Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Палянчук Т.А., Роговой С.В.
по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.
при секретаре Красулиной О.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Сочи по доверенности Симованян В.Р. на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 26 октября 2015 года,
заслушав доклад судьи Дунюшкиной Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Адлерского района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации города Сочи об обязании обеспечить в соответствии с требованиями паспорта доступности объекта условия для беспрепятственного доступа в МОБУ СОШ N 26 по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул.Голубые Дали, д.60 инвалидов - колясочников, инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата и инвалидов по зрению.
В обоснование доводов указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что здание школы по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул.Голубые Дали, д.60 принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи, и находятся на праве оперативного управления у МОБУ СОШ N 26.
Данное здание школы не отвечает требованиям законодательства о социальной защите инвалидов, то есть не соответствует установленным требованиям доступности для людей с ограниченными возможностями, что является нарушением СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", а также нарушает требования Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Бездействие администрации города Сочи по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту инфраструктуры - МОБУ СОШ N 26 по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Голубые Дали, д.60, считает незаконным, нарушающим права инвалидов.
В судебном заседании помощник прокурора Барахович С.В. на удовлетворении иска настаивала.
Представитель администрации города Сочи в судебное заседание не явился, хотя извещен был надлежаще и своевременно о месте слушания дела.
Представитель третьего лица УСЗН МСРСП Краснодарского края в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи в судебное заседание не явился, просил рассмотреть иск в свое отсутствие, исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.
Обжалуемым решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 26 октября 2015 года исковое заявление прокурора Адлерского района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сочи о возложении обязанности по обеспечению условий инвалидов для беспрепятственного доступа в МОБУ СОШ N 26 города Сочи, - удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель администрации города Сочи по доверенности Симованян В.Р. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении заявленных исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Стукова Д.Г., просившего оставить без изменения решение суда, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Аналогичные положения закреплены в пункте 6.1 Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры города Сочи, утвержденного Решением Городского Собрания Сочи от 26.10.2001 года N 192.
Согласно пункта 4 Положения к объектам городской инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями, устройствами, оборудованием, относятся, в том числе, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Законом Краснодарского края от 27.04.2007 года N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" определены объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащие оснащению специальными приспособлениями и оборудованием.
Согласно статьи 3 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 года N 1229-КЗ к перечисленным объектам относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда постоянного и временного проживания, гостиницы; административные здания и сооружения; культурно-зрелищные учреждения (театры, кинотеатры, концертные, выставочные залы, библиотеки, музеи); организации образования, социального назначения, здравоохранения, аптеки, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения.
В силу требований части 1 статьи 4 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 года N 1229-КЗ объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах наземных и подземных переходов магистральных улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств и в местах посадки и высадки пассажиров; лифтами или подъемными платформами и другими инженерными устройствами и оборудованием в зданиях, посещаемых маломобильными гражданами, на этажах выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа) со световой и звуковой информирующей сигнализацией у каждой двери лифта: специальными указателями (международными символами) переходов улиц и маршрутов движения маломобильных граждан по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон, рельефными направляющими для ориентировки незрячих на привокзальных площадях; звуковой сигнализацией у светофоров, звуковыми маяками на входах в подземные переходы; телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках; специальными предупреждающими указателями на пути движения около строящихся и ремонтируемых объектов, в том числе ограждениями, мостиками и перилами; местами для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, расположенными в зрительных залах в отдельных рядах и выходящими на самостоятельный путь эвакуации; санитарно-гигиеническими помещениями, приспособленными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках; местами хранения кресел-колясок в раздевальных помещениях при спортивных сооружениях для занимающихся спортом инвалидов.
Исполнительные органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной и инженерной инфраструктур и для беспрепятственного пользования общественным транспортом, средствами связи и информации. Организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (статья 5 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 года N 1229-КЗ).
На территории Краснодарского края также действует, утвержденная Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 года N 1176 государственная программа Краснодарского края "Доступная среда".
Как следует из материалов дела, здание школы по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул.Голубые Дали, д.60 принадлежат на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 16.07.2007 года серия 23 АВ N 272455.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.07.2007 года N 272456 здание школы, расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Голубые Дали, д.60 принадлежит на праве оперативного управления МОБУ СОШ N 26.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что согласно заключению о доступности - объект МОБУ СОШ N 26 расположенный по адресу г. Сочи, Адлерский район, ул.Голубые Дали, д.60 является недоступным для инвалидов-колясочников, инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению.
Данные обстоятельства подтверждаются паспортом доступности для инвалидов общественного здания от 29.07.2015 года, составленным специалистом УСЗН в Адлерском районе города Сочи.
Указанные нарушения СП 59.13320.2012, не устраненные до настоящего времени, являются уклонением от исполнения требований статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также Закона Краснодарского края от 27.04.2007 года N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае".
Поскольку здание школы расположенное по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул.Голубые Дали, д.60, является муниципальной собственностью, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что финансирование должно производиться из средств муниципального бюджета, в связи с чем верно указал, что бремя его содержания, в том числе обеспечение необходимых условий для доступа в помещения маломобильных граждан должно осуществляться администрацией города Сочи.
Несоблюдение администрацией города Сочи установленных требований препятствуют инвалидам, так и другим гражданам в реализации гражданских прав и свобод, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, с ограниченными возможностями.
С учетом изложенного, суд первой инстанции имел достаточные основания для удовлетворения исковых требований прокурора в полном объеме.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод жалобы о нарушении права на судебную защиту, в связи с не назначением судом первой инстанции по делу судебной экспертизы в целях выяснения возможности приведения здания в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, статей 36, 46 Федерального закона от 27.12.2000 года N 184 "О технической регулировании" судебной коллегией не принимается, поскольку для разрешения возникшего спора необходимость применения специальных познаний отсутствует.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному - неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции вынес по делу законное и обоснованное решение.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего спора, не допущено.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 26 октября 2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Сочи - оставить без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.