Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Ивановой Л.В.
судей Анфаловой Е.В., Зубовой Е.А.
при секретаре Гальт А.Ю.
рассмотрела в судебном заседании 10 марта 2016 года
дело по апелляционной жалобе представителя истца Вакиловой Н.А. - Ситникова И.Г. на решение Омского районного суда Омской области от 18 декабря 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Вакиловой Н. А. к А. П. сельского поселения Омского муниципального района Омской области, филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области об обязании выдать разрешение на строительство, об обязании выдать кадастровый паспорт на объект незавершенного строительства оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Анфаловой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вакилова Н. А. обратилась в Омский районный суд Омской области с иском к А. П. сельского поселения Омского муниципального района Омской области, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области об обязании выдать разрешение на строительство, кадастровый паспорт.
В обоснование заявленных требований Вакиловой Н.А. указано, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м, расположенного на " ... " в П. сельском поселении Омского муниципального района Омской области, относящегося к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - под индивидуальное строительство. Право собственности возникло " ... ". На указанном земельном участке ею был возведен индивидуальный жилой дом площадью " ... " кв.м, который в настоящее время имеет степень готовности - " ... "%.
В выдаче разрешения на строительство А. П. сельского поселения Омского муниципального района Омской области и осуществлении кадастрового учета неоконченного строительством жилого дома филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области " ... " ей было отказано ввиду нахождения земельного участка в границах территориальной зоны ИТ-3 (зона инженерной инфраструктуры). Отказ полагает незаконным, так как магистральный газопровод поставлен на государственный кадастровый учет без уточнения границ, А. самовольно изменен вид разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка.
Просила обязать А. П. сельского поселения " ... " Омской области выдать разрешение на строительство вышеуказанного индивидуального жилого дома, обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области выдать кадастровый паспорт.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ООО "Газпром Трансгаз Томск", ПАО "Газпром"
Истец Вакилова Н.А., ее представитель Ситников И.Г. в судебном заседании иск поддержали.
Представитель ответчика филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области Субботина И.С. в судебном заседании иск не признала, сославшись на избрание истцом ненадлежащего способа защиты права.
Ответчик А. П. сельского поселения Омского муниципального района Омской области, треть лица Управление Росреестра по Омской области, ООО "Газпром Трансгаз Томск", ПАО "ГАЗПРОМ" о времени и месте проведения судебного заседания извещены, представителей в судебное заседание не направили. В письменном отзыве представитель ПАО "ГАЗПРОМ" Колмозев Д.Ю. иск не признал, указав, что объект "Производственно-технологический комплекс Магистральный газопровод СРТО-Омск" является собственностью ПАО "Газпром" и находится на праве аренды у ООО "Газпром Трансгаз Томск"; газопровод имеет охранную зону и зону минимально допустимых расстояний, что в силу закона влечет ограничение прав владельцев земельных участков, находящихся в охранной зоне и в зоне минимально допустимых расстояний от оси магистрального газопровода.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Вакиловой Н.А. - Ситников И.Г., действующий на основании доверенности, просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ненадлежащую оценку судом представленных доказательств, экспертного заключения, подтверждающего невозможность определения местоположения газопровода и возможность сокращения расстояния от оси газопровода до зданий, неправильное применение норм материального права, в частности строительных норм и правил. Указывает, что расстояния зданий от оси подземного газопровода содержатся не в пункте 1, а пункте 2 колонки 1 таблицы 4 Свода правил "Магистральные трубопроводы", пункт 4 таблицы 4 позволяет сокращать расстояние на 30%. Территориальные зоны установлены А. с нарушением порядка, установленного в статьей 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, после возникновения права собственности Вакиловой Н.А. на земельный участок. Отказывая в выдаче разрешения на строительство, А. фактически прекратила право собственности Вакиловой Н.А. на принадлежащий ей земельный участок. Считает, что информация о территориальных и охранных зонах в государственный кадастр недвижимости ошибочно внесена на основании утвержденных А. Правил землепользования и застройки, так как охранная зона газопровода отображена на публичной кадастровой карте. Полагает, что действиями ответчиков нарушено право Вакиловой Н.А. зарегистрировать право собственности на незавершенный строительством жилой дом в упрощенном порядке, предусмотренном Федеральный законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Обращает внимание, что собственнику соседнего земельного участка с кадастровым номером " ... " А. выдано разрешение на строительство.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Газпром Трансгаз Томск", письменных объяснениях относительно апелляционной жалобы представитель ПАО "Газпром" полагают изложенные в жалобе доводы несостоятельными и просят оставить решение без изменения.
