Судья Магаданского областного суда Баюра Л.Н.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Мамаджонова А.Б.,
защитника Бессчётновой М.А.,
представителя административного органа - отдела Федеральной миграционной службы России по Магаданской области Зинченко О.В.,
переводчика А..,
при секретаре судебного заседания Иващенко А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Бессчётновой М.А., действующей в интересах Мамаджонова А.Б., на постановление судьи Ольского районного суда от 19 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Мамаджонова А.Б., " ... "
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Ольского районного суда от 19 февраля 2016 года гражданин " ... " Мамаджонов А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере " ... " рублей с административным принудительным выдворением за пределы Российской Федерации.
Мамаджонов А.Б. помещен в Специальное учреждение для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации ( "адрес"), до его административного выдворения.
В поданной в Магаданский областной суд жалобе защитник Бессчётнова М.А. выражает несогласие с постановлением судьи в части назначения Мамаджонову А.Б. дополнительного наказания в форме принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации. Просит постановление судьи в указанной части отменить.
Ссылаясь на положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", полагает, что судьей при принятии решения не были учтены обстоятельства совершенного административного правонарушения и не в полной мере изучены данные о личности нарушителя.
Приводя сведения об отдаленности от города и труднодоступности лесной местности, в которой находится место работы Мамаджонова А.Б., указывает, что у Мамаджонова А.Б. отсутствовала реальная возможность в период с 25 ноября 2015 года по 10 декабря 2015 года выехать с места своего фактического пребывания и продлить действие патента.
В этой связи полагает, что правонарушение Мамаджоновым А.Б. было совершено непреднамеренно, в виду стечения обстоятельств.
Отмечает, что Мамаджонов А.Б. осуществляет трудовую деятельность на территории Российской Федерации с 2011 года, нарушений миграционного законодательства не допускал, административному наказанию подвергнут не был; в совершении настоящего административного правонарушения раскаялся, добровольно сообщил о нем в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, оказывал содействие в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу; незаконно находится на территории Российской Федерации непродолжительный промежуток времени - с 09 декабря 2015 года. Обращает внимание на отсутствие у него умысла и на то, что в результате его действий вред причинен не был.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения защитника Бессчётновой М.А., объяснение Мамаджонова А.Б., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя отдела Федеральной миграционной службы России по Магаданской области Зинченко О.В., полагавшей постановление судьи не подлежащим отмене по доводам жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1.1. статьи 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По общему правилу, установленному в части 1 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ, срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 5 указанного Федерального закона временно пребывающий в Российскую Федерацию иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 5 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 настоящего Федерального закона.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 5 статьи 13.3 названного Федерального закона установлено, что патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
При этом часть 4 статьи 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что фиксированный авансовый платеж уплачивается налогоплательщиком по месту жительства (месту пребывания) налогоплательщика до дня начала срока, на который выдается патент, либо дня начала срока, на который продлевается срок действия патента.
Отсюда следует, что авансовый платеж при первоначальном получении патента должен быть уплачен до дня его выдачи, а последующие платежи для продления патента должны быть уплачены до дня окончания срока действия патента и только при таких обстоятельствах он считается продленным.
Как установлено судьей и следует из материалов дела, Мамаджонов А.Б. является гражданином " ... ", въехал на территорию Российской Федерации 05 августа 2015 года по 02 ноября 2015 года, цель въезда - работа.
На основании личного заявления Мамаджонову А.Б. выдан патент, период действия которого с 09 сентября 2015 года до 09 декабря 2015 года.
Срок действия патента Мамаджонов А.Б. в установленном законом порядке не продлил, следовательно, срок разрешенного пребывания в Российской Федерации для него определен до 09 декабря 2015 года.
Из протокола об административном правонарушении следует, что 19 февраля 2016 года в ходе проверки документов, удостоверяющих личность, сотрудниками МП ОФМС России по Магаданской области в Ольском районе был выявлен гражданин " ... " Мамаджонов А.Б., который 10 декабря 2015 года в 00 час. 01 мин. допустил нарушение режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, что выразилось в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания (срок разрешенного пребывания в Российской Федерации до 09 декабря 2015 года).
