Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В.
судей областного суда Алейниковой С.А., Маклашова В.И.
при секретаре Милица Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Барсуковой О.Н. на решение Советского районного суда гор. Брянска от 9 сентября 2015г. по делу по иску Барсуковой О.Н. к ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области", Главному управлению МЧС России по Брянской области о восстановлении на работе, понуждении к совершению действий, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад по делу судьи Маклашова В.И., объяснения Барсуковой О.Н. и ее представителя по письменному заявлению Артюкова В.А., возражения на доводы жалобы представителя ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области" Романовой Ю.И. и представителя Главного управления МЧС России по Брянской области Молявиной А.Д., заключение прокурора Николаевой С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Барсукова О.Н. обратилась с иском в суд к начальнику ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области" ссылаясь на то, что проходила службу в должности "данные изъяты" в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Отряд технической службы федеральной противопожарной службы по Брянской области" (долее ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области"). Уволена приказом N-не от "дата"г. на основании приказа ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области" в связи с организационно-штатными мероприятиями. С увольнением не согласна в связи с тем, что на ее иждивении находятся трое несовершеннолетних детей. Иных самостоятельных заработков в семье не имеется. Единственным источником дохода является пенсия супруга. Ей ни одна должность не предлагалась. Рапорт о назначении на временно вакантную должность оставлен без рассмотрения и без удовлетворения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец, с учетом уточнений, просила суд признать действия ФГЬУ "ОТС ФПС по Брянской области" связанные с изданием приказа об увольнении, "данные изъяты" Барсуковой О.Н. из списков личного состава неправомерными; обязать ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области" устранить допущенное нарушение прав, путем отмены вышеназванного приказа, восстановив "данные изъяты" Барсукову О.Н. в списках личного состава ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области" с "дата"; взыскать с ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области" в пользу истца заработную плату за время вынужденного прогула, начиная с "дата" и компенсацию морального вреда в сумме *** обязать Главное управление МЧС России по Брянской области предложить Барсуковой О.Н. для дальнейшего прохождения службы все имеющиеся вакантные должности младшего и среднего начальствующего состава на момент сокращения занимаемой ею должности, обязанности по которым она сможет выполнять в соответствии с состоянием здоровья и квалификации.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика начальника ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области" на надлежащего - ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области".
Определением суда от 07.04.2015г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено Главное управление МЧС России по Брянской области.
Решением Советского районного суда г.Брянска от 09 сентября 2015 года в удовлетворении исковых требований Барсуковой О.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Барсукова О.Н. просит решение суда отменить, поскольку считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что приходя к выводу о правомерности действий ответчика по изданию приказа об увольнении, суд не учет положения ст.179 ТК РФ, предусматривающие преимущественное право оставления на работе, ввиду наличия у нее троих детей. Полагает, что судом необоснованно дана оценка обязанности работодателя по предложению сокращаемому работнику вакантных должностей, имевшихся только в распоряжении ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области", поскольку в соответствии с п. 57 Инструкции о порядке применения Положения о службе в ОВД РФ штатные вакантные должности должны быть предложены не только в данной, но и в иной организации, обязанности по которым работник может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности. При этом суд не проверил трудоустройство других сотрудников, занимавших сокращаемые должности, которым предложены другие вакантные должности в подчиненных подразделениях ГУ МЧС РФ по Брянской области. Не согласна с выводом суда о нахождении ее в распоряжении ОВД более двух месяцев, поскольку в срок нахождения в распоряжении ОВД не засчитываются период освобождения от исполнения служебных обязанностей по болезни и период пребывания в очередном ежегодном и (или) дополнительном отпусках за текущий год.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Советского района г.Брянска Тулупова У.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения. Полагает, что решение суда первой инстанции постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области" Романова Ю.И. и представитель Главного управления МЧС России по Брянской области Молявина А.Д. просят оставить решение районного суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывают на то, что процедура увольнения истца была проведена без нарушений, все социальные гарантии соблюдены.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Барсукова О.Н. и ее представитель по письменному заявлению Артюков В.А., поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области" Романова Ю.И. и представитель Главного управления МЧС России по Брянской области Молявина А.Д., просили оставить решение районного суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Николаевой С.Н., полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Барсукова О.Н. проходила службу в должности "данные изъяты" ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области" с "дата" на основании контракта, заключенного на срок до "дата", который впоследствии продлен по "дата".
Приказом начальника ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области" от "дата" N-не истец уволена из Государственной противопожарной службы МЧС России по п."Е" ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов) с "дата".
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что увольнение Барсуковой О.Н. является законным и обоснованным, процедура увольнения, а также социальные гарантии истца работодателем полностью соблюдены, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска не имеется.
. Изложенные в решении суда выводы основаны на фактических обстоятельствах, нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах, в связи с чем, оснований с ними не согласиться у судебной коллегии не имеется.
Прохождение службы в Государственной противопожарной службе МЧС России согласно статье 40 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе МЧС РФ, регулируется Положением о службе в органах внутренних дел, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (далее - Положение).
Нормы Трудового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникшим при прохождении службы, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм трудового законодательства по аналогии.
Согласно п. "е" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 г. N 4202-1, сотрудник может быть уволен со службы по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органов внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника на службе. В соответствии со ст. 60 Положения сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее, чем за два месяца до увольнения.
