Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Ечина А.А.,
судей Баюры Л.Н., Адаркина И.А.,
при секретаре Иващенко А.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов Ш. к мэрии города Магадана о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе мэрии города Магадана на решение Магаданского городского суда от 17 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Баюры Л.Н., возражения истца Ш. относительно апелляционной жалобы, объяснения помощника прокурора Магаданской области Розенберг Н.Л., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Магадана обратился в суд в защиту прав и законных интересов Ш. с иском к мэрии города Магадана о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования мотивировал тем, что Ш., "дата" рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Ш. - И. решением Магаданского городского суда от "дата" признана безвестно отсутствующей, а в качестве отца в свидетельстве о рождении со слов матери указан А.
Постановлением мэрии города Магадана от "дата" N ... несовершеннолетняя Ш. передана под предварительную опеку Ф.
Жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или по договору социального найма, Ш. не имеет.
Решением органа опеки и попечительства управления образования мэрии города Магадана от 25 августа 2014 года Ш. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
Ссылаясь на статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", просил возложить на мэрию города Магадана обязанность предоставить Ш. изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства жилое помещение площадью не менее 15 кв.м., расположенное на территории города Магадана, по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Магаданского городского суда от 17 декабря 2015 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе мэрия города Магадана ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регламентирующего спорные правоотношения.
В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции.
В жалобе указывает, что факт отнесения гражданина к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сам по себе не может являться основанием для обеспечения такой категории граждан жилым помещением.
По мнению ответчика, обязательным условием предоставления жилого помещения для данной категории граждан является включение гражданина в областной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список).
Полагает, что требования о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда заявлены преждевременно, поскольку Ш. включена в областной список на 2016 год.
Обращает внимание, что в соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 2, части 1 статьи 5 Закона Магаданской области N 875-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями" финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных образований субвенций из областного бюджета, использование которых допускается только по целевому назначению.
Бюджетные средства на обеспечение Ш. жилым помещением в 2015 году предусмотрены не были. В этой связи считает, что право истца на обеспечение жилым помещением мэрией города Магадана нарушено не было.
В возражениях на апелляционную жалобу участвовавший в деле прокурор полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Ответчик, извещенный надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, о причинах неявки представителя не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал. Учитывая мнение явившихся лиц, руководствуясь положениями части 1 статьи 327, частей 1, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика - мэрии города Магадана.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ш., "дата" рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Ш. - И. решением Магаданского городского суда от "дата" признана безвестно отсутствующей. В качестве отца со слов матери в свидетельстве о рождении указан А. (л.д. 12, 13, 18-23).
Постановлением мэрии города Магадана от "дата" N ... над несовершеннолетней Ш. установлена предварительная опека (л.д. 29).
Решением Ольского районного суда от 01 октября 2012 года И. и Ш. признаны утратившими право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по "адрес", в связи с длительным непроживанием (л.д. 24-28).
Жилых помещений, принадлежащих на праве собственности или находящихся в пользовании по договору социального найма на территории Магаданской области, Ш. не имеет (л.д. 30, 31, 32).
По результатам рассмотрения заявления Ш. отделом опеки и попечительства управления образования мэрии города Магадана 25 августа 2014 года принято решение о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилья (л.д. 33-34, 35-36).
До настоящего времени Ш. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не обеспечена.
Статья 40 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
При этом право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 3 данной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Аналогичные положения содержит и региональное законодательство - Закон Магаданской области от 30 декабря 2013 N 541-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области" (далее - Закон Магаданской области N 541-ОЗ).
Таким образом, действующим законодательством (федеральным и региональным) предусмотрено немедленное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда данной категории граждан по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. При этом реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от включения их в Список, а также очередности и отсутствия или недостаточности бюджетного финансирования.
Вышеприведенные нормы материального права с учетом установленных по делу обстоятельств свидетельствуют о наличии у Ш. права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а также обязанности ответчика предоставить ей данное жилье. При этом такая обязанность возникла у ответчика с момента обращения Ш. с заявлением о включении ее в Список на получение жилья 25 августа 2014 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Ш. обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилых помещений, следовательно, имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, полагая его основанным на законе и установленных обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязательным условием предоставления жилого помещения названной категории граждан является включение гражданина в Список на соответствующий год в порядке, утвержденном постановлением администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года N ... , не являются основанием для отмены решения суда.
Из содержания приведенных выше норм права следует, что федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
При этом вопреки доводам апелляционной жалобы ни статья 8, ни иные статьи указанного закона не устанавливают включение гражданина в Список в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ указание на то, что формирование Списка осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться при условии и после включения лиц соответствующей категории в указанный Список.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы и его взаимодействие с органами опеки и попечительства по месту жительства лиц, указанной категории и т.п.
В силу положений статьи 2 Закона Магаданской области N 541-ОЗ формирование и ведение Списка осуществляется министерством образования и молодежной политики Магаданской области на основании данных, предоставляемых органами опеки и попечительства по месту жительства лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном постановлением Правительства Магаданской области.
Следовательно, действующее законодательство не ставит предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от каких-либо условий, в том числе от времени исполнения органами опеки и попечительства по месту жительства таких лиц своей обязанности по представлению в уполномоченный орган субъекта Списка на очередной год, времени постановки на учет такого лица, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет указанной категории граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие или ненадлежащее финансирование на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, то обстоятельство, что в бюджете субъекта не были предусмотрены средства на обеспечение истца жилым помещением в 2015 году, не может служить основанием для ограничения права Ш. на жилищное обеспечение.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют правовую позицию ответчика, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, дополнительной аргументации не содержат, сводятся к несогласию с выводами суда и не указывают на обстоятельства, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияют на обоснованность и законность постановленного решения либо опровергают выводы суда первой инстанции.
Доводы ответчика основаны на ином толковании норм материального права и основаниями, предусмотренными статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда в апелляционном порядке не являются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда от 17 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Магадана - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Ечин
Судьи Л.Н. Баюра
И.А. Адаркин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.