Таким образом, Мамаджонов А.Б. своевременно не принял предусмотренных миграционным законодательством мер для легализации своего пребывания на территории Российской Федерации и с 10 декабря 2015 года проживал в Магаданской области без документов, подтверждающих его право на пребывание на территории Российской Федерации, от выезда за пределы Российской Федерации по истечении установленного законом срока пребывания он уклонился.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 19 февраля 2016 года N ... , учетными сведениями ОФМС, копией паспорта Мамаджонова А.Б., копией патента на имя Мамаджонова А.Б., копией уведомления о прибытии Мамаджонова А.Б. на территорию Российской Федерации, копией миграционной карты на имя Мамаджонова А.Б.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ и свидетельствуют о наличии в действиях Мамаджонова А.Б. события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1. статьи 18.8 КоАП РФ, поскольку Мамаджонов А.Б. уклонился от выезда за пределы Российской Федерации по истечении установленного законом срока пребывания.
При таких обстоятельствах действия Мамаджонова А.Б. правильно квалифицированы судьей районного суда по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении в отношении Мамаджонова А.Б. составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, с указанием обстоятельств дела, состава правонарушения, статьи КоАП РФ, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение.
Доводы, приведенные в жалобе о том, что у Мамаджонова А.Б. не было умысла на совершение правонарушения, не влияют на правильность выводов судьи о его виновности, поскольку субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, выражается как в форме умысла, так и неосторожности.
Работая в труднодоступных районах Магаданской области, иностранный гражданин Мамаджонов А.Б. обязан был своевременно принять меры для легализации своего пребывания на территории Российской Федерации. Более того, миграционное законодательство допускает выдачу патента на срок до 12 месяцев.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Требования статьи 4.1 КоАП РФ судьей районного суда при назначении Мамаджонову А.Б. административного наказания соблюдены. Судьей были учтены характер совершенного административного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, его имущественное и семейное положение, конкретные обстоятельства дела, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Как следует из пояснений Мамаджонова А.Б. в судебном заседании, его супруга и дети постоянно проживают "адрес", иных родственников, проживающих на территории Магаданской области, он не имеет.
В связи с чем назначенное Мамаджонову А.Б. дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не нарушает право на уважение его личной и семейной жизни, и не противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Оснований, исключающих назначенное Мамаджонову А.Б. наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, по делу не установлено. Назначение судьей указанного административного наказания основывается на фактических данных, установленных по делу, подтверждающих действительную необходимость применения к Мамаджонову А.Б. такой меры ответственности, в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
С учетом изложенного доводы жалобы о том, что в ходе производства по делу об административном правонарушении не в полной мере была изучена личность лица, в отношении которого ведется производство по делу, нельзя признать несостоятельными.
Ссылка жалобы на длительное проживание Мамаджонова А.Б. на территории Магаданской области, незначительный период правонарушения, а также отсутствие фактов привлечения к административной ответственности, правового значения для квалификации действий Мамаджонова А.Б. не имеет правильности сделанных судьей районного суда выводов не опровергает, и не может служить основанием для освобождения его от административной ответственности за совершенное правонарушение.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Постановление о привлечении Мамаджонова А.Б. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, влекущих в силу положений статьи 24.5 КоАП РФ прекращение производства по делу об административном правонарушении, не имеется, также отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
При этом не имеет правового значение отсутствие вреда в результате действий Мамаджонова А.Б., поскольку часть 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ содержит формальный состав, и ответственность по данной статье наступает за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, независимо от причиненного этими действиями какого-либо вреда.
При привлечении Мамаджонова А.Б. к административной ответственности каких-либо существенных нарушений процессуального закона, которые в силу статьи 30.7 КоАП РФ явились бы основанием к отмене постановления, судьей не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья Магаданского областного суда
РЕШИЛА:
постановление судьи Ольского районного суда Магаданской области от 19 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении Мамаджонова А.Б. оставить без изменения, жалобу защитника Бессчётновой М.А., поданной в интересах Мамаджонова А.Б., - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье, либо опротестовано прокурором.
Судья Л.Н. Баюра
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.