Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Шикуля Е.В.
судей Москаленко Ю.М., Водяной В.Ю.
при секретаре Лазаренко П.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шикуля Е.В. административное дело по апелляционной жалобе Афанасьева М.Д. на решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 19 ноября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Афанасьев М.Д. обратился в суд с иском о признании незаконным решения комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее комиссия ФСИН России), а именно, протокола N ОБЕЗЛИЧЕНО от 14.04.2015 года в части отказа Афанасьеву М.Д. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N369, и просил обязать ГУ ФСИН России по Ростовской области и ФСИН России поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование требований указано, что 19.02.2014 года Афанасьев М.Д. обратился в ГУ ФСИН России по Ростовской области с заявлением о постановке на учет в качестве сотрудника, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представив все необходимые документы.
Комиссией по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУ ФСИН России по Ростовской области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее Комиссия ГУ ФСИН России по РО) принято решение о направлении документов для их рассмотрения в ФСИН России, несмотря на то, что, как указывает административный истец, рассмотрение соответствующих вопросов отнесено к компетенции ГУ ФСИН России по Ростовской области.
Афанасьев М.Д. считает, что оснований для отказа в постановке на учет не имелось, им представлен полный пакет документов, что установлено решением Новочеркасского городского суда от 18.11.2014 года.
Решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 19.11.2015 года требования Афанасьева М.Д. оставлены без удовлетворения в полном объеме.
В апелляционной жалобе Афанасьев М.Д. ставит вопрос об отмене решения суда от 19.11.2015 года, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, и вынесении нового решения об удовлетворении требований в полном объеме.
Автор жалобы оспаривает вывод суда о том, что в представленных с заявлением о постановке на учет документах имеются существенные противоречия, исключившие возможность решения вопроса об обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, настаивая при этом на то, что он имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и представил все подтверждающие это право документы. Достаточность документов для постановки на учет, по мнению Афанасьева М.Д., подтверждается решением ГУ ФСИН России по Ростовской области о передаче заявления и документов для их рассмотрения ФСИН России, а также решением ОБЕЗЛИЧЕНО суда от 18.11.2014 года.
Также административный истец указывает, что судом не было рассмотрено его требование о восстановлении срока на обжалование постановления комиссии ФСИН России.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Афанасьев М.Д. не явился, надлежаще извещен. Дело рассмотрено судебной коллегией в его отсутствие.
Представитель Афанасьева М.Д. - Волков П.В. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение от 19.11.2015 года и вынести новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель ФСИН России, ГУ ФСИН России по Ростовской области - Турчинов А.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил оставить решение от 19.11.2015 года без изменения, находя его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание участников, проверив решение на предмет законности и обоснованности по правилам, установленным в ст.308 КАС Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 года N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата, ЕСВ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты регламентирован названным федеральным законом, а также Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела с достаточностью подтверждается, что 19.02.2014 года Афанасьев М.Д., являясь ОБЕЗЛИЧЕНО, в ГУ ФСИН России по Ростовской области подано заявление о постановке на учет в качестве сотрудника, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также представлен пакет необходимых документов.
Решением комиссии ГУ ФСИН России по РО от 06.03.2014 года документы Афанасьева М.Д. направлены в ФСИН России для решения вопроса о постановке в очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.
Решением комиссии ФСИН России Афанасьеву М.Д. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N369.
Отказывая в удовлетворении требований Афанасьева М.Д., суд первой инстанции исходил из того, что в представленных Афанасьевым М.Д. документах имеются существенные противоречия, которые исключают возможность для решения вопроса об обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, в связи с чем, комиссия ФСИН России обоснованно пришла к выводу об отказе в постановке на учет для получения ЕСВ.
Судебная коллегия, находя данный вывод обоснованным, соглашается с ним, исходя из следующего.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 года N283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Как установлено судом первой инстанции и нашло свое подтверждение в ходе апелляционного производства по делу, основанием к отказу в постановке Афанасьева М.Д. на учет для получения единовременной социальной выплаты, явилось отсутствие документов о жилом помещении, в котором проживают и зарегистрированы Афанасьев М.Д., его супруга и сын ОБЕЗЛИЧЕНО., документов, содержащих сведения о месте регистрации сына Афанасьева М.Д. - ОБЕЗЛИЧЕНО. с момента его рождения до 2013 года, а также документов о зарегистрированных правах на недвижимое имущество супруги Афанасьева М.Д. - ОБЕЗЛИЧЕНО. с учетом перемены фамилии в связи с вступлением в брак.
