Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Жиляевой О.И.
судей Татуриной С.В., Шамрай М.С.
с участием прокурора Золотых В.В.
при секретаре Забурунновой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сумкина Д.А. к Таганрогской таможне о признании приказа незаконным, восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула по апелляционной жалобе Сумкина Д.А. на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 1 декабря 2015 года.
Заслушав по докладу судьи Татуриной С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сумкин Д.А. обратился в суд с иском к Таганрогской таможне о признании приказа незаконным, восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула.
В обоснование заявленных требований истец указал, что проходил службу в Таганрогской таможне в должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА
Приказом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец уволен в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы, проводимым в соответствии с приказом ФТС России N451 от 16.03.2015г. "Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах Южного федерального округа" и приказом начальника Таганрогской таможни НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН "Об организационно-штатных мероприятиях в Таганрогской таможне".
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ему вручено уведомление о предстоящем сокращении.
В период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец был нетрудоспособен, в указанный период в Таганрогской таможне появились вакансии, в связи с чем, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истцом поданы заявления о переводе на вакантные должности. В переводе на вакантные должности истцу было отказано в связи с окончанием организационно-штатных мероприятий и необходимости участия в конкурсе на общих основаниях.
Ссылаясь на нахождение на больничном листе, наличие вакантных должностей, которые не были предложены ему для перевода, истец считает проведенное сокращение и увольнение незаконными.
С учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил суд восстановить его на службе в Таганрогской таможне в должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и выплатить денежное содержание за время вынужденного прогула за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
В судебном заседании истец и его представитель уточненные исковые требования поддержали, просили суд исковые требования удовлетворить.
Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 01 декабря 2015 г. Сумкину Д.А. в иске отказано.
В апелляционной жалобе Сумкин Д.А. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
По мнению апеллянта, ответчик и суд проигнорировали прямое указание закона о недопустимости увольнения государственного гражданского служащего, в том числе в том случае, если имеются вакансии, факт наличия вакансий и факт обращения истца с заявлением о переводе в ходе рассмотрения дела установлены, но был получен отказ в переводе.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Таганрогской таможни не усматривает оснований для отмены судебного решения, полагая его законным и обоснованным.
В суд апелляционной инстанции истец Сумкин Д.А. не явился, с учетом сведений о его надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без участия истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Сумкина Д.А., действующего по ордеру адвоката Быкина В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Таганрогской таможни, действующую по доверенности Синькову И.И., просившую в удовлетворении жалобы отказать, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Согласно ч. 7 ст. 11 ТК Российской Федерации на государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В силу ст.31 Федерального закона от 27.07.2004г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2). Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 5).
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Федерального закона N 79-ФЗ). Как следует из материалов дела и установлено, судом, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Сумкин Д.А. назначен ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА
Между Сумкиным Д.А. и Таганрогской таможней ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА заключен служебный контракт НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в соответствии с которым Сумкин Д.А. был назначен на должность ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Приказом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА служебный контракт НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с Сумкиным Д.А. прекращен, принято решение об увольнении Сумкина Д.А. с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с пунктом 8.2 части 1 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе).
Приказом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА "О внесении изменений в приказы Таганрогской таможни внесены изменения в приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (пункт 17) о прекращении служебного контракта НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с Сумкиным Д.А., и принято решение об увольнении Сумкина Д.А. по окончании периода временной нетрудоспособности с государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с пунктом 8.2 части 1 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе).
Из материалов дела следует, что сокращение штатной численности, в частности должности, занимаемой истцом, имело место, что подтверждается штатным расписанием Таганрогской таможни, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в таможне сокращается штатная численность ( ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА единиц), в том числе, ликвидировался отдел таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Куйбышево-2 ( ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА государственных служащих), из них ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА единиц ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, в котором Сумкин Д.А. проходил службу в должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Согласно листу ознакомления, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Сумкин Д.А. был ознакомлен с приказом Таганрогской таможни НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА "Об организационно-штатных мероприятиях" и ему вручено под роспись уведомление о проведении организационно-штатных мероприятий и сокращении занимаемой им должности с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Истцу предложены вакантные должности в иных государственных органах в связи с предстоящим сокращением.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с истцом проведено собеседование, в ходе которого Сумкин Д.А. не представил сведений, свидетельствующих о наличии у него преимущественного права оставления на службе, а также о наличии фактов, препятствующих его увольнению с государственной гражданской службы. От должностей в иных таможенных и иных государственных органах истец отказался.
Истец выразил согласие с назначением на предложенную в ходе собеседования вакантную должность Таганрогской таможни: должность ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, а также должность ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА
Истец уведомлен о дате и времени проведения тестирования для определения уровня профессиональной подготовки, в связи с наличием более одного претендента на указанные должности.
При этом, истец не явился на тестирование на замещение вакантной должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА и должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, проводившиеся ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
Кроме того, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Сумкину Д.А. предложены должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА. Одновременно истец был уведомлен о том, что для назначения на должность будет проведено тестирование для определения уровня профессиональной подготовки, так как претендентов на занятие вакантной должности более одного, а также о дате и времени тестирования. По результатам тестирования уровня профессиональной подготовки истец не получил положительного результата, что подтверждено докладной запиской от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Сумкину Д.А. выданы : листок нетрудоспособности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - листок нетрудоспособности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - листок нетрудоспособности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, который был продлен до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
В соответствии с приказом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Сумкин Д.А. был освобожден от замещаемой должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА и уволен ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с государственной службы Российской Федерации в соответствии с пунктом 8.2 части 1 ст.37 ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе).