Представитель Вакиловой Н.А. - Ситников И.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ООО "Газпром Трансгаз Томск" Федотенко М.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал решение суда законным и обоснованным.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не сообщивших причин неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Вакилова Н.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, категории земель: земли населенных пунктов - под индивидуальное жилищное строительство, местоположение которого установлено относительно ориентира по направлению на юго-запад: " ... " " ... ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от " ... " N " ... ". Право собственности на указанный земельный участок возникло у истца на основании договора купли-продажи от " ... ".
Поименованный земельный участок был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером " ... " (путем образования " ... " земельных участков).
Распоряжением заместителя Главы Администрации Пушкинского сельского поселения от 20 сентября 2010 года N 23 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером " ... " "для сельскохозяйственного производства" изменен на "под индивидуальное жилищное строительство". Земельный участок с кадастровым номером " ... " поставлен на государственный кадастровый учет " ... ". Постановлением администрации Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 27 февраля 2014 года N 62 улице, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером " ... ", присвоено наименование " " ... "".
Согласно договору купли-продажи спорный земельный участок на момент его приобретения Вакиловой Н.А. строений не имел. В период пользования указанным земельным участком Вакилова Н.А. осуществила строительство на нем индивидуального жилого дома готовностью " ... "%, данное обстоятельство в ходе рассмотрения дела сторонами на оспаривалось.
" ... " Вакилова Н.А. обратилась в А. П. сельского поселения Омского муниципального района Омской области с заявлением о выдаче градостроительного плана принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером " ... ", разрешения на строительство жилого дома на нем. Письмом от " ... " N " ... " ей было отказано в выдаче указанных документов со ссылкой на нарушение п. 3.16 СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" о минимально-допустимых расстояний от оси магистрального газопровода до строений на ее земельном участке.
" ... " Вакилова Н.А. обратилась в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет незавершенного строительством жилого дома готовностью " ... "%, представив технический план незавершенного строительства N " ... " от " ... ".
" ... " филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области принято решение N " ... " о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Омская область, " ... ", П. сельское поселение, д. " ... ", " ... " на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" - несоответствие представленных документов, необходимых для кадастрового учета, по форме и содержанию требованиям действующего законодательства. Причиной приостановления кадастрового учета послужило то обстоятельство, что образуемый объект незавершенного строительства (жилой дом) определяется в границах территориальной зоны ИТ-3 (зона инженерной инфраструктуры), в которой наименование образуемого объекта недвижимости "жилой дом" градостроительным регламентов не предусмотрено. При этом заявителю рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления и разъяснено, что кадастровый учет данного объекта недвижимости будет приостановлен на срок до устранения обстоятельств, но не более чем на три месяца.
Решением филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области N " ... " от " ... " Вакиловой Н.А. отказано в осуществлении кадастрового учета незавершенного строительством жилого дома на основании пункта 6 части 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в связи с истечением срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета, не устранение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решений о приостановлении.
Полагая указанные действия ответчика незаконным, Вакилова Н.А. обратилась в суд с настоящим иском.
Давая правовую оценку заявленным требованиям, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, исходя из следующего.
В силу положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается на основании заявления заинтересованного лица с приложением помимо прочего правоустанавливающих документов в отношении земельного участка, градостроительного плана земельного участка, выдаваемого в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичная норма закреплена также в подпункте 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты являются составной частью правил землепользования и застройки, утверждение которых в соответствии со статьей 8 данного Кодекса относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (часть 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом в силу части 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости, не соответствующие установленному градостроительному регламенту территориальных зон (а именно: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом), могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Изложенное относится лишь к случаям, когда ранее возникшее использование объектов недвижимости сохраняется в неизменном виде. В случае же необходимости изменения параметров объектов капитального строительства (реконструкция) либо строительства новых объектов соблюдение требований градостроительных регламентов обязательно.
