Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего ПЕТРАКОВОЙ Н.П.,
судей областного суда ДЕНИСЮКА О.Н.,
БОБЫЛЕВОЙ Л.Н.,
при секретаре ГИНЬКИНОЙ О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Медведевой Н.В., представляющей по доверенности интересы Медведева Д.А., апелляционному представлению помощника прокурора города Клинцы Лугового А.И. на решение Клинцовского городского суда Брянской области от 9 сентября 2015 года по иску прокурора города Клинцы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Медведеву Д.А. об устранении выявленных нарушений пожарной и антитеррористической безопасности,
Заслушав доклад судьи Петраковой Н.П., объяснения представителя по доверенности Медведева Д.А., полагавшего решение суда подлежащим отмене, прокурора Пахомовой Н.А., поддержавшего доводы представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Клинцы Брянской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Медведеву Д.А. об устранении выявленных нарушений пожарной и антитеррористической безопасности в торговом комплексе " "данные изъяты"". В обосновании заявленных требований прокурор ссылался на то, что прокуратурой города Клинцы с привлечением сотрудников ОНД по городу Клинцы и Клинцовскому ГУ МЧС России по Брянской области проведена проверка соблюдения антитеррористической и противопожарной безопасности в торговом комплексе " "данные изъяты"", расположенном по адресу: "адрес", собственником которого является Медведев Д.А.
В ходе проверки выявлен ряд нарушений требований пожарной и антитеррористической безопасности: здание построено с нарушением противопожарных разрывов от существующих зданий; на крыше отсутствует ограждение; размещаемые на объекте помещения складского и технического назначения не выделены противопожарными перегородками и перекрытиями; отсутствует акт проверки работоспособности внутреннего противопожарного водопровода ; отсутствует документация по установке системы противопожарной защиты объекта; объект не обеспечен электрическими фонарями; отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции; монтаж автоматической пожарной сигнализации, эвакуационных выходов выполнены с рядом нарушений; отсутствуют вторые эвакуационные выходы; на путях эвакуации допускается складирование горючих материалов и т.д. Кроме того, проведенной проверкой установлено, что объект с массовым пребыванием граждан не обеспечен надлежащим ограждением, подъезд к объекту имеет прямой доступ, что не соответствует требованиям антитеррористической защищенности объекта.
Ответчиком, как собственником указанного помещения, работы по устранению имеющихся нарушений не проводятся и не предпринимаются, в связи с чем прокурор просил суд запретить деятельность данного торгового центра до полного устранения выявленных нарушений пожарной и антитеррористической безопасности.
Решением Клинцовского городского суда Брянской области от 9 сентября 2015 года требования прокурора удовлетворены. Суд обязал Медведева Д.А. устранить выявленные нарушения пожарной и антитеррористической безопасности, а именно: обеспечить здание системой вытяжной противодымной вентиляции; устранить противопожарные разрывы; изменить высоту ступеней лестницы выхода на кровлю более 22 см; обеспечить противопожарными перегородками не ниже 1-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа объекты складского и технического назначения; установить наружную лестницу 3-го типа; сделать вторые эвакуационные выходы со 2, 3 этажей здания; провести проверку работоспособности расхода воды наружного противопожарного водопровода и внутреннего противопожарного водопровода; обеспечить наличие и сохранность документации на установку системы противопожарной защиты объекта.
Также суд постановилв случае не устранения указанных нарушений запретить деятельность торгового комплекса " "данные изъяты"", расположенного по адресу: "адрес" при вступлении решения суда в законную силу.
В апелляционном представлении помощник прокурора г. Клинцы Брянской области Луговой А.И. просит решение суда изменить, запретить деятельность торгового комплекса " "данные изъяты"" до устранения нарушений пожарной и антитеррористической безопасности в полном объеме.
В апелляционной жалобе Медведева Н.В., представляющая по доверенности интересы Медведева Д.А., просит отменить решение городского суда, указывая на то, что выявленные нарушения пожарной и антитеррористической безопасности в торговом комплексе " "данные изъяты"" устранены в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, заслушав объяснения Кулина Э.В., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора, представителя ГУ МЧС России по Брянской области, поддержавших доводы апелляционного представления и изложивших возражения на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что апелляционное представление подлежит удовлетворения, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности в силу статьи 3 вышеназванного закона являются: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О пожарной безопасности" и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).
Согласно части 1 статьи 6 Федеральный закон N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу статьи 1 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии со статьей 6 указанного закона, государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в решении задач в области пожарной безопасности.
Должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право: осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг).
В соответствии с положениями статьи 37 указанного Закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.
При этом, согласно положений статьи 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно Положению о государственном пожарном надзоре, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года N 290, в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность по проверке соблюдения юридическими лицами требований пожарной безопасности, основной задачей государственного пожарного надзора является защита жизни и здоровья граждан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Предусмотренное приведенной нормой правило имеет предупредительное значение и корреспондирует указанному в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способу защиты гражданских прав - пресечению деятельности, создающей угрозу нарушения права. Основанием возникновения данного обязательства, связанного с предупреждением причинения вреда, является факт опасности причинения вреда в будущем.
Часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 35 Федерального закона "О прокуратуре РФ" закрепляют за прокурором право обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Клинцы с привлечением сотрудников ОНД по г. Клинцы и Клинцовскому ГУ МЧС России по Брянской области соблюдения антитеррористической и противопожарной безопасности в торговом комплексе " "данные изъяты"", расположенном по адресу: "адрес", собственником которого является Медведев Д.А., был выявлен ряд нарушений требований пожарной и антитеррористической безопасности, а именно: здание построено с нарушением противопожарных разрывов от существующих зданий; на крыше отсутствует ограждение; размещаемые на объекте помещения складского и технического назначения не выделены противопожарными перегородками и перекрытиями; отсутствует акт проверки работоспособности внутреннего противопожарного водопровода; отсутствует документация по установке системы противопожарной защиты объекта; объект не обеспечен электрическими фонарями; отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции; монтаж автоматической пожарной сигнализации, эвакуационных выходов выполнены с рядом нарушений; отсутствуют вторые эвакуационные выходы; на путях эвакуации допускается складирование горючих материалов и т.д. Кроме того, проведенной проверкой установлено, что объект с массовым пребыванием граждан не обеспечен надлежащим ограждением, подъезд к объекту имеет прямой доступ, что не соответствует требованиям антитеррористической защищенности объекта.
В адрес собственника торгового комплекса " "данные изъяты"" Медведева Д.А. выписано предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку в силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Поскольку в срок, указанный в предписании, Медведев Д.А. не устранил выявленные нарушения требований пожарной и антитеррористической безопасности, суд требования прокурора удовлетворил, обязав истца устранить выявленные нарушения пожарной и антитеррористической безопасности, а именно: обеспечить здание системой вытяжной противодымной вентиляции; устранить противопожарные разрывы; изменить высоту ступеней лестницы выхода на кровлю более 22 см; обеспечить противопожарными перегородками не ниже 1-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа объекты складского и технического назначения; установить наружную лестницу 3-го типа; сделать вторые эвакуационные выходы со 2, 3 этажей здания; провести проверку работоспособности расхода воды наружного противопожарного водопровода и внутреннего противопожарного водопровода; обеспечить наличие и сохранность документации на установку системы противопожарной защиты объекта.
Одновременно суд указал, в случае не устранения указанных нарушений запретить деятельность торгового комплекса " "данные изъяты"", расположенного по адресу: "адрес" при вступлении решения суда в законную силу.
В соответствии со статьей 55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено федеральным законом, в случаях нарушения при эксплуатации зданий, сооружений требований технических регламентов, проектной документации эксплуатация зданий, сооружений может приостанавливаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
При таких обстоятельствах, поскольку в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности и на момент вынесения решения указанные нарушения не были устранены, что свидетельствует об опасности причинения вреда жизни, здоровью и имущества граждан в будущем, коллегия считает, что деятельность торгового комплекса " "данные изъяты"" следует запретить до полного устранения выявленных нарушений требований пожарной и антитеррористической безопасности.
Разрешая вопрос о запрете деятельности торгового центра, коллегия принимает во внимание поведение ответчика, как лица, осуществляющего опасную деятельность, представитель которого в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции пояснил, что ни одно из нарушений норм и требований пожарной безопасности, указанных в акте обследования торгового центра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. "данные изъяты") до настоящего времени ими не выполнены, никаких мер для устранения опасности либо минимизации негативных последствий не принято.
Довод апелляционной жалобы о том, что помещение соответствует требованиям пожарной безопасности, что подтверждается решением Клинцовского городского суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ о признании за Медведевым Д.А. права собственности на нежилое здание торгово-бытового комплекса, общей площадью "данные изъяты", расположенное по адресу: "адрес", судебной коллегией отклоняется, поскольку доказательств пожарной безопасности вышеназванного объекта, характеризующих возможность предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Согласно заключению пожарно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ торговый комплекс с массовым пребыванием граждан " "данные изъяты"" не соответствует требования правил пожарной безопасности. Выявленные нарушения соответствуют нарушениям, установленным в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты необходимо реализовать в полном объеме требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
Доказательств проведения указанных мероприятий на спорном объекте ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Вместе с тем коллегия считает необходимым решение суда в части запрета деятельности торгового комплекса " "данные изъяты"", расположенного по адресу: "адрес" случае не устранения указанных при вступлении решения суда в законную силу отменить и принять в данной части новое решение : запретить деятельность торгового комплекса " "данные изъяты"" до устранения нарушений пожарной и антитеррористической безопасности, указанных в решении суда.
Руководствуясь статьями 327, 329, частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Клинцовского городского суда Брянской области от 9 сентября 2015 года по иску прокурора города Клинцы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Медведеву Д.А. об устранении выявленных нарушений пожарной и антитеррористической безопасности отменить в части запрета деятельности торгового комплекса " "данные изъяты"", расположенного по адресу: "адрес" при вступлении решения суда в законную силу в случае не устранения нарушений указанных в решении суда.
В данной части вынести новое решение:
запретить деятельность торгового комплекса " "данные изъяты"" расположенного по адресу: "адрес" до устранения нарушений пожарной и антитеррористической безопасности, указанных в решении городского суда.
Председательствующий ПЕТРАКОВА Н.П.
Судьи ДЕНИСЮК О.Н.
БОБЫЛЕВА Л.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.