Пунктом 155 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. приказом МЧС России от 3 ноября 2011 года N 668 предусмотрено увольнение сотрудника по сокращению штатов по инициативе руководителя организации МЧС России может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования соответствующих сотрудников, при их отказе от назначения на иную должность в данной организации МЧС России или перемещения по службе в иную организацию МЧС России, в том числе в организацию МЧС России, находящуюся в другой местности. До увольнения из организации МЧС России сотруднику предлагаются все имеющиеся соответствующие его квалификации вакантные должности (в том числе нижестоящие).
При рассмотрении дела судом установлено, что во исполнение приказа МЧС России от "дата". N "Об установлении численности сотрудников и работников федеральной противопожарной службы", приказом Главного управления МЧС России по Брянской области N от "дата" внесены изменения в штатное расписание ФГБУ "Отряд технической службы федеральной противопожарной службы по Брянской области", с "дата".
В соответствии с указанным приказом в Группе кадровой и воспитательной работы сокращению подлежала должность "данные изъяты", связанная с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы.
"дата" Барсукова О.Н. была ознакомлена под роспись с уведомлением о сокращении занимаемой ею должности с "дата" и с ней проведена беседа.
В связи с тем, что новое штатное расписание ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области", утвержденное приказом N от "дата". Главного управления МЧС России по Брянской области не предусматривало должностей рядового и младшего начальствующего состава, Барсуковой О.Н. были предложены должности сотрудников в ФГКУ "1 ОФПС по Брянской области", а именно: "данные изъяты" (место службы г. Брянск) на период отпуска по уходу за ребенком Л.Е.А., "данные изъяты" (место службы в г. Новозыбков Брянской области) и должности работников ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области": "данные изъяты", "данные изъяты" пожарной части технической службы N11 до выхода на работу К.К.А.
Вместе с тем, от предложенных вакансий истец отказалась, что подтверждается представленными в дело доказательствами.
Приказом ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области" от "дата" Барсукова О.Н. освобождена от занимаемой должности и зачислена в распоряжение ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области" на срок не более двух месяцев с "дата".
"дата" истец представлена к увольнению и на основании приказа начальника ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области" от "дата" N-не уволена из Государственной противопожарной службы МЧС России по п. "Е" ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов) с "дата".
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы истца о нарушении работодателем Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе МЧС России, утвержденная Приказом МЧС РФ от 03.11.2011 N 668, в части нарушения срока исчисления нахождения в распоряжении, поскольку принимает во внимание, что истец была уведомлена о предстоящем увольнении по п."е" ст.58 Положения (по сокращению штатов) "дата", а также о порядке увольнения входе проведенной с ней беседы, уволена - "дата", то есть не ранее установленного двухмесячного срока.
Доводы жалобы о нарушении работодателем при увольнении истца положений ст. 179 Трудового кодекса РФ признаются судебной коллегией несостоятельными и подлежащими отклонению, поскольку по смыслу вышеуказанной нормы преимущественное право оставления работника на работе исследуется работодателем только в том случае, если подлежит сокращению одна из одинаковых должностей определенного структурного подразделения, однако новое штатное расписание ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области" не предусматривало должностей рядового и младшего начальствующего состава, а ранее занимаемая истцом единица "данные изъяты" сокращена.
Вопреки доводам жалобы, разрешая требования в части возложения на ГУ МЧС России по Брянской области обязанности предложить истцу все имеющиеся вакантные должности, суд правильно исходил из того, что ГУ МЧС России по Брянской области не обладает такими полномочиями, поскольку не является непосредственным работодателем истца.
Пределы компетенции начальника Главного Управления и ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области" определены Приказом МЧС России N от "дата" "О правах и полномочиях должностных лиц Министерства РФ по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по применению положения о службе в органах внутренних дел РФ в отношении подчиненных им сотрудников федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы", а именно п. 11 развела II приложения N указанного приказа установлено, что начальники подразделений ФПС ГПС и учреждений (организаций) МЧС России, в которых штатами предусмотрены кадровые органы, обладают полномочиями по назначению на должности и освобождению от должностей в отношении сотрудников рядового и младшего начальствующего состава.
Поскольку контракт о приеме на службу и приказ о назначении на должность были оформлены ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области", являющимся самостоятельным юридическим лицом, то именно данным учреждением, как непосредственным работодателем, были предложены вакантные должности, от которых истец отказалась.
Довод жалобы о том, что истцу не были предложены все имеющиеся вакантные должности, был предметом исследования и оценки суда первой инстанции по правилам ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, мотивы и основания, по которым он отклонен судом, подробно приведены в мотивировочной части решения суда, оснований для переоценки которого судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах, учитывая, что срок уведомления истца о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата соблюден, у ответчика действительно имело место сокращение штатов, от предложенных вакантных должностей истец отказалась, оснований для применения положений ст. 179 ТК РФ у работодателя не имелось, социальные гарантии соблюдены, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Барсуковой О.Н.
Поскольку увольнение истца из Государственной противопожарной службы МЧС России по п. "Е" ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации было произведено правомерно, суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для взыскания с ответчика заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Учитывая изложенное судебная коллегия полагает, что судом были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка с учетом доводов сторон и представленных доказательств. Выводы суда полностью мотивированы. Решение суда постановлено в соответствии с требованиями норм материального права, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, указанные заявителем доводы жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и ставящих под сомнение законность постановленного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 09 сентября 2015 года по делу по иску Барсуковой О.Н. к ФГБУ "ОТС ФПС по Брянской области", Главному управлению МЧС России по Брянской области о восстановлении на работе, понуждении к совершению действий, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу Барсуковой О.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.В. Горбачевская
Судьи областного суда С.А. Алейникова
В.И. Маклашов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.