С учетом приведенных норм использование земельного участка его правообладателем в любом случае предопределяется не только видом разрешенного использования земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, но и теми требованиями, которые предъявляются градостроительными регламентами к территориальным зонам, в пределах которой находится спорный земельный участок.В этой связи не допускается строительство жилых домов на земельном участке, расположенном в территориальной зоне, не предусматривающей подобный вид использования земельного участка, независимо от вида разрешенного использования земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли; производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду; иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Согласно части 7 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования Пушкинского сельского поселения Омского района Омской области, утвержденные решением Совета Пушкинского сельского поселения Омского района Омской области от 23 декабря 2014 года N48 (карта градостроительного зонирования территории Муниципального образования "Пушкинское сельское поселение" Омского муниципального района Омской области в границах д. " ... "), земельный участок с кадастровым номером " ... " находится в зоне ИТ-3 (зона инженерной инфраструктуры). Данный факт сторонами в ходе рассмотрения дела, в суде апелляционной инстанции не оспаривался, подтверждается выкопировкой территориальных зон, представленной А. П. сельского поселения.
Для данной территориальной зоны ИТ-3 виды разрешенного использования определены статьей 31 Правил землепользования и застройки муниципального образования Пушкинского сельского поселения Омского района Омской области, утвержденные решением Совета Пушкинского сельского поселения Омского района Омской области от 23 декабря 2014 года N48 - основными видами являются объекты электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения; антенны сотовой, радиорелейной, спутниковой связи; офисы, конторы, административные здания инженерных служб; вспомогательными видами разрешенного использования - санитарно-защитные зоны; скверы, бульвары; защитные инженерные сооружения; иные вспомогательные объекты для обслуживания и эксплуатации строений, сооружений и коммуникаций; условно разрешенный вид использования - объекты жилищно-коммунального хозяйства.
Размещение индивидуальных жилых домов в данной территориальной зоне не предусмотрено.
В приведенной связи, учитывая, что принадлежащий Вакиловой Н.А. на праве собственности земельный участок расположен в границах территориальной зоны ИТ-3 (зона инженерной инфраструктуры), и строительство на нем жилого дома запрещено, основания для выдачи разрешения на строительство отсутствуют.
Ссылка в жалобе на то, что границы территориальных зон определены администрацией Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области неправильно, с нарушением установленного статьей 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядка не могут приниматься во внимание, поскольку соответствующих доказательств не представлено. Проверка положений Правил землепользования и застройки на соответствие требованиям закона осуществляется в рамках производства по административном делам об оспаривании нормативного правового акта ( глава 21 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации).
Довод жалобы о том, что территориальные зоны установлены А. после возникновения у истца права собственности на земельный участок судебная коллегия находит несостоятельным. Ранее действовавшие Правила землепользования и застройки, неотъемлемой частью которых в силу ст. 39 Правил являются карты градостроительного зонирования населенных пунктов Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, были утверждены в 2009 году, то есть ранее приобретения права собственности Вакиловой Н.А. на вышеуказанный земельный участок сведения о территориальной зоне в месте расположения земельного участка истца не содержали.
В дальнейшем органом муниципальной власти в рамках предоставленных законом полномочий определены территориальные зоны в д. Давыдовка, в том числе в месте расположения земельного участка истца. Указанные действия осуществлены после приобретения права собственности истцом на земельный участок, вместе с тем, не запрещены законом.
Соответственно, после принятия соответствующего нормативного правового акта об определении территориальной зоны, в которой находится спорный участок, землепользование им должно осуществляться только с соблюдением поименованных правил, что прямо предусмотрено статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доводы относительно лишения истца прав в отношении земельного участка при принятии соответствующего нормативного правового акта не соответствуют материалам дела основаны на субъективном понимании истцом правомочий собственника земельного участка, какие-либо действия ответчиком, предусмотренные статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации не осущствлялись.
Установление определенной территориальной зоны не могло и не может в настоящее время стать препятствием к использованию земельного участка, однако использование таких участков напрямую зависит от условий, установленных градостроительными регламентами.
