с п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
На основании п. 7 Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ 28.01.2006 года N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Согласно п.п. 42, 46, 47 Положения комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям на основании заявления собственника помещения. Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В силу п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с п. 2.3 Положения о Департаменте ЖКХ и Энергетики г. Ростова-на-Дону, утвержденного Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 года N 138, к числу задач Департамента относится организация работы городской межведомственной комиссии по признанию многоквартирных домов непригодными для проживания.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки исполнения Департаментом ЖКХ и Энергетики г. Ростова-на-Дону и МКУ "УЖКХ" Октябрьского района г. Ростова-на-Дону жилищного законодательства при переселении граждан из аварийного жилья прокурором Октябрьского района г. Ростова-на-Дону установлено, что указанными муниципальными органами на протяжении длительного времени не принимаются достаточные и своевременные меры для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного жилого дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН аварийным.
Так, по заявлению о рассмотрении на Городской межведомственной комиссии вопроса о признании многоквартирного жилого дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, поданному нанимателем квартиры N 13 ФИО6 с приложением документов еще 22.06.2015 года, на момент рассмотрения спора в суде решение так и не было принято. Назначенные заседания комиссии неоднократно откладывались по различным причинам, а на проведенном 26.11.2015 года заседании комиссия пришла к выводу о том, что представленное ФИО6 22.06.2015 года экспертное заключение не дает возможности сделать точный вывод о несоответствии установленным требованиям жилого дома с указанием фактических значений показателя или описанием, в связи с чем отложила рассмотрение документов и вопроса о выявлении оснований признания многоквартирного жилого дома АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции до представления заявителем экспертного заключения, соответствующего требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 и дополнительного выезда городской межведомственной комиссии.
Как видно из копии экспертного заключения ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, которое также было предъявлено ФИО6 в Департамент и 03.12.2015 года, фундамент и несущие конструкции жилого дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН находятся в неудовлетворительном состоянии. Ограждающие конструкции дома не выполняют свои функциональные назначения. Средневзвешенный физический износ всего здания в целом составляет 75,8 %. Несущие конструкции жилого дома не отвечают требованиям строительным нормам и правилам, санитарно-эпидемиологическим нормам. Конструкции жилого дома имеют внешние признаки, при которых их состояние определяется как "аварийное". Конструкции дома не обеспечивают безопасную эксплуатацию жилого дома, то есть представляют угрозу безопасности жизни жильцам дома и другим лицам.
В заявлении, поданном ФИО6 в Департамент ЖКХ и Энергетики г. Ростова-на-Дону 22.06.2015 года, указано, что спорный дом 1949 года постройки в 2003 году признавался аварийным. В настоящий момент в доме почти отсутствует отопление, полы провалены, потолки прогнили и подперты фанерой и досками, стены съедены грибком, по всему фасаду трещины, отмостки и фундамента не имеется, осадки от дождя попадают сразу под дом.
Принимая во внимание, что Комиссией в нарушение п. 46 Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ 28.01.2006 года N 47 в установленный срок и до разрешения спора в суде не принято решение о судьбе многоквартирного жилого дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, дальнейшее проживание в котором без принятия соответствующих мер может создавать реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, суд с учетом того обстоятельства, что выезд комиссии для визуального обследования дома не осуществлялся, обоснованно признал исковые требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению.
Довод апеллянта о том, что представленные на рассмотрение комиссии документы (техническое заключение), необходимые для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям, не содержали конкретного вывода о состоянии многоквартирного дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку названное обстоятельство не освобождает комиссию от обязанности своевременно обследовать заявленное жилое помещение и в случае необходимости истребовать дополнительные документы.
Поскольку иных доводов, влияющих на законность и обоснованность судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента ЖКХ и Энергетики г. Ростова-на-Дону - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 марта 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.