Отсутствие указанных документов исключило возможность комиссии ФСИН России сделать однозначный вывод об обеспеченности каждого члена семьи Афанасьева М.Д. жилым помещением, тогда как данное обстоятельство является ключевым для принятия решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Таким образом, установленные комиссией ФСИН России обстоятельства не являются формальными, свидетельствует о наличии у комиссии ФСИН России достаточных оснований к отказу в удовлетворении заявления Афанасьева М.Д. о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты, при том, что Правительством Российской Федерации определен перечень документов, которые должны быть представлены с заявлением о постановке на соответствующий учет.
Утверждения Афанасьева М.Д. о том, что комиссия ФСИН России не уведомляла его о необходимости предоставления дополнительных документов, являются неубедительными, поскольку такой обязанности на комиссию, уполномоченную рассматривать вопросы о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты, Правилами предоставления единовременной социальной выплаты не возложено.
Не предусмотрена такая обязанность и Порядком формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным Приказом ФСИН России от 16.10.2014 года N550.
На комиссию ФСИН России не возложено и исполнение обязанности самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия запрашивать в соответствующих уполномоченных органах и организациях информацию, недостающую для принятия решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Ссылки автора жалобы на то, что достаточность документов, представляемых с заявлением о постановке на учет для получения ЕСВ, проверена комиссией ГУ ФСИН России по Ростовской области, являются несостоятельными.
Пунктами 10.1, 10.2 действовавшего на момент подачи Афанасьевым М.Д. заявления в ГУ ФСИН России по Ростовской области Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России от 29.08.2013 года N496, предусмотрено, что территориальные подкомиссии осуществляют, в том числе, функции по принятию документов для получения единовременной выплаты; проверке сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовке для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
При этом, в целях выполнения возложенных на них функций территориальные подкомиссии наделены полномочиями по проведению проверки представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Указанное свидетельствует о том, что комиссия ГУ ФСИН России по Ростовской области как территориальная подкомиссия была уполномочена на проверку соответствия представленных заявителем документов установленному перечню, а также их оформления, но не на проверку содержания данных документов, что отнесено к исключительной компетенции комиссии ФСИН России, равно как и непосредственно принятие решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты, либо решения об отказе в постановке на такой учет.
При этом, доводы Афанасьева М.Д. и его представителя о том, что при рассмотрении дела по существу суду первой инстанции представлена выписка об отсутствии в ЕГРП сведений о зарегистрированных за ОБЕЗЛИЧЕНО правах на недвижимое имущество, не являются основанием к отмене постановленного по делу решения, при том, что на момент рассмотрения заявления Афанасьева М.Д. у комиссии ФСИН России соответствующие сведения отсутствовали.
Несоблюдение сроков рассмотрения заявления Афанасьева М.Д. само по себе не свидетельствует о незаконности принятого решения комиссией ФСИН России.
Несвоевременное направление выписки из протокола в адрес Афанасьева М.Д. не явилось препятствием для реализации его права на оспаривание решения комиссии и не опровергает выводов суда о законности оспариваемого решения комиссии ФСИН России.
Афанасьев М.Д. не лишен возможности реализовать право на получение социальной выплаты путем повторного обращения с аналогичным заявлением, представив при этом все необходимые для разрешения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты документы в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доказательств, позволяющих прийти к иному выводу, материалы дела не содержат. Ссылок на обстоятельства, опровергающие выводы суда первой инстанции, либо нуждающиеся в дополнительной проверке судебной коллегий, апелляционная жалобы Афанасьева М.Д. не содержит, в ходе апелляционного производства по делу таких обстоятельств не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановленного по делу решения, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены решения Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 19 ноября 2015 года не имеется.
Руководствуясь ст.ст.308, 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 19 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Афанасьева М.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.