Суждение Вакиловой Н.А. о том, что границы территориальной зоны ИТ-3 ошибочно внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Правил землепользования и застройки, судебной коллегией также отклоняется ввиду следующего.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В силу прямого указания данного закона, сведения о границах территориальных зон вносятся на основании Правил землепользования и застройки, и при внесении изменений в последние органы местного самоуправления обязаны направлять их для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости (п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"). Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права применительно к конкретным обстоятельствам дела и не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Утверждение Вакиловой Н.А. об отсутствии доказательств, подтверждающих вхождение ее земельного участка в охранную зону Магистрального газопровода СРТО-Омск " ... " км., (Омская область " ... " км.), инвентарный N " ... " и возможность сокращения минимального расстояния от оси газопровода до ее жилого дома, что подтверждено результатами проведенной по делу экспертизы, судебная коллегия полагает несостоятельным ввиду следующего.
Охранная зона в силу пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации является зоной с особыми условиями использования территорий, правовой режим которых характеризуется наличием ограничений, установленных законодательством РФ, а не зонированием территорий в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Границы таких зон могут не совпадать с границами территориальных зон (часть 3 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу вышеизложенного, нахождение земельного участка в зоне инженерной инфраструктуры само по себе влечет невозможность строительства на нем жилых домов независимо от включения в зону с особыми условиями использования территорий. В данной связи факт удаленности незавершенного строительством жилого дома Вакиловой Е.А. от магистрального газопровода правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.
Ссылка Вакиловой Е.А. на то, что отказ А. нарушает ее право зарегистрировать право собственности на жилой дом в упрощенном порядке, не может приниматься во внимание, поскольку предоставленная законом возможность осуществить регистрацию права собственности на объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства (часть 4 статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") не предполагает возможность создания и регистрации индивидуальных жилых домов в обход установленного законом порядка, с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Доводы Вакиловой Н.А. о выдаче А. П. сельского поселения собственнику соседнего земельного участка с кадастровым номером " ... " разрешения на строительство, которая как следует из материалов дела осуществлена " ... ", не может приниматься во внимание, поскольку указанное обстоятельство не имеют юридического значения для разрешения настоящего дела и факт наличия оснований для выдачи ей ( Вакиловой Н.А.) разрешения не подтверждают.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со статьей 16 данного Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется, в том числе, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости. Постановка на учет осуществляется, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Проверка представленных на кадастровый учет документов осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ и разделом третьим Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 февраля 2010 года N 42
Так, пунктом 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости установлено, что сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Из анализа указанных норм права следует, что при осуществлении кадастрового учета кадастровый орган обязан провести проверку представленных для кадастрового учета документов на предмет их соответствия действующему законодательству, в том числе регулирующему земельные правоотношения.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям этого Федерального закона.
Поскольку в ходе анализа представленных Вакиловой Н.А. для кадастрового учета незавершенного строительством жилого дома документов было выявлено несоответствие вида разрешенного использования земельного участка территориальной зоне, в которой данный участок расположен, имелись основания для приостановления осуществления кадастрового учета.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" одним из оснований для принятия органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении кадастрового учета является истечение срока приостановления осуществления кадастрового учета и неустранение заявителем обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета (ч. 13 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Учитывая, что решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области N " ... " от " ... " Вакиловой Н.А. отказано в осуществлении кадастрового учета незавершенного строительством жилого дома по данному основанию, решение ответчика в установленном законом порядке обжаловано не было, суд первой инстанции обоснованно отказал Вакиловой Н.А. в удовлетворении требований о возложении на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области обязанность выдать кадастровый паспорт на незавершенный строительством жилой дом, поскольку сведения о нем в государственном кадастре недвижимости как объекте недвижимого имущества отсутствуют, а орган кадастрового учета не может предоставлять сведения, отсутствующие в государственном кадастре недвижимости. Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Доводы жалобы об ограничении права собственности на земельный участок являются необоснованными, поскольку само по себе наличие у заявителя права собственности на земельный участок, расположенный в зоне инженерной инфраструктуры, не свидетельствует о возможности его использования в любых целях, в том числе, строительства, без учета приведенных положений законодательства и требований градостроительного регламента.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Вакиловой Н.А.
Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащей оценке представленных истцом доказательств судебная коллегия не принимает, так как из содержания оспариваемого судебного акта следует, что судом первой инстанции приняты во внимание все представленные в материалы дела письменные доказательства в их совокупности, которым дана соответствующая правовая оценка по изложенным в иске доводам. Несогласие с оценкой судом представленным доказательствам не может служить основанием к отмене постановленного решения.
При рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского районного суда Омской области от 18 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.