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", и правомерно исходил из того, что при сокращении должностей гражданской службы служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8. 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной вакантной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе. При этом должна быть соблюдена установленная ст.31 Федерального закона процедура увольнения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в результате организационно-штатных мероприятий сокращена должность ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, которую занимал Сумкин Д.А., в связи с чем, у ответчика имелись основания для увольнения истца с гражданской службы по п.п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При этом, суд проверил порядок увольнения служащего и признал его соблюденным, указав, что истец был уведомлен о сокращении должности в установленный законом срок, предусмотренная законом обязанность по предоставлению государственному гражданскому служащему в порядке замещения иной должности государственной гражданской службы ответчиком была исполнена, от предложенных вакантных должностей истец отказался, работодателем оценено преимущественное право истца на оставление его на работе, при этом установлено, что он имеет низкий уровень квалификации по сравнению с другими работниками, в отношении которых работодателем было принято решение об оставлении их в ранее занимаемой должности, а также сотрудников, прошедших тестирование на вакантные должности и допустивших наименьшее количество ошибок.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а выводы суда соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Ссылаясь на незаконность увольнения, заявитель жалобы указывает, что на момент увольнения ему не были предложены вакантные должности.
Доводы о нарушении порядка увольнения не соответствуют обстоятельствам дела и направлены на ошибочное толкование положений Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Так, в силу ч. 4 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Исходя из положений вышеизложенной нормы права, содержащейся в ч. 5 ст.31 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности.
Как следует из материалов дела, сокращению подлежал весь отдел таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Куйбышево-2 ( ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА государственных служащих), ответчиком не проводилось мероприятий по определению преимущественного права на замещение должности гражданской службы в отношении сокращаемых сотрудников, в том числе и истца.
Организационно-штатные мероприятия проведены в Таганрогской таможне на основании приказа от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН "Об организационно-штатных мероприятиях в Таганрогской таможне". Датой окончания организационно-штатных мероприятий является ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Сумкин Д.А. получил уведомление о том, что его должность с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА подлежит сокращению - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, о чем свидетельствует его подпись на уведомлении.
Таким образом, днем предупреждения об увольнении является ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
Именно с этой даты, в соответствии с ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N798-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", начинает течь двух месячный срок.
Приказами начальника Таганрогской таможни от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН была создана комиссия для определения преимущественного права оставления на службе государственных гражданских служащих, замещающих должности, подлежащие сокращению.
В течение указанного двухмесячного срока Сумкину Д.А. предлагались вышеназванные вакантные должности государственной гражданской службы.
Отсутствие Сумкина Д.А. на тестировании, проводившегося ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, подтверждается списком лиц, явившихся на тестирование (докладная записка от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА).
По результатам тестирования, проведенного ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в целях определения уровня квалификации и профессиональных навыков, основанных не только на характеристике, подготовленной начальником подразделения в котором истец проходил службу, но и на объективных данных тестирования, вопросы которого затрагивали профессиональную деятельность, Сумкин Д.А. набрал ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА% правильных ответов, тогда как наибольшее количество правильных ответов было набрано другими сокращаемыми лицами.
Проведение тестирования не регламентировано действующими нормативно правовыми актами, работодатель в силу положений ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" вправе выбирать лиц, подлежащих оставлению на работе, исходя из их уровня квалификации и в целях предоставления всем сокращаемым лицам равных возможностей.
Судом первой инстанции установлено, что сотрудники, в отношении которых работодателем было принято решение об оставлении их в ранее замещаемой должности, а также сотрудники, прошедшие тестирование на вакантные должности и допустившие наименьшее количество ошибок, имеют более высокую квалификацию по сравнению с истцом, необходимые профессиональные навыки для выполнения конкретного объема работы с учетом специфики должности.
В связи с окончанием оргштатных мероприятий у таможенного органа отсутствовали правовые основания для перевода Сумкина Д.А. на должности указанные в его заявлениях от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА поскольку должности, указанные в данных заявлениях Сумкина Д.А. на период проведения оргштатных мероприятий с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА вакантными не были, что подтверждается сведениями представленными отделом государственной службы и кадров.
Судебная коллегия полагает, что вопрос о преимуществе истца на замещение вакантных должностей в данном случае был рассмотрен работодателем и исследован судом, который пришел к правильному выводу о том, что даваемая нанимателем оценка служебной деятельности должностных лиц не противоречит принципам государственной службы РФ и в полной мере отвечает условиям определения преимущественного права оставления на службе, определенным ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Статья 84.1 Трудового кодекса РФ, на нарушение которой указывает заявитель апелляционной жалобы, оговаривает общий порядок оформления прекращения трудового договора. Указанная норма не регламентирует порядка проведения оргштатных мероприятий. Применение к возникшим правоотношениям сторон положений Трудового кодекса Российской Федерации в данном случае не допускается, поскольку порядок и основания прохождения службы в таможенных органах и увольнения из таможенных органов Российской Федерации урегулированы нормами приведенного выше специального законодательства.
Учитывая изложенное, судебная коллегия признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о нарушении работодателем требований закона о преимущественном праве истца на замещение указанных им должностей гражданской службы.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции не были допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые являлись бы основанием к отмене судебного постановления.
При таких обстоятельствах, решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 01 декабря 2015 года является законным и обоснованным, оснований предусмотренных ст.330 ГПК Российской Федерации для отмены оспариваемого решения, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 01 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сумкина Д